Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:01, доклад
Проблема защиты прав ребенка неотрывна от проблемы жестокости в отношении детей. И сегодня проблема жестокости отнюдь не становится менее актуальной, чем ранее. До настоящего времени, к сожалению, не приходится говорить о способности большинства взрослых преодолеть и, тем более, предупредить проявления жестокости в отношении даже своих собственных детей. Взрослые зачастую даже не замечают нарушения прав ребёнка и своей жестокости по отношению к нему.
Жестокое обращение с детьми
Проблема защиты прав ребенка
неотрывна от проблемы жестокости в
отношении детей. И сегодня проблема
жестокости отнюдь не становится менее
актуальной, чем ранее. До настоящего
времени, к сожалению, не приходится
говорить о способности большинства взрослых
преодолеть и, тем более, предупредить
проявления жестокости в отношении даже
своих собственных детей. Взрослые зачастую
даже не замечают нарушения прав ребёнка
и своей жестокости по отношению к нему.
Рост насилия является сейчас доминирующей
тенденцией для всего мира. Насилие негативно
по определению. Это разрушительная сила,
которая унижает, насилует, подавляет,
эксплуатирует кого-либо. Насилие проявляется
в самых различных ситуациях и формах,
ребенок может встретиться с насилием
на улице, в школе. В последнее время возросло
насилие в семье, которое, как правило,
проявляется как жестокое обращение с
детьми и подростками.
Российская
статистика по отношению к детям
выглядит, мягко говоря, неутешительно.
В 2010 году 1661 родитель был лишен родительских
прав по причине жестокого обращения с
детьми. Было выявлено 3211 случаев жестокого
обращения с детьми. По данным общероссийского
социологического исследования, проведенного
в 2009 году Институтом социологии РАН по
заказу Фонда поддержки детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации, физические
наказания детей в каждой второй российской
семье являются нормой. Можно возмущаться
тем, что гибнут усыновленные за рубежом
российские дети, однако не следует забывать,
что от нечеловеческой жестокости своих
собственных родителей в России гибнет
каждый год до 2-2,5 тысяч детей, то есть
ежедневно погибают шесть детей.
Ежегодно в России от жестокого обращения погибает несколько тысяч детей. Гораздо большее число детей страдает от насилия, которое не оканчивается гибелью, но наносит тяжкий физический или психологический вред ребенку. Так, по данным Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, за последний год около 2 тыс. детей погибло в результате насилия. По данным неофициальной статистики, каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. При этом абсолютное большинство таких преступлений остаются нераскрытыми.
Ситуация осложняется тем, что физические наказания в нашей стране в большинстве семей являются допустимой нормой. Оправдываются они чаще всего примером родительских семей или необходимостью поддержания дисциплины.
Результаты исследования «Семья и родительство в современной России», которое в 2009 году по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, провел Институт социологии РАН, заставляют нас задуматься. Около половины опрошенных (46 %) заявили, что в детстве подвергались физическому насилию, при этом мужчины чаще, чем женщины.
Жестоким обращением
с детьми считают (педагогический энциклопедический
словарь), умышленные действия (или бездействие)
родителей, воспитателей и других лиц,
наносящие ущерб физическому или психическому
здоровью ребёнка.
В своих действиях
КДН, органы опеки и попечительства,
управления внутренних дел и другие
государственные органы и организации,
занимающиеся защитой прав несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении,
руководствуются следующими нормативно-правовыми
документами:
Правовая защита ребенка
от жестокого обращения
и насилия в семье
Международно-правовой запрет на применение
в отношении ребенка насилия, жестокого
или унижающего человеческое достоинство
обращения закреплен в ряде международно-правовых
документов ООН и Совета Европы.
Всеобщая декларация
прав человека (принята
Генеральной Ассамблеей
ООН 10.12.1948г.) провозглашает в статье
5, что никто не должен подвергаться пыткам
или жестоким, бесчеловечным или унижающим
достоинство обращению и наказанию.
Международный пакт
о гражданских и политических
правах (от 16.12.1966г.) в статье 24 устанавливает,
что каждый ребенок безо всякой дискриминации
… имеет право на такие меры защиты, которые
требуются в его положении как малолетнего
со стороны его семьи, общества и государства.
Всемирная декларация
об обеспечении выживания,
защиты и развития детей (30.10.1990г.) – документ,
в котором мировое сообщество заявило
о стремлении облегчить тяжелое положение
миллионов детей, которые живут в особенно
трудных условиях, - таких, как дети, подвергшиеся
жестокому обращению, живущие в неблагоприятных
социальных условиях и подвергшиеся эксплуатации.
Декларация прав ребенка
ООН (от 20.11.1959г.) провозгласила, что ребенок
должен быть защищен от всех форм небрежного
отношения, жестокости и эксплуатации
(принцип 9).
Конвенция ООН о правах
ребенка (одобрена Генеральной
Ассамблеей ООН в 1989
г.) – основной международный правовой
документ, защищающий ребенка от жестокого
обращения, где дано определение понятия
«жестокое обращение» и определены меры
защиты:
Статья 6 предусматривает обеспечение
в максимально возможной степени выживания
и здорового развития ребенка. В статье
16 говорится о том, что ни один ребенок
не может быть объектом произвольного
или незаконного вмешательства в осуществление
его права на личную жизнь, семейную жизнь,
неприкосновенность жилища или тайну
корреспонденции или незаконного посягательства
на его честь и репутацию. Статья 19 дает
определение понятия «жестокого обращения»
и определяет меры защиты: государства-участники
принимают все необходимые законодательные,
административные, социальные и просветительные
меры с целью защиты ребенка от всех форм
физического или психологического насилия,
оскорбления или злоупотребления, отсутствия
заботы или небрежного обращения, грубого
обращения или эксплуатации, включая сексуальное
злоупотребление, со стороны родителей,
законных опекунов или любого другого
лица, заботящегося о ребенке. В статье
24 подчеркивается необходимость обеспечения
мер по борьбе с болезнями и недоеданием,
упразднения практики, отрицательно влияющей
на здоровье детей. Статья 27 – о признании
государством права каждого ребенка на
уровень жизни, необходимый для физического,
умственного, духовного, нравственного
и социального развития.
В статье 32 признается право ребенка на
защиту от экономической эксплуатации
и от выполнения любой работы, которая
может представлять опасность для его
здоровья или служить препятствием в получении
им образования, либо наносить ущерб его
здоровью и физическому, умственному,
духовному, моральному и социальному развитию.
Статья 34 - о государственной защите ребенка
от всех форм сексуальной эксплуатации
и сексуального совращения и о необходимости
принятия государством мер для предотвращения
склонения или принуждения ребенка к любой
незаконной сексуальной деятельности;
использования в целях эксплуатации детей
в проституции или в другой незаконной
сексуальной практике; использования
в целях эксплуатации детей в порнографии
и порнографических материалах. В соответствии
со статьей 37 государство обеспечивает,
чтобы ни один ребенок не был подвергнут
пыткам или другим жестоким, бесчеловечным
или унижающим достоинство видам обращения
или наказания. Статья 39 обязывает государства
принимать все необходимые меры для того,
чтобы содействовать физическому и психологическому
восстановлению и социальной реинтеграции
ребенка, являющегося жертвой любых видов
пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления.
Такое восстановление и реинтеграция
должны осуществляться в условиях, обеспечивающих
здоровье, самоуважение и достоинство
ребенка.
Декларация ООН «О
социальных и правовых
принципах, касающихся
защиты и благополучия
детей, особенно при
передаче детей на воспитание
и их усыновлении на
национальном и международном
уровнях»
установила, что в случаях, когда родители
не проявляют заботы о своем ребенке или
она является ненадлежащей, то следует
рассмотреть вопрос о заботе о нем со стороны
родственников родителей ребенка, о передаче
ребенка на воспитание в другую семью
или об усыновлении или, в случае необходимости,
о помещении ребенка в специальное учреждение
(ст.4).
Руководящие принципы
ООН для предупреждения
преступности среди
несовершеннолетних (Эр-Риядские
руководящие принципы)
требуют принять и обеспечить соблюдение
законодательства, запрещающего жестокое
обращение с детьми и молодыми людьми
и их эксплуатацию, а также использование
их как орудие в преступной деятельности
(принцип 53) и провозглашают, что «никакой
ребенок … не должен подвергаться грубым
или унижающим достоинство наказаниям
в семье, школе, или в других учреждениях»
(п.54).
Конвенция МОТ (международная
организация труда)
№182 о запрещении и немедленных
мерах по искоренению
наихудших форм детского
труда (подписана Россией
в январе 2003 г.) к «наихудшим формам детского
труда» относит все формы рабства и практику,
сходную с рабством (продажа и торговля
детей, долговая кабала, принудительный
труд и т.д.); использование, вербовка или
предложение ребенка для занятия проституцией,
для производства порнографической продукции
или для порнографических представлений;
использование, вербовка или предложение
ребенка для занятия противоправной деятельностью,
в частности для производства и продажи
наркотиков; работа, которая по своему
характеру или условиям, в которых она
выполняется, может нанести вред здоровью,
безопасности или нравственности детей
(ст.3).
В российском законодательстве к юридическим
документам, гарантирующим право ребенка
на защиту от жестокого обращения, относятся
Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы
РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях
прав ребенка в РФ», Уголовный Кодекс РФ
и другие.
Конституция Российской
Федерации, 1993 г. (с изменениями
на 9 июня 2001 года).
Статья 17,ч.3. Осуществление прав и свобод
человека и гражданина не должно нарушать
права и свободы других лиц.
Статья 21, ч.2 Никто не должен подвергаться
пыткам, насилию, другому жестокому или
унижающему человеческое достоинство
обращению или наказанию.
Статья 38, ч.2 . Забота о детях, их воспитание
– равное право и обязанность родителей.
Федеральный Закон
от 24 июля 1998 года №124-ФЗ
«Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской
Федерации» (с изменениями
на 20 июля 2000 года).
Статья 14 закона гласит, что жестокое обращение
с детьми, физическое или психологическое
насилие над ними запрещены.
Закон Российской
Федерации от 10 июля 1992
года №3266-1 «Об образовании» (с
изменениями на 27 декабря 2000
года)
В статье 5 утверждено право детей, обучающихся
во всех образовательных учреждениях,
на «уважение их человеческого достоинства».
Статьей 36 предусмотрено административное
наказание педагогических работников
за допущенное физическое или психическое
«насилие над личностью обучающегося
или воспитанника».
Федеральный закон
« Об основах системы
профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»
(№120 –ФЗ от 24.06.1999г.)
определяет понятие «безнадзорный – несовершеннолетний,
контроль за поведением которого отсутствует
вследствие неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязанностей по его воспитанию,
обучению и (или) содержанию со стороны
родителей или законных представителей
либо должностных лиц». К беспризорным
детям закон относит безнадзорных, не
имеющих места жительства и (или) места
пребывания. В качестве особого объекта
социального воздействия, в том числе
индивидуальной профилактической работы,
закон выделяет «семьи, находящиеся в
социально опасном положении», к которым
он относит две категории семей: 1/ семьи,
имеющие детей, находящихся в социально
опасном положении; 2/ семьи, где родители
или законные представители несовершеннолетних
не исполняют своих обязанностей по их
воспитанию, обучению и (или) содержанию
и (или) отрицательно влияют на их поведение
либо жестоко обращаются с ними. Индивидуальная
профилактическая работа с несовершеннолетними
и семьями, находящимися в социально опасном
положении, направлена на своевременное
выявление таких детей и семей, а также
на их социально-педагогическую реабилитацию
и (или) предупреждение совершения ими
правонарушений и антиобщественных действий.
В системе органов внутренних дел созданы
специальные подразделения по делам несовершеннолетних
(ПДН), в обязанности которых вменено выявление
и предупреждение незаконных деяний в
отношении несовершеннолетних со стороны
их родителей (законных представителей),
не исполняющих или ненадлежащим образом
исполняющих свои обязанности по их воспитанию,
обучению и содержанию, отрицательно влияющих
на поведение детей, вовлекающих несовершеннолетних
в совершение преступлений или антиобщественных
действий либо жестоко обращающихся с
ними или совершающие в отношении детей
другие противоправные деяния.
Семейный кодекс Российской
Федерации от 29 декабря 1995
года №223-ФЗ (с изменениями
на 2 января 2000 года):
Статья 54 «Право ребенка жить и воспитываться
в семье» утверждает право ребенка на
уважение его человеческого достоинства.
Статья 56 посвящена праву ребенка на защиту
своих прав и законных интересов. Такая
защита должна осуществляться его родителями
или лицами, их замещающими, а также органами
опеки и попечительства, прокурором и
судом. Вместе с тем ребенок имеет право
и на защиту от злоупотреблений со стороны
своих родителей. Так, до исполнения ему
14 лет он вправе самостоятельно обращаться
в органы опеки и попечительства и другие
организации по защите прав ребенка, а
после 14 лет – в суд. В соответствии со
статьей 65 при осуществлении родительских
прав родители не вправе причинять вред
физическому или психическому здоровью
детей, их нравственному развитию. Способы
воспитания детей должны исключать пренебрежительное,
жестокое, грубое, унижающее человеческое
достоинство обращение, оскорбление или
эксплуатацию. Родители, осуществляющие
родительские права в ущерб правам и интересам
детей, несут ответственность в установленном
законом порядке. Семейный Кодекс предусматривает
«лишение родителей родительских прав»
(статья 69) или «ограничение родительских
прав» (статья 73) как меры защиты детей
от жестокого обращения с ними в семье.
