Жестокое обращение с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Ежегодно 20 ноября отмечается День защиты прав ребенка, который утвержден в ознаменовании принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка. Этот день является напоминанием обществу о необходимости соблюдения и уважения прав подрастающего поколения.

Содержание

Введение 3-8
Глава 1. Жестокое обращение в современном обществе, как актуальная проблема 9-15
1.1. Анализ причин жестокого обращения с детьми 9-12
1.2. Классификация видов жестокого обращения с детьми 13-15
Глава 2. Опыт деятельности социальных служб по предотвращению жестокого обращения с детьми 16-38
2.1. Реабилитационные мероприятия и реабилитация детей 16-23
2.2. Профилактические мероприятия с детьми 23-38
Заключение 39-41
Список источников литературы 42-45

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

Помимо угрожающих жизни и здоровью ребенка обстоятельств учитываются наличие защитных факторов или ресурсов семьи. Изъятие ребенка из семьи – мера крайняя и не является необходимой, если в семье есть люди, которые могут обеспечить безопасность ребенка и постоянную заботу о нем, например, бабушки, разведенные родители, проживающие отдельно от ребенка и готовые взять на себя ответственность за его жизнь и воспитание и т.д.

При оценке безопасности ребенка необходимо прийти к одному из решений: семья способна самостоятельно справиться с проблемами, не нуждается во вмешательстве или положение ребенка признается небезопасным, тогда приходится принимать меры по обеспечению его безопасности. Изъятие из семьи всегда травматичный процесс для ребенка, поэтому применяется только в тех случаях, когда нет других возможностей защитить ребенка.

Третичная профилактика

Инфраструктура услуг по реабилитации пострадавших, а также совершивших жестокое обращение, предполагает создание условий для проведения социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, а также расширение сети служб по оказанию социальных услуг по предоставлению временного приюта женщинам с детьми, пострадавшим от жестокого обращения. Реализация комплекса услуг по помощи пострадавшим от жестокого обращения детям возможна при четкой координации деятельности межведомственных структур, что порой затруднительно. Успешность реализации такой модели зависит от личностного фактора специалистов и руководителя. Предпочтительным является создание структурной единицы оказания такой помощи на уровне муниципалитета – кризисной службы для детей и подростков, являющейся системообразующей единицей всей реабилитационной работы пострадавших от жестокого обращения детей на конкретной территории. Основными задачами кризисной службы являются: предоставление условий для временного проживания несовершеннолетних, попавших в экстренную, опасную жизненную ситуацию, угрожающую их физическому и психическому здоровью; оказание экстренной социально-психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим от различных форм жестокого обращения и насилия.

Данная структурная единица может быть создана как государственное/муниципальное учреждение (социальное обслуживание населения, образование, здравоохранение), как структурное подразделение (отделение) учреждения, негосударственное учреждение, выполняющее работу по реабилитации детей на основании государственного/муниципального заказа. Помимо непосредственной работы с детьми и семьями, служба также может осуществлять просветительскую и психопрофилактическую работу с населением, участвовать в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и других коллегиальных органов, организовывать повышение квалификации специалистов, работающих с детьми в конкретном муниципалитете, по вопросам выявления случаев жестокого обращения и помощи пострадавшим детям.

Структура кризисной службы для детей может быть различной, наиболее полный ее вариант включает в себя: кризисный телефон экстренной психологической помощи (детский телефон доверия); подразделение консультативной психолого-медико-социальной помощи; подразделение психолого-педагогической помощи; подразделение социально-правовой помощи; подразделение временного пребывания с временным проживанием).

2

 



 

2

 



Заключение

 

Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с детьми.

Под жестоким обращением понимаются все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка.

Причем, это явление характерно не только для развивающихся стран, где детские проблемы вполне очевидны и лежат на поверхности: голод, войны, отсутствие нормального жилья, здравоохранения и т.п. - все, что несет угрозу жизни и здоровью ребенка. Эта проблема существует и в развитых, вполне благополучных странах. Ведь понятие «жестокое обращение с детьми» включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями и представителями органов правопорядка по отношению к ребенку. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе.

