Задатки и наклонности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Возникнув в середине XVIII в. в качестве глобальной психологической проблемы (X. Вольф), способности длительное время трактовались как всеобъемлющие свойства души, изначально присущие индивиду, как его наследственная предопределенность. Французские материалисты XVIII в. выдвинули противоположный тезис о полной зависимости способностей от условий жизни индивида. Между тем проблема способностей - проблема диалектической взаимосвязи внутреннего и внешнего.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Задатки наклонности способности соотношение понятий Виды способностей.doc

— 383.50 Кб (Скачать)

Природные предпосылки способности стоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятия, соответствующей деятельностью. Решающие значение имеют первые пробы сил в областях, которым соответствуют высокие