Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:56, курсовая работа
Цель: научиться пониманию основных положений психоаналитической теории З. Фрейда.
Задачи: сформировать представление
• об основных исследованиях в области бессознательного до психоаналитической теории З. Фрейда.
• об основных фактах биографии З. Фрейда и об этапах развития его научно-практической деятельности.
• о структуре личности по З.Фрейду как единства трех взаимосвязанных компонентов.
• об инстинктах жизни и смерти (либидо и мортидо) в теории З. Фрейда.
• о стадиях психосексуального развития личности.
Введение 3
1. Структура личности по Фрейду 5
1.1. «Оно» 5
1.2. «Я» 8
1.3. «Сверх-Я» 9
2. Развитие личности 11
2.1. Психосексуальные стадии 11
2.2 Оральная стадия 12
2.3. Анальная стадия 14
2.4. Фаллическая стадия 15
2.5. Генитальная стадия 19
3. Типы тревоги по Фрейду и механизмы защиты 22
Заключение………………………………………………………………………31
Глоссарий………………………………………………………………………...32
Список использованных источников…………………………………………...35
Сверх-Я
считается полностью сформировавшимся,
когда родительский контроль заменяется
самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля
не служит целям принципа реальности.
Сверх-Я, пытаясь полностью затормозить
любые общественно осуждаемые импульсы
со стороны Оно, пытается направлять человека
к абсолютному совершенству в мыслях,
словах и поступках. Короче говоря, оно
пытается убедить Я в преимуществе идеалистических
целей над реалистичными.
2.1
Психосексуальные стадии
Одна из предпосылок психоаналитической теории состоит в том, что человек уже рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как стадии психосексуального развития. По Фрейду- психосексуальное развитие это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от культурного уровня. Он считал, что половое влечение, или либидо является основной силой, мотивирующей поведение и оно существует с младенческого возраста. Однако Фрейд различал сексуальность в младенчестве и детстве и сексуальность взрослых людей. Он предполагал ряд прогнозируемых последовательных изменений, которые необходимы для формирования личности взрослого человека и его поведения. Фрейд, в связи с этим, предложил свою модель различной конституции человека, в зависимости от различия в развитии эрогенных зон, источников полового возбуждения. «Мы можем допустить, что хотя эти источники имеют значение у всех людей, но не у всех они одинаково сильны и что предпочтительное развитие отдельных источников сексуального возбуждения способствует дальнейшей дифференциации различных сексуальных конституций».
Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека, и, исходя из закономерностей ее развития, Фрейд создал свою периодизацию. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделял большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. На этих основаниях он выделял три больших этапа, разделяющихся на несколько стадий. З.Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях психосексуального развития: оральной, анальной, фаллической и генитальной. При рассмотрении этих стадий следует дополнительно учитывать еще несколько факторов, введенных Фрейдом.
Фрустрация - одно из психических состояний, в ситуации невозможности удовлетворения потребностей. В периоды фрустрации психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями или воспитателями, поэтому не находят оптимального удовлетворения.
Сверхзаботливость. При сверхзаботливости ребенок не имеет возможности сам управлять своими внутренними функциями. В любом случае происходит скопление либидо, что в зрелые годы может привести к «остаточному» поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась фрустация или к которому регрессирует индивид.
Также важными понятиями в психоаналитической теории являются регрессия и фиксация. Регрессия это возврат в наиболее раннюю стадию психического развития или проявление инфантильного поведения, характерного для этого периода. Регрессию считают особым случаем фиксации - задержкой или остановкой развития на определенной стадии. Последователи З.Фрейда считают регрессию и фиксацию взаимодополняющими понятиями.
Наиболее объемлющая, учитывающая био-психо-социальные
факторы, 8-стадийная теория психического
развития Э.Эриксона практически совпадает с
периодами детского психического развития Фрейда.
2.2
Оральная стадия
Первый этап - либидо-объект - характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, если ребенок в данный период не смог реализовать свои либидозные желания (например, ему не давали соски). Для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная инфантильность, зависимость от взрослых, родителей даже в зрелом возрасте. Причем такая зависимость может выражаться как в конформном, так и в негативном поведении. В первый год жизни, главным центром концентрации сексуальной энергии и чувственного удовлетворения является рот. Оральная стадия продолжается от рождения примерно до 18-месячного возраста. Она может заканчиваться раньше или позже, тогда, когда прекращается кормление грудью. В этот период младенец полностью зависит от родителей, и область рта связана с сосредоточением приятных ощущений и удовлетворением биологических потребностей. Младенцы не только получают видимое удовольствие от процесса сосания, но и используют рот в качестве инструмента для исследования внешнего мира. По Фрейду, рот продолжает оставаться важной эрогенной зоной на протяжении всей жизни человека. Фрейд описал два типа личности при фиксации на этой стадии. Первый. Орально-пассивный – веселый, оптимистичный, ожидает «материн-ского» отношения к себе. Характеризуется доверчивостью, пассивностью, незрелостью и чрезмерной зависимостью. Постоянно ищет одобрения со стороны окружающих любой ценой. Второй. Орально-агрессивный (орально-садистический) – в течение второй половины первого года жизни начинается эта фаза оральной стадии, когда у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание, жевание, глотание становится важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической фазе выражается в таких чертах как любовь к спорам, пессимизм, циничное отношение. Этому типу свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения своих нужд. Таким образом, фиксация на оральной стадии в последующем приводит к концентрации напряжения именно в оральной области и требует разрядки хронического орального спазма, что с психодинамической точки зрения объясняет пищевое, химическое зависимое поведение.
2.2 Анальная стадия
Анальная стадия начинается в возрасте
от 18-ти месяцев и продолжается до третьего
года жизни. В это время сферой чувственного
удовольствия становится анальная область.
В процессе обучения отправлению естественных
потребностей ребенок впервые получает
возможность ощутить известную независимость
от родительской опеки.
В течение данного периода маленькие дети
получают значительное удовольствие от
задерживания выталкивания фекалий. Намеренно
задерживая движения кишечника или, наоборот,
давая им полную свободу, ребенок получает
физическое и психологическое удовольствие, и
постепенно приучается следовать общепринятым
правилам гигиены.
В этой стадии приучения к туалету ребенок
учится разграничивать требования Ид
(удовольствие от немедленной дефекации)
и социальные ограничения, исходящие от
родителей (самостоятельный контроль
над потребностями). Фрейд считал, что
все будущие формы самоконтроля и саморегуляции
берут начало в этой стадии. В результате
фрустрации в этот период возможно формирование
анально-удерживающего типа личности.
Этот тип в более взрослом возрасте чрезвычайно
скуп, склонен с накопительству, методичен,
пунктуален и упрям. Второй результат
этой анальной фиксации – анально-выталкивающий.
Чертами такого типа является склонность
к разрушению, беспокойство, импульсивность
и даже садистскую жестокость. Некоторые
родители поощряют своих детей к регулярному
опорожнению и щедро хвалят за это. Подобный
подход воспитывает позитивную самооценку
и даже может способствовать развитию
творческих способностей.
Второй этап, который длится до 10-11 лет, до начала полового созревания, называется либидо-субъекти характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл этот этап периодом нарциссизма, считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на данном этапе, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Этап нарциссизма состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, - анальная, при которой ребенок не только учится определенным навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер, который характеризуется упрямством, часто жесткостью, аккуратностью и бережливостью. А.Фрейд, в работе «О природе детской сексуальности» (1965), рассмотрела данную фазу в более широком аспекте. Амбивалентные отношения анально -садистической стадии проявляются в том, что любовь и агрессия, переживаемые ребенком одновременно, направлены на одного и того же человека. Ребенок одновременно и обнимает, и кусает мать или отца в порыве чувств. На этот же период приходится естественная потребность ребенка в проявлении агрессии. Поэтому, если любовные стремления не находят подходящего объекта или, если объект на которого направлены амбивалентные отношения ненадежен, то появляются нарушения в процессе смешения либидо и агрессивности. Это ведет в будущем к агрессивно-деструктивному поведению, которое остается неподдающимся воспитательному воздействию и требует психотерапевтического вмешательства. Фрейд называет эти стадии пригенетальными.
2.4 Фаллическая стадия
С 3-х лет ребенок переходит на следующую, фаллическую стадию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Между тремя и шестью годами эротический интерес переключается на наружные половые органы. По меньшей мере, с 3 лет ребенок впервые обращает внимание на наличие или отсутствие у него пениса. На протяжении фаллической фазы психосексуального развития дети могут исследовать половые органы, мастурбировать и проявлять интерес в вопросах связанных с рождением и половыми отношениями. Дети, по мнению Фрейда, имеют хотя бы смутное представление о сексуальных отношениях и, в большей своей части, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери.
Фаллическую стадию Фрейд называл критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. В этот период растет напряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует родителя противоположного пола. Напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает латентная стадия в развитии либидозного влечения. В этот период, который длится до начала полового созревания, дети обращают большое внимание на учебу, спорт, игры.
Фаллическая стадия характеризуется тем, что, ребенок, любя обоих родителей, все же отдает предпочтение тому из них, кто противоположен его полу, проявляя явное соперничество в отношении другого. Взрослым, заметив такое предпочтение, нежелательно говорить об этом в присутствии ребенка и тем более ставить его перед выбором, заставляя ответить на вопрос: «Кого ты больше любишь – маму или папу?» В этом случае в душе ребенка идёт борьба между испытываемым явно большим чувством любви к одному из родителей и необходимостью отречься от этого чувства на словах. Вредно для последующего нормального развития личности фиксировать его внимание на чувствах и мыслях по поводу этих чувств, особенностью которых является их временность, что единственно нормально на этой фазе развития психики человека. Доминирующий конфликт этой стадии у мальчиков называется Эдиповым комплексом (по имени героя древнегреческой трагедии, который по незнанию убил отца и женился на собственной матери) , и аналогичный у девочек – комплекс Электры. Суть этих комплексов заключена в неосознанном желании каждого ребенка обладать родителем противоположенного пола и устранении родителя одного с ним пола. В норме эти комплексы развиваются по-разному у мальчиков и девочек.
Рассмотрим, как Эдипов комплекс проявляется у мальчиков. С момента рождения главным источником удовлетворения для ребенка является мать или фигура ее замещающая. И могут возникать фантазии полового сближения с матерью (что вполне естественно, поскольку он уже любит мать, так же как она его). Такие фантастические желания ведут к развитию эдипова комплекса. Мальчик хочет обладать матерью, хочет выражать свои эротические чувства точно так же, как, по его наблюдению, делают люди старшего образа. Отец воспринимается как препятствие к получению генитального удовлетворения. Мальчик ревнует мать к отцу, считая последнего соперником в борьбе за ее любовь. В то же время мальчик боится гнева могущественного отца и особенно опасается, что тот накажет его, лишив пениса. Отсюда, из-за соперничества или вражды с отцом, т.к. мальчик понимает, что отец не желает терпеть его романтические чувства к матери, в результате чего возникает опасность возмездия, появляется боязнь кастрации. Это заставляет отказаться от стремления к инцесту с матерью. Страх перед возможной кастрацией поддерживается в уме мальчика двумя логическими соображениями: 1) он считает, что пенис будет "наказан" как источник удовольствия и вины, 2) он уже знает, что у девочек не бывает пениса и, следовательно, его можно отнять.Разрешение Эдипова комплекса происходит на более поздней стадии развития, примерно между пятью и семью годами, когда мальчик подавляет свои сексуальные желания в отношении матери и враждебного отношения к отцу и начинает идентифицировать себя с отцом. Таким способом он пытается как можно больше походить на отца, чтобы однажды стать столь же могущественным и быть в состоянии удовлетворить свои сексуальные устремления. Этот процесс, получивший название идентификации с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, в процессе идентификации идёт формирование ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения. Во-вторых, в процессе идентификации мальчик может "удерживать" мать, объект любви, путем замещения, т.к. он обладает теми же качествами, что и отец. Однако самым важным является интернализация родительских запретов и норм, что дает почву для развития Супер-Эго. А развитое Супер-Эго и является разрешением Эдипова комплекса.
Версия Эдипова комплекса у девочек называется
комплексом Электры (по имени персонажа
древнегреческой легенды о принцессе,
содействовавшей убийству собственной
матери).
Вступая в фаллическую стадию, девочка
обнаруживает отсутствие пениса (что может
символизировать отсутствие силы), как
у брата и отца. Девочка чувствует себя
обманутой и завидует мальчикам, когда
обнаруживает, что у тех есть пенис. На
этой почве, по Фрейду, у девочек развивается
зависть к пенису, выражающаяся в открытой
враждебности к матери, упрекая, что та
родила ее без пениса. Стремление к отцу
формируется на представлении о нем как
обладателя этого органа. Сексуальное
удовлетворение фокусируется на клиторе,
и у девочек 5-7 лет клиторная мастурбация
сопровождается фантазиями, в которых
клитор становится пенисом. Разрешение
комплекса Электры у девочек, по Фрейду,
идет тем же путем что у мальчиков, т.е.
идентификацией с матерью (отождествление
себя с конкурирующим родителем). Однако,
комплекс Электры сложнее эдипова комплекса.
По мнению Фрейда, эта ситуация решается
не столь адекватно как случаие эдипова
комплекса, поскольку девочка не столь
сильно мотивирована страхом: в конце
концов, она все равно уже "потеряла
свой пенис". Фрейд считал, что это, менее
успешное разрешение конфликта в детском
возрасте и является причиной того, что
степень психологической зрелости женщин
меньше, чем у мужчин, поскольку зависть
к обладателям пениса сохраняется на протяжении
всей жизни.
Неразрешенные комплексы могут вести
к невротическим моделям поведения, имеющим
отношения к импотенции и фригидности.
На данной стадии развития типично для
ребенка быть хвастливым, любопытным,
демонстративным. Наоборот, родителей
должно насторожить отсутствие у ребенка
желания похвалиться, выставить себя на
показ и т.п. Это свидетельство вытесненности
нормальных для его возраста побуждений,
на которые когда-то грубо и резко отреагировали
взрослые, что и оказалось травмирующим
фактором.
Информация о работе Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности