Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:27, курсовая работа
Возникнув в середине XVIII в. в качестве глобальной психологической проблемы (X. Вольф), способности длительное время трактовались как всеобъемлющие свойства души, изначально присущие индивиду, как его наследственная предопределенность. Французские материалисты XVIII в. выдвинули противоположный тезис о полной зависимости способностей от условий жизни индивида. Между тем проблема способностей - проблема диалектической взаимосвязи внутреннего и внешнего.
Заключение.
В данной работе были рассмотрены основные свойства и черты таких понятий как "способности", "задатки" и " наклонности". Были перечислены концепции возможной генетической передачи способностей. Вывод из данных концепций остается до сегодняшнего дня неопределенным, потому что есть доли истины в обеих точках зрения. Но основной упор делается на то, что природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках.
Задатки способностей - некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. 3адатки способностей как одно из условий формирования способностей не предопределяют развития способностей. 3адатки способностей многозначны, т.е. на их основе могут быть сформированы различные способности. В качестве задатков общих и специальных способностей могут выступать:
1) типологические
свойства нервной системы (в
первую очередь парциальные
2) индивидуальные
особенности строения анализаторов, отдельных
областей коры головного мозга и т. п.
Подведем
итог, ответим на вопроси
поставленные в введении:
1) Так что же такое Способности?
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.
Способности - это
индивидуально-психологические
2) Структура способностей зависит от развития личности.
Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающее новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы.
3) Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности человека: преобладающий тип высшей нервной деятельности, особенности развития отдельных структур головного мозга, правого и левого полушарий и т.д., благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности.
Задатки - наследственные
свойства периферического и центрального
нервного аппарата являются существенными
предпосылками способностей человека,
но они лишь обусловливают их, не предопределяя.
От задатков к способностям - в этом и состоит
путь развития личности. Развиваясь из
задатков, способности являются все же
функцией не задатков самих по себе, а
развития индивида, в которое задатки
входят как предпосылки, как исходный
материал.
Список
литературы.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Лениздат, 1999. 215с.
2. Голубева Э.А.
Способности и
107с.
3. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1993. 129с.
4. Изюмова С.А.
Природа мнемических
5. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М.: Высшая школа, 1989. 96с.
6. Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 1984. 88с.
7. Левитов Н.Д.
Детская и педагогическая
8. Лейтес Н.С.
Умственные способности и
9. Петровский А.В. Способности и труд. - М.: Психология, 1996. 152с.
10. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М.: Высшая школа, 1997. 109с.
11. Платонов К.К. Проблема способностей. - М.: Наука, 1992. 225с.
12. Познавательные процессы и способности в обучении / Под редакцией Шадрикова В.Д. - М.: Просвещение, 1990. 280с.
13. Проблемы способностей / Под редакцией Мясищева В.Н. - М.: Знание, 1976. 108с.
14. Психология индивидуальных различий / Под редакцией Гиппенрейтера Ю.Б., Романова В.Я. - М.: Наука, 1982.109с.
15. Общая психология / Под редакцией Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1986. 102с.
16. Общая психология / Под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. М.: Просвещение, 1981. 211с.
17. Рубинштейн С.Л.
Основы общей психологии. - М.: Педагогика,
1989. 100с.
18. Петровский А. В., Ярошевский Я. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.
19. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследование и применение. СПб. 2000.
20. Психология индивидуальных различий под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,В. Я. Романова. М.: АКТ Астрель, 2008.
21. Асмолов А.Г.
Психология личности. Принципы
общепсихологического анализа.
22. Структура интеллекта взрослых /П од ред. Е. И. Степановой, Я. И.
Петрова. Л., 1979.
23. Генетические проблемы социальной психологии. Под ред.
Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной. Минск, 1975.
24. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А.
Психология учения // Психологическая наука в СССР: В 2 т. / Под ред. Б. Г.
Ананьева, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др. М., 1960. Т. 2.