В обращении главы государства говорится: «Сегодня стартует движение «Россия – без жестокости к детям!». Это очень важная и своевременная инициатива Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Есть известная истина, что чужих детей не бывает. И потому важно своевременно реагировать на каждый конкретный случай нарушения прав детей, вести системную работу по профилактике социального сиротства, детской беспризорности и безнадзорности и, конечно, создавать в обществе атмосферу неприятия любых проявлений жестокости по отношению к ребенку»[10].

Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (п.1 ст. 16,19; п.2 ст. 28, ст. 37 Конвенции о правах ребенка)[11].

Дети, ставшие свидетелями насилия, например, отца, издевающегося над матерью, переживают так называемую «вторичную виктимизацию». Они также имеют склонность к агрессивному поведению в детстве и подростковом возрасте. Результаты исследований, проведенных в США, показали, что в семьях, где женщины подвергаются насилию со стороны мужей, дети также становятся объектами насилия (от 30 до 60 % семей). Эти данные подтверждаются и российскими исследованиями[12].

Реакции детей на насилие различаются в зависимости от их возраста, пола и социальной поддержки, которая им предоставляется. Но те дети, которые являются и свидетелями, и объектами насилия, имеют наиболее серьезные поведенческие проблемы. Насилие – это усвоенная в процессе социализации модель поведения и потому является настоящей эпидемией, распространяющейся от одного поколения к другому[13].

Дети, пострадавшие от жестокого обращения, нуждаются в особой защите. Законодательная база по защите данной категории детей основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права. К таким документам относятся Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка, принятые Генеральной Ассамблеей ООН. Эти документы закрепили право несовершеннолетних на жизнь и развитие, право на спокойное детство и защиту от насилия, определили нормы социальной защищенности и приемлего уровня жизни.

Однако, как показывает анализ положения детей в Российской Федерации, несмотря на огромное количество законодательных документов, направленных на защиту детства, существующая система обеспечения прав детей остается недостаточно эффективной. В частности, принятые в нашей стране государственные меры с целью защиты интересов детей зачастую не увязывается с конкретными механизмами  их реализации, а некоторые и вовсе противоречат международным документам и Конституции Российской Федерации.

Таким образом, проблема жестокого обращения с детьми в семье имеет многомерную природу, что, в свою очередь, обусловливает необходимость комплексного подхода к ее решению. Для оказания более эффективной помощи семье необходимо координировать усилия специалистов, работающих с семьей и детьми. Также следует уделять большее внимание профилактической деятельности, цель которой – влияние на общественное сознание как в группе рисков родителей, так и среди профессионалов, занимающихся решением проблемы детей.


Список источников литературы

 

1.            Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – Москва: Генезис. – 2005. –С. 256.

2.            Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. – Москва: ИНФРА-М. – 1995.- С.243.

3.            Базык Л. Л. О профилактике жестокого обращения с детьми // Работник социальной службы. – 2011. - №7. – С. 97-99.

4.            Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия, контроль – СПб.: Прайм. – 2001. С. 16-23.

5.            Васильчикова Л. А. Об опыте работы центра социальной помощи семье и детям по профилактике семейного неблагополучия, жестокости и насилия по отношению к детям // Социальное обслуживание. – 2011. - №1. – С. 70-73.

6.            Вместе ищем решения // Социальная работа. – 2010. - №1. – С. 63-64.

7.            Вопросы защиты детей // Вопросы социального обеспечения. – 2010. - №14. – С. 19.

8.            Гезалов А. Жестокость // Защити меня!. – 2007. - №1. – С. 18.

9.            Гордеева М. В. Россия – без жестокости к детям // Социальная работа. – 2010. - №5. – С. 8-11.

10.       Государство несет ответственность за детей // Вопросы социального обеспечения. – 2010. - №8. – С. 35.

11.       Дементьева Н. Ф. Жестокое обращение с детьми // Социальная педагогика. – 2011. - №2. – С. 81-88.

12.       Ениколопов С. Н. Дети и психология агрессии // Школа здоровья. – 1995. - №3. – С. 8-12.

13.       Жестокое обращение с детьми: проблема государства и общества // Агентство РК по социальному развитию ГУ РК «Республиканский центр социальной помощи семье и детям». – Сыктывкар. – 2006. – С. 64.

14.       Журавлева Е. А. Методы диагностики и профилактики насилия в семье подростка // Социальное обслуживание. – 2009. - №3. – С. 39-44.

15.       Зайцева И. И. Жестокое обращение с детьми // Юридический мир. – 2008. - №10. – С. 54-55.

16.       Захарьева И. А. Нет насилию! (Анализ проблемы насилия и его профилактики среди детей и подростков) – СПб.: изд-во СПбю Университета МВД России. – 2000. – С. 95-98.

17.       Защити меня!. – 2009. – №1. – С. 2-3.

18.       Защитить интересы ребенка // Вопросы социального обеспечения. – 2011. - №13. – С.6.

19.       Иванова Н. П. Ребенок в неблагополучной семье: показатели диагностики // Социальная педагогика. – 2010. - №3. – С. 97-108.

20.       Казицкая О. А. Чтобы семья была безопасной // Социальная работа. – 2008. - №3. – С. 35-36.

21.       Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения подростков. – М.: Сфера; Юрайт. – 2001. – С. 45-46.

22.       Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог. – 2000. №25. – С. 9.

23.       Ладохина Л. В. Жестокое обращение с детьми и подростками в семье как острая социальная проблема // Социальная работа. – 2011. - №3. – С. 5-8.

24.       Лукин В. Защита детей – это защита будущего России // Защити меня!. – 2006.-№4 - С. 2.

25.       Медведев Д. А. Участникам движения «Россия – без жестокости к детям!» // Вопросы социального обеспечения. – 2010. - №11. – С. 2.

26.       Муратова С. А. Роль семейного права о предотвращении жестокого обращения с детьми и насилия над ними // Защити меня!. – 2010. - №2. – С. 4-5.

27.       Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер. По материалам Т. Н. Кошарной. – 2011.

28.       Ольшанский Д. В. Психология масс – СПб.: Питер. – 2001. – С. 34.

29.       Отчет Агентства за 2011 год. – Сыктывкар. – 2011.

30.       Отчет Агентства за 2009 год. – Сыктывкар. – 2009.

31.       Реан А. А. Крепкая семья – детство без жестокости и насилия // Социальная работа. – 2010. - №5. – С. 14-16.

32.       Реан А. А. Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. – Спб.: «прайм - ЕВРОЗНАК». – 2003. – С. 480.

33.       Ремизова В. В. Организация программной деятельности по профилактике семейного неблагополучия в центре социальной помощи семье и детям // Работник социальной службы. – 2010. - №1. – С. 13-28.

34.       Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. – Москва: Academia. – 1999. С. 6.

35.       Рутман А. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия. Методические рекомендации – Ярославль, Филинъ. – 1996. – С. 36-43.

36.       Рыбчинская Г. Незащищенность + Закрытость = Безнаказанность // Защити меня!. – 2007. - №2. – С. 9.

37.       Савинова С. А. Социально-правовые и психологические аспекты насилия в семье // Работник социальной службы. – 2008. - №5. – С. 19-33.

38.       Сборник тезисов международной конференции: Подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения) – М.: Новый отчет. – 2001. С. 6.

39.       Сейтумарова Н. Р. Специалист 1-ой категории Белогорского районного управления юстиции.

40.       Семья и детство: проблемы жестокого обращения и насилия // Защити меня!. – 2010. - №2. – С. 2-3.

41.       Синельников А. Выученные уроки: подростки и проблема насилия в семье // Обыкновенное зло: исследования насилия в семье / Под ред. О. М. Здравомысловой. Москва: УРСС. – 2003. Пресс – релиз Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения. Копенгаген и Женева. 15.03.2005.

42.       С надеждой на будущее // Вопросы социального обеспечения. – 2010. - №18. – С. 11.

43.       Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению (буклет) // ГУ РК «Республиканский центр социальной помощи семье и детям». – Сыктывкар. – 2007. – С.1.

44.       Ульянов В. Без права на детство // Социальная защита. – 2008. - №1. – С. 36-38.

45.       Феклин С. Правовая ответственность за жестокое обращение с детьми // Социальная педагогика. – 2009. №3. – С. 123-128.

46.       Физическое насилие – маркер педагогической некомпетентности // Социальная работа. – 2010. №3. – С. 62-64.

47.       Хаджинова О. В. Основные направления деятельности центров социальной помощи семье и детям по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми в семье // Социальные и социально-психологические проблемы глазами молодых. Тезисы докладов. – Сыктывкар. – 2005. – С. 102-104.

Информация о работе Жестокое обращение с детьми