Статья 77 предусматривает, что при непосредственной
угрозе жизни и здоровью ребенка орган
опеки и попечительства вправе немедленно
отобрать его у родителей (одного из них).
Формы жестокого обращения
Выделяют
несколько форм жестокого обращения:
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход.
Признаки физического насилия: синяки; царапины и рубцы; ожоги; ссадины; различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки (до 90% всех повреждений). О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, в области половых органов, на щеках и т.д.; очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены: пряжка ремня, шнур, палка, отпечатки пальцев; следы избиения множественные, наряду со свежими повреждениями имеются старые рубцы и шрамы.
Особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию:
Для детей до 3 лет: малоподвижность (при отсутствии биологических обстоятельств), боязнь родителей или взрослых, плаксивость, печальный внешний вид ребенка, редкая улыбка, агрессивность.
Дошкольный возраст (3-6 лет): пассивность, уступчивость, заискивающее поведение; псевдовзрослое поведение, агрессивность, в т.ч. по отношению к животным, лживость.
Младший школьный возраст: стремление скрыть травму (непереодевание на физкультуру), нежелание возвращаться домой после школы, замкнутость и отсутствие друзей, уходы из дома, плохая школьная успеваемость.
Подростковый
возраст: любые формы злоупотребления
алкоголем и другими психотропными веществами,
депрессивные состояния, суицидальные
попытки.
Заподозрить физическое насилие в отношении ребенка можно, если наблюдаются:
Основные последствия физического насилия: агрессивность (например, ребенок жестко относится к животным), пассивность, замкнутость, отсутствие друзей, псевдовзрослое проведение, эмоциональная нестабильность, плохая школьная успеваемость. Последствия физического насилия могут быть самими разными: отнезначительных нарушений и до грубых отклонений, включая психопатологии, саморазрущающее и асоциальное поведение. Это определяется возрастом ребенка, его особенностями, характером отношений с наказывающим родителем, силой и способом наказаний.
Некоторые дети
являются более устойчивыми к физическому
насилию. С этим связан миф о "пользе"
физического наказания. Но, не смотря ни
на что, ни при каких обстоятельствах применение
физических наказаний по отношению к детям
недопустимо.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.
Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий; демонстрация порнографических и эротических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов; подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур.
По некоторым данным, в нашей стране ежегодно регистрируется 7 —8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, однако реальное число пострадавших, по меньшей мере, в десять раз больше. Растет количество публикаций, посвященных изучению различных аспектов этой проблемы, в рамках первичных и отдаленных последствий сексуального насилия описываются посттравматические стрессовые расстройства, дистресс, личностные нарушения, девиантное сексуальное и аутодеструктивное поведение, алкоголизм, наркомании и даже психотические состояния.
Классификация сексуального насилия:
Сексуальная эксплуатация – взрослый злоупотребляет беспомощностью, либо силой для удовлетворения собственного сексуального влечения.
Эротизация ребенка – стимуляция сексуального развития в ущерб другим сторонам развития.
Подавление детской сексуальности – формирование негативного отношения к любым проявлениям сексуальности и сексуальных интересов.
Сексуальное насилие в отношении детей очень скрытое, но далеко не редкое явление. Жертвами сексуального насилия могут стать дети любого возраста.
Сексуальное
насилие в отношении ребенка
зачастую совершается в семье. Сексуальн
Признаки перенесенного сексуального насилия: повреждения генитальной, анальной областей в виде синяков, ссадин, припухлостей, разрывов, кровоизлияний или нарушения целостности девственной плевы; заболевания, передающиеся половым путем; инфекции мочевыводящих путей; энурез и/или энкопрез; нервно-психические расстройства; психосоматические болезни (необъяснимые хронические боли внизу живота, дерматиты и др.).
Основные последствия сексуального насилия: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол); нарушение эмоционально-волевой сферы; неуверенность в себе, заниженная самооценка; агрессивность (часто немотивированная); нарушение познавательной деятельности.
Опыт сексуального
насилия, перенесенного в детстве
или подростковом возрасте, повышает
риск стать жертвой сексуального насилия
в зрелом возрасте.
Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.
Выделяют следующие формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация/развращение.
Отвержение - неприятие ребенка, принижение его достоинства:
Терроризирование – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место: