Задатки и наклонности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Возникнув в середине XVIII в. в качестве глобальной психологической проблемы (X. Вольф), способности длительное время трактовались как всеобъемлющие свойства души, изначально присущие индивиду, как его наследственная предопределенность. Французские материалисты XVIII в. выдвинули противоположный тезис о полной зависимости способностей от условий жизни индивида. Между тем проблема способностей - проблема диалектической взаимосвязи внутреннего и внешнего.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Задатки наклонности способности соотношение понятий Виды способностей.doc

— 383.50 Кб (Скачать)

Заключение. 

В данной работе были рассмотрены основные свойства и черты таких понятий как "способности", "задатки" и " наклонности". Были перечислены концепции возможной генетической передачи способностей. Вывод из данных концепций остается до сегодняшнего дня неопределенным, потому что есть доли истины в обеих точках зрения. Но основной упор делается на то, что природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках.

Задатки способностей - некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. 3адатки способностей как одно из условий формирования способностей не предопределяют развития способностей. 3адатки способностей многозначны, т.е. на их основе могут быть сформированы различные способности. В качестве задатков общих и специальных способностей могут выступать:

1) типологические  свойства нервной системы (в  первую очередь парциальные свойства, характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависит скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и т. д.;

2) индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга и т. п. 
 
 
 
 

Подведем  итог, ответим на вопроси поставленные в введении: 

1) Так что же такое Способности?

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

Способности - это  индивидуально-психологические особенности  личности, являющиеся условиями успешного  осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками.

2) Структура способностей зависит от развития личности.

Выделяют два  уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Самый высокий  уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающее новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы.

3) Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности человека: преобладающий тип высшей нервной деятельности, особенности развития отдельных структур головного мозга, правого и левого полушарий и т.д., благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности.

Задатки - наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата являются существенными  предпосылками способностей человека, но они лишь обусловливают их, не предопределяя. От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности. Развиваясь из задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития индивида, в которое задатки входят как предпосылки, как исходный материал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

1. Ананьев Б.Г.  Человек как предмет познания. - Л.: Лениздат, 1999. 215с.

2. Голубева Э.А.  Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 1993.

107с.

3. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1993. 129с.

4. Изюмова С.А.  Природа мнемических способностей  и дифференциация обучения.- М.: Наука, 1995. 205с.

5. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М.: Высшая школа, 1989. 96с.

6. Кузин В.С.  Психология. - М.: Высшая школа, 1984. 88с.

7. Левитов Н.Д.  Детская и педагогическая психология. М.: Психологическое обозрение, 1980. 209с.

8. Лейтес Н.С.  Умственные способности и возраст. - М.: Просвещение, 1990.

9. Петровский А.В. Способности и труд. - М.: Психология, 1996. 152с.

10. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М.: Высшая школа, 1997. 109с.

11. Платонов К.К. Проблема способностей. - М.: Наука, 1992. 225с.

12. Познавательные процессы и способности в обучении / Под редакцией Шадрикова В.Д. - М.: Просвещение, 1990. 280с.

13. Проблемы способностей / Под редакцией Мясищева В.Н. - М.: Знание, 1976. 108с.

14. Психология индивидуальных различий / Под редакцией Гиппенрейтера Ю.Б., Романова В.Я. - М.: Наука, 1982.109с.

15. Общая психология / Под редакцией Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1986. 102с.

16. Общая психология / Под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. М.: Просвещение, 1981. 211с.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. 100с. 

18. Петровский А. В., Ярошевский Я. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.

19. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследование и применение. СПб. 2000.

 20. Психология индивидуальных  различий под  ред.  Ю.Б.  Гиппенрейтер,В.     Я. Романова. М.: АКТ Астрель,  2008.

21. Асмолов А.Г.  Психология личности. Принципы    общепсихологического анализа. М.: Смысл, ИЦ Академия, 2002.

22.  Структура интеллекта взрослых /П од ред. Е. И. Степановой, Я. И.

Петрова. Л., 1979.

23. Генетические  проблемы социальной психологии. Под ред.

Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной. Минск, 1975.

24. Богоявленский  Д. Н., Менчинская Н. А.

Психология учения // Психологическая наука в СССР: В 2 т. / Под ред. Б. Г.

Ананьева, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др. М., 1960. Т. 2.

Информация о работе Задатки и наклонности человека