Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа
Ежегодно 20 ноября отмечается День защиты прав ребенка, который утвержден в ознаменовании принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка. Этот день является напоминанием обществу о необходимости соблюдения и уважения прав подрастающего поколения.
Введение 3-8
Глава 1. Жестокое обращение в современном обществе, как актуальная проблема 9-15
1.1. Анализ причин жестокого обращения с детьми 9-12
1.2. Классификация видов жестокого обращения с детьми 13-15
Глава 2. Опыт деятельности социальных служб по предотвращению жестокого обращения с детьми 16-38
2.1. Реабилитационные мероприятия и реабилитация детей 16-23
2.2. Профилактические мероприятия с детьми 23-38
Заключение 39-41
Список источников литературы 42-45
Содействие в устройстве на работу, ценность которого состоит не только в получении ресурсов для содержания семьи, но в организации жизни, временного режима, ответственности, повышении собственной значимости. Работа структурирует жизнь, вводит в нее определенный распорядок, создает новые впечатления и предоставляет возможности для общения, круг которого в повседневной жизни у них обычно ограничен людьми со сходным социальным статусом. Адаптация на работе помогает многим родителям меньше подчиняться настроению, приходить вовремя, преодолевать недомогания и т.д.
Организация досуговой деятельности позволяет структурировать семье с высоким риском жестокого обращения свободное время, которого в таких семьях, как правило, много. Однако они не умеют конструктивно организовывать его, получать положительные эмоции, устанавливать контакты: не отмечают детям день рождения (или рассматривают его как очередной повод выпить), не дарят на Новый год подарки и не наряжают елку, не умеют устраивать семейные праздники и т.д. Поэтому организация досуговой деятельности играет особую роль в помощи таким семьям и в первую очередь детям из этих семей. Она может осуществляться в виде праздников, занятий в кружках, театральных студиях, ремесленных мастерских, экскурсий, посещений театров и музеев, просмотров тематически подобранных кинофильмов и чтением книг с последующим обсуждением, просто игр, занятий спортом, походов, выездов за город и т.п. Все эти виды досуговой деятельности создают множество возможностей для влияния на детей и родителей, их семейные отношения. В частности, по отношению к детям посещение досуговых мероприятий позволяет: проводить свободное время под присмотром взрослых, а не на улице; приобретать и развивать полезные навыки, иногда лучше справляться с учебой; получить положительные переживания, а при необходимости помощь и эмоциональную поддержку от специалистов; создает относительно безопасное пространство для общения со взрослыми и сверстниками;
Наиболее важная часть досуговой деятельности – это совместная занятость детей и родителей под присмотром и при участии специалиста, которая способствует формированию более близких эмоциональных отношений между детьми и родителями, возвращает детям чувство связи с родителями, ощущение своей нужности им. Задача специалистов в этом случае – отслеживать, как оно происходит, помогать разрешать конфликты, отмечать, проговаривать и поощрять успехи обеих сторон (в таких ситуациях родители не меньше детей нуждаются в похвале). Нередко, родителям оказывается полезно общаться и что-то делать не только со своими детьми, но и с детьми других присутствующих родителей. Общение с чужим ребенком зачастую выстраивается легче, чем со своим, потому что оно эмоционально менее заряжено. Наблюдение за тем, как другие взрослые общаются (например, играют, объясняют, показывают, хвалят) с его ребенком, значительно увеличивает репертуар реакций и дает новые возможности в общении. Специалисты, благодаря постоянному контакту с детьми и/или родителями в ходе досуговой деятельности, имеют возможность находиться в курсе того, что происходит у ребенка дома и в школе, и при необходимости вовремя принять меры по оказанию ему помощи.
Одной из комплексных форм организации досуга детей является организация внешкольного пребывания детей. Один из распространенных в последнее время форматов работы здесь – социальные гостиные при школе, задачей которых является создание условий для внешкольного пребывания детей из неблагополучных семей, в первую очередь с высоким риском жестокого обращения. Социальные гостиные позволяют сочетать практически все перечисленные выше виды досуговой деятельности, а также способствуют изменению отношения учителей к таким детям, что влияет на отношение ребенка к школе и учебному процессу.
Учителя значительно больше узнают о жизни ребенка (в том числе со слов своих коллег, которые обычно делятся в учительской информацией и переживаниями) и начинают лучше понимать его трудности.
Другой формой является индивидуальная работа с детьми в центрах (отделениях) дневного пребывания, которые часто действуют в структуре учреждений социального обслуживания населения. Цель такой работы – оказание помощи и социальная адаптация детей группы риска по жестокому обращению. В центрах дневного пребывания дети проводят ограниченное время – как правило, после уроков в обычной школе, если ребенок ее посещает, или же с утра до вечера. Учреждения дневного пребывания обычно выполняют следующие задачи: организация питания и досуга; обучение; оказание помощи семьям этих детей с целью нормализации отношения к ребенку, стимулирование родителей к выполнению родительских обязанностей; оказание социальной поддержки и материальной помощи детям и их семьям; оказание медицинской и психологической помощи; поиск других возможностей нормального устройства жизни ребенка или подростка (привлечение родственников, устройство в приют или другие учреждения интернатного типа, помощь в профессиональном самоопределении).
2.2. Профилактические мероприятия с детьми
Первичная профилактика
Приоритетным направлением деятельности по защите детей от жестокого обращения является первичная профилактика – предупреждение возникновения факторов риска проявления жестокого обращения, выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьей (репродуктивной, педагогической, функции социализации и т.д.). Уровень первичной профилактики условно предполагает два основных направления работы: организационно-управленческое – разработка и принятие нормативных правовых документов, создание ответственных структур, деятельность института уполномоченного по правам ребенка, осуществление процессов планирования и контроля деятельности; и информационно-просветительское – работа с общественным мнением, информационно-разъяснительные кампании по защите прав детей, проведение различных акций, мероприятий и праздников, развитие волонтерства, образовательные курсы для детей, родителей и специалистов о вреде жестокого обращения, тренинги ненасильственных отношений, развитие ответственного (позитивного) родительства.
Для достижения эффективности в работе по преодолению жестокого обращения в отношении детей необходимо на уровне региона/муниципалитета создавать систему деятельности, включающую в себя:
Во-первых - разработанную и утвержденную нормативно-правовую базу, которая является важнейшим фактором институционализации инициатив по борьбе с жестоким обращением с детьми, запрещению и осуждению всех видов жестокого обращения с детьми. Входящие в нормативно-правовую базу законы, постановления, планы действий, сбор/учет/анализ статистических данных, стандартизация услуг по жестокому обращению и т.д. должны отражать меры (алгоритм мер) выявления, реагирования и помощи в случае жестокого обращения, регламентировать порядок взаимодействия между ведомствами и организациями. Необходимым является разработка и утверждение региональной (муниципальной) программы или плана действий борьбы с жестоким обращением в отношении детей, который бы предусматривал реалистичные и ограниченные по срокам целевые показатели и координировался конкретным учреждением/ведомством с достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами. В его основе должны лежать меры, направленные на предотвращение причин жестокого обращения: отсутствие привязанности между родителями и детьми, низкий уровень культуры воспитания, распад семей, злоупотребление алкоголем и/или наркотиками, вывод семей из крайней бедности, перенаселенность жилищных фондов, легкая доступность алкоголя и/или наркотиков и др.
Содержание нормативно-правовой документации должно включать: регламентацию сбора информации для межведомственного банка данных о семьях с высоким риском жестокого обращения; процедуры выявления случаев жестокого обращения; правила, сроки и маршрут передачи информации о возможном или состоявшемся случае жестокого обращения из одного учреждения в другое, вне зависимости от их ведомственной принадлежности; единый перечень документов для всех возможных случаев жестокого обращения; основное содержание трех уровневой профилактической работы в рамках межведомственной модели по предотвращению жестокого обращения в отношении детей и помощи пострадавшим; механизмы взаимодействия ведомств, указание непосредственных исполнителей в каждом конкретном случае, схему документооборота; правила выделения куратора каждого случая, координирующего и/или контролирующего деятельность различных ведомственных учреждений для решения проблем клиента; условия и порядок формирования, размещения и исполнения на договорной основе государственных заказов на реализацию социальных программ и проектов; определение «единого заказчика» услуг, разграничение функций заказчика и подрядчика/исполнителя программ/услуг, описание стандартов услуг и административных процедур системы предотвращения жестокого обращения; критерии эффективности, схему мониторинга и оценки по каждому случаю.
Особенное значение приобретают организационно-управленческие действия, осуществляемые на муниципальном уровне с целью предотвращения жестокого обращения, в связи с непосредственной близостью услуг профилактики и помощи к детям и семьям. Именно на этом уровне заинтересованные лица получают помощь согласно их потребностям и характеристикам. Вместе с тем, целесообразнее разрабатывать и утверждать единые подходы к решению проблем жестокого обращения на региональном уровне: общие стандарты оказания услуг, контроль их соблюдения, обучение и методическая поддержка специалистов, обмен опытом и передовыми практиками, сбор и анализ данных о случаях жестокого обращения, разработка, осуществление и мониторинг профилактических мер, финансирование (софинансирование) реализации комплекса мер по предотвращению жестокого обращения и т.д.
Во-вторых - определение (создание) органа управления, учреждения/организации, в основные обязанности которого входит координация процессов защиты детей от жестокого обращения и помощи им. Этот полномочный орган (организация) должен исполнять ключевые координирующие и контрольные функции с точки зрения реализации стратегии и принимать на себя всю полноту ответственности за случаи жестокого обращения в отношении детей и их последствия.
В-третьих - обучение специалистов (специалисты социальных служб, педагоги, воспитатели детских дошкольных учреждений, приемные родители, сотрудники органов внутренних дел, судьи, специалисты по работе с молодежью, руководители образовательных учреждений, тренеры спортивных секций, специалисты учреждений дополнительного образования, специалисты всех уровней системы здравоохранения (особенно педиатрии, травматологии и т.д.) вопросам предупреждения, раннего выявления потенциальных рисков жестокого обращения для детей, оценки и уведомления о случаях жестокого обращения в отношении детей, а также их защиты и попечения. Это позволит расширить функционал специалистов, их должностные инструкции за счет включения обязательств по выявлению жестокого обращения, т.к. все специалисты, вступающие в контакт с детьми в процессе своей работы, должны быть знакомы с методиками работы и подходами по защите детей от жестокого обращения и помощи им, включая умение внимательно и активно выслушивать ребенка. Кроме того, должны обладать навыками по предупреждению, выявлению и эффективному реагированию на случаи жестокого обращения в отношении детей. Необходимо предусмотреть создание системы работы с персоналом учреждений и организаций, работающих с детьми: не только обучение и/или инструктаж, но и обязательные супервизии, стажировки, конференции, семинары по обмену опытом, признание важности труда и заслуг, материальное стимулирование и т.д.
В-четвертых - просветительские и образовательные программы для детей (и вместе с детьми), для родителей, а также широких слоев населения с информацией о способах ненасильственных коммуникаций, вреде и недопустимости проявления жестокого обращения, способах выявления и реагирования в случаях жестокого обращения. Дети и взрослые должны иметь одинаковый (адекватный возрасту и другим особенностям) доступ к информации, рассказывающей, какое поведение является жестоким обращением и каким образом, кого и как нужно уведомлять в подобных случаях.
Основными задачами просветительских программ являются: отработать механизм информирования населения по вопросам противодействия жестокому обращению с детьми; разработать и внедрить формы просвещения и информированности, привлечения внимания общества к вопросам предотвращения жестокого обращения с детьми; создать формат постоянного взаимодействия служб системы профилактики с прокуратурой, общественными организациями, инспекциями по делам несовершеннолетних и т.д. в вопросах противодействия жестокому обращению с детьми; повысить правовую грамотность несовершеннолетних в вопросах защиты своих прав; организовать систематическую работу с родителями по обучению навыкам ответственного родительства с отказом от насильственных методов воспитания; вовлекать детей в просветительские и образовательные программы в качестве волонтеров, например, инициировать в регионе (муниципалитете) деятельность волонтерского движения, направленного на предотвращение жестокости в отношении детей, под названием «Дети-детям».
Для достижения поставленных задач в план действий по предотвращению жестокого обращения в отношении детей необходимо включать мероприятия по повышению уровня общественной информированности о действиях, предпринимаемых с целью предупреждения жестокого обращения. В том числе при помощи информационных кампаний о правах ребенка, включая право на защиту от всех форм жестокого обращения, на уважение человеческого достоинства и на физическую неприкосновенность, а также на право выражения своих взглядов и должное к ним уважение. Услуги должны быть ориентированы на оказание поддержки семьям в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей; принятие (по возможности) превентивных мер в целях недопущения разлучения детей с их семейным окружением; содействие формированию позитивным и ненасильственным методам воспитания детей.
Следует повышать знания родителей и воспитателей о правах детей и ответственном родительстве, в т.ч. путем привлечения их к участию в программах, способствующих добросовестному выполнению родительских обязанностей. Ответственное родительство предполагает проявление уважения со стороны родителей к правам ребенка и его наилучшим интересам, содействие расширению возможностей детей, руководство детьми в их действиях и поступках и признание детей в качестве полноправных индивидов. Позитивные методы воспитания не носят характер вседозволенности, но они устанавливают границы, позволяющие в максимальной степени раскрыть потенциал детей. Часто жестокое обращение со стороны родителей порождается элементарной неграмотностью в вопросах воспитания. Всегда существует противоречие между, с одной стороны, потребностью родителей иметь близкие, теплые отношения со своими детьми, осознаваемой обязанностью (необходимостью) вырастить ребенка способным самостоятельно заботиться о себе, справляться с актуальными трудностями, удовлетворять свои желания и амбиции; и, с другой стороны, нежеланием и неумением родителей отделить от себя ребенка, собственной неуверенностью, неудовлетворенностью жизнью (стремление прожить жизнь ребенка); беспомощностью, страхами за ребенка; неумением строить партнерские отношения в семье и уважать права свои и ребенка. Часто эти переживания выливаются в жестокость к собственному ребенку.