Задатки и наклонности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Возникнув в середине XVIII в. в качестве глобальной психологической проблемы (X. Вольф), способности длительное время трактовались как всеобъемлющие свойства души, изначально присущие индивиду, как его наследственная предопределенность. Французские материалисты XVIII в. выдвинули противоположный тезис о полной зависимости способностей от условий жизни индивида. Между тем проблема способностей - проблема диалектической взаимосвязи внутреннего и внешнего.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Задатки наклонности способности соотношение понятий Виды способностей.doc

— 383.50 Кб (Скачать)
 

Міністерство освіти і науки України

Одеський  національний університет  імені І.І. Мечникова

Інститут  інноваційної та післядипломної освіти 

Кафедра      Психології     
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсова робота 
 
 

Задатки, наклонности, способности: соотношение понятий.

Виды способностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          Виконала:  Дарієнко Юлія Олександривна 

                                                          Курс: ІІІ 

                                                          Спеціальність: психологія 

                                                          Форма навчання: заочна 

                                                          Науковий керівник: Лаврова М.Г. 
 

Содержание. 

Введение 

Глава 1. Способности.

1.1 Определение способностей.

1.2 Структура способностей.

1.3 Уровни развития способностей.

1.4 Виды способностей и их характеристики. 

Глава 2. Способности и объяснение жизненных успехов человека.

2.1 Зависят ли способности от унаследованного фонда. 

Глава 3. Задатки.

3.1 Понятие о задатках.

3.2 Типы нервной деятельности как задатки.

3.3 Наклонности. 

Глава 4. Методы изучения способностей.

4.1Заключение. 

Список  литературы. 

Введение. 
 
 
 
 

Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л.Рубинштейн).

Высокие достижения способного человека являются результатом  соответствия комплекса его нервно-психических  свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.

Вот почему способность  нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный  слух и т. п.).

Способность всегда является синтезом свойств человеческой личности.

Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многогранны; на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера и требований, предъявляемых деятельностью. Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий а, следовательно, воспитываются и преобразуются. Способности человека, разные их типы и степени относятся к важнейшим проблемам психологии. В связи с этим тема моей курсовой работы - "Задатки, наклонности, способности: соотношение понятий. Виды способностей" 
 
 
 
 

Актуальность  темы: Возникнув в середине XVIII в. в качестве глобальной психологической проблемы (X. Вольф), способности длительное время трактовались как всеобъемлющие свойства души, изначально присущие индивиду, как его наследственная предопределенность. Французские материалисты XVIII в. выдвинули противоположный тезис о полной зависимости способностей от условий жизни индивида. Между тем проблема способностей - проблема диалектической взаимосвязи внутреннего и внешнего.Проблема способностей стала предметом научного изучения в XIX в. в связи с исследованиями Ф. Гальтона, применившего экспериментальный и статистический подход к этой проблеме и ставшего основоположником дифференциальной психологии. Применив "метод близнецов", Гальтон открыл возможность изучения соотношения между наследственностью и внешними влияниями. Гальтону принадлежит и идея использования тестов (проб) для определения индивидуальных различий ("Исследование человеческих способностей и их развитие", 1883).  

 

Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего, следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Человеческие способности - это величайший из даров природы. Этим даром награждён каждый человек. Но разница состоит в том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.

Практическая  значимость заключается в том, что, чем раньше мы обратим внимание на наши задатки и способности, тем раньше сможем развить их или помочь в определении рода занятия. Ведь человек всегда стоит на перепутье дорог с вопросом (куда пойти учиться, работать и чем хотелось бы заниматься, что бы это доставляло не только удовольствие, но и приличный доход). И не редко в практической деятельности психолога такие вопросы будут задаваться. 

В курсовой работе были использованы литература следующих  ученых:

А. В. Петровский; Б.М. Теплов; Н.С. Лейтес; Е.А.Климов; Т. Рибо; С.Л.Рубинштейн; Г. С. Костюк; А. Г. Ковалев; В. Н. Мясищев и д. р. 

Предметом и объектом моего исследования являются психологические особенности человека (задатки и способности), методы их изучения. 

Цель  работы - рассмотреть особенности задатков и способностей личности. 

Задачи  работы - определить понятие способностей, рассмотреть уровни задатков, определить понятие задатков. 
 
 

Глава 1. Способности. 

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками.

Пока человек  не начал определенной деятельности, у него существуют только потенциальные  способности к ее выполнению, являющиеся свойствами его личности, частично развившимися из его задатков, но более  сформированными его опытом. Но как только он начинает эту деятельность, его потенциальные способности становятся актуальными способностями, не только проявляющимися, но и формирующимися в этой деятельности.

Наиболее общей  классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные. Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды.

Выделяют виды способностей по их направленности, или  специализации (общие и специальные  способности).

Под общими способностями  понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему  свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов  в какой-либо специальной области  деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.

В современной  психологии и на протяжении всей истории  её развития можно встретить разные определения понятия "способности":

     · Определение, что способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний, является наиболее широким и старым из всех предложенных в процессе изучения данного понятия.

      · Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX веков.

       · Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л.Рубинштейн).

        · Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. (Б.М. Теплов).

Это лишь малая  часть из имеющихся в современной психологии определений данного понятия.

Принято считать, что способности - это такое разнообразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней.

Есть, например, способности, от которых зависят успехи в обучении. Они определяются скоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений, навыков. Есть также музыкальные, художественно- изобразительные, литературные, лингвистические, математические, организаторские и множество других способностей. Они - продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических особенностей. Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которые включаются люди.

Способности и  знания, умения и навыки взаимосвязаны, но не тождественны. По отношению к знаниям, умениям, навыкам, мастерству. Способности человека выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности их приобретать и наращивать. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его. Способность - это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле - это действительность.

Способности человека обнаруживаются только в деятельности, при этом лишь в той, которая не может осуществляться без наличия  соответствующих способностей. Способности - это личность в ее продуктивности. Как только человек начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются.

Способности не следует противопоставлять другим индивидуально-психическим качествам, свойствам личности: качествам ума, особенностям памяти, чертам характера, волевой подготовленности, эмоциональным особенностям человека. Если какое-либо качество или совокупность качеств личности отвечают требованиям деятельности или формируются под влиянием этих требований, то это дает основание рассматривать данную индивидуально-психологическую особенность личности как способность.

При изучении данной проблемы важно обратить внимание на то, что способности разных людей  к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру из-за индивидуального своеобразия психических качеств и их сочетания. Например, в структуре организаторских способностей у одних людей могут преобладать такие качества, как практичность ума, наблюдательность, работоспособность, самостоятельность и самообладание, а у других - общий уровень психического развития, критичность, логика воздействия на сотрудников.

Нередко при  осуществлении той или иной деятельности человек не имеет к ней способностей. Если он вынужден продолжать заниматься этой деятельностью, то сознательно или бессознательно он будет компенсировать недостаток способностей сильными сторонами своей личности (например, волевой подготовленности), другими более развитыми способностями. Так, средний и даже низкий уровень умственных способностей может компенсироваться широтой знаний, высокой работоспособностью и др.; недостаточные организаторские способности - высоким уровнем самоорганизации и т.п. Свойство компенсации одних способностей другими, отмечает А. В. Петровский, открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совершенствования в ней. 

Информация о работе Задатки и наклонности человека