Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:56, курсовая работа
Цель: научиться пониманию основных положений психоаналитической теории З. Фрейда.
Задачи: сформировать представление
• об основных исследованиях в области бессознательного до психоаналитической теории З. Фрейда.
• об основных фактах биографии З. Фрейда и об этапах развития его научно-практической деятельности.
• о структуре личности по З.Фрейду как единства трех взаимосвязанных компонентов.
• об инстинктах жизни и смерти (либидо и мортидо) в теории З. Фрейда.
• о стадиях психосексуального развития личности.
Введение 3
1. Структура личности по Фрейду 5
1.1. «Оно» 5
1.2. «Я» 8
1.3. «Сверх-Я» 9
2. Развитие личности 11
2.1. Психосексуальные стадии 11
2.2 Оральная стадия 12
2.3. Анальная стадия 14
2.4. Фаллическая стадия 15
2.5. Генитальная стадия 19
3. Типы тревоги по Фрейду и механизмы защиты 22
Заключение………………………………………………………………………31
Глоссарий………………………………………………………………………...32
Список использованных источников…………………………………………...35
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | Новокузнецкий |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Общая психология |
Тема | Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности |
Фамилия студента | Заводова |
Имя студента | Вера |
Отчество студента | Владимировна |
№ контракта | 15700090701065 |
Список
использованных источников…………………………………………...
Приложения……………………………………………………
В нашей обыденной жизни мы достаточно
широко используем слова “психология”,
“психолог”, “психологический” и им
родственные, не всегда задумываясь над
их содержанием.
Между тем слово “психология”, возникшее
в XVIII веке (его создателем был знаменитый
немецкий ученый, учитель М. В. Ломоносова
Христиан Вольф) в собственном смысле
означает “учение о душе”. Понятие “душа”
в науке теперь используется сравнительно
редко; более научным считается понятие
“психика”. Таким образом, в строгом смысле
слова психология понимается как наука
о психике, а психолог – это человек, профессионально
занимающийся этой наукой в теоретическом
и практическом плане, в том числе используя
ее достижения, осуществляя разнообразную
помощь людям.
Скажу несколько слов об особенностях
психологии как науки.
Это наука о самом сложном, что пока известно
человечеству. Ведь психика – это “свойство
высокоорганизованной материи”. Если
же иметь в виду психику человека, то к
словам “высокоорганизованная материя”
нужно прибавить слово “самая”: ведь
мозг человека – это самая высокоорганизованная
материя, известная нам.
Истории исследования в области психологии
личности уже более ста лет. Более ста
лет ученые ищут ответы на вопросы о природе
личности, внутреннем мире человека, о
факторах, определяющих развитие личности
и поведение человека, его отдельные поступки
и жизненный путь в целом. Этот поиск имеет
отнюдь не только теоретическую ценность.
С самого начала изучение личности было
теснейшим образом связано с необходимостью
решения практических задач.
Психология без практики лишена своего
главного смысла и цели – познания и служения
человеку. Практическая ориентация, однако,
не только не уменьшает значимость развития
психологической теории, но, напротив,
усиливает ее: представление о том, что
для успешной практической работы необходимо,
прежде всего, овладение рядом практических
навыков и накопление опыта, а теоретическое
образование играет скорее второстепенную
роль, в корне неверно. Так, в западной
психологии именно интенсивное развитие
практики вызвало к жизни вопросы, которые
относятся к общим проблемам психологии
личности. В частности, дискуссионным
остается вопрос о ведущем начале в развитии
личности: рассматривать ли его, как предлагают
многие представители гуманистического
направления в психологии, как постепенное
разворачивание заложенного в человеке
потенциала, который толкает человека
на самореализацию, или же процесс развития
определяется чередой жизненных выборов
самого человека.
Цель: научиться пониманию основных положений
психоаналитической теории З. Фрейда.
Задачи: сформировать представление
• об основных исследованиях в области
бессознательного до психоаналитической
теории З. Фрейда.
• об основных фактах биографии З. Фрейда
и об этапах развития его научно-практической
деятельности.
• о структуре личности по З.Фрейду как
единства трех взаимосвязанных компонентов.
• об инстинктах жизни и смерти (либидо
и мортидо) в теории З. Фрейда.
• о стадиях психосексуального развития
личности.
Концепция бессознательного (
1.1
«Оно»
Оно у Фрейда обозначает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Оно функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, Оно – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений, будь то осторожность или страх. Являясь самой старой исходной структурой психики, Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно половыми и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании и становятся фактором формирования невроза или иного расстройства, к примеру, депрессии. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Оно подчиняется этому принципу, выражая себя - наиболее свободно это происходит в сновидении - в импульсивной, иррациональной и нарциссической (преувеличенно себялюбивой) манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Поскольку Оно не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели – этот факт может, как полагал Фрейд, представлять опасность для индивидуума и для общества, а значит требует консультации и помощи психолога. Иначе говоря, Оно можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но для осуществления этой власти он вынужден опираться на своих подданных.
Фрейд
рассматривал Оно в качестве
посредника между
Фрейд
описал два механизма,
Первичные
процессы – нелогичная, иррациональная
и фантазийная форма
1.2 «Я»
Я – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Я стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Я получает свою структуру и функцию от Оно, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Оно для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, Я помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Оно, Я должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности, если ему хочется снять напряжение. То есть он или она должны научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель достигается при помощи определенных действий, дающих Оно возможность выражать свои инстинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира – искусство не всегда достижимое. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.д. Соответственно Я использует когнитивные и перцептивные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности Оно.
В
отличие от Оно, природа
1.3
«Сверх-Я»
Сверх-Я. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе "социализации"; на языке структурной модели психоанализа – посредством формирования Сверх-Я. Сверх-Я – последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда, как психотерапевта, организм человека не рождается со Сверх-Я. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими "формирующими" фигурами. Будучи морально-этической силой личности, Сверх-Я выступает следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать "правильно" и "неправильно"; узнает, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно (примерно в возрасте от трех до пяти лет). Первоначально Сверх-Я отражает только родительские ожидания относительно того, что представляет собой хорошее и плохое поведение. Каждый поступок ребенок учится приводить в соответствие с этими ограничениями, чтобы избежать конфликта и наказания. Однако по мере того, как социальный мир ребенка начинает расширяться (благодаря школе, религии и группам сверстников), сфера Сверх-Я увеличивается до пределов того поведения, которое считают приемлемым эти новые группы. Можно рассматривать Сверх-Я как индивидуализированное отражение "коллективной совести" социума, хотя восприятие ребенком реальных ценностей общества может быть искаженным.
Фрейд разделил Сверх-Я на две подсистемы: совесть и Я-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют "непослушным поведением" и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект Сверх-Я – это Я-идеал. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. И, если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения, любви к себе и гордости. Например, ребенок, которого поощряют за успехи в школе, будет всегда гордиться своими академическими достижениями.
Информация о работе Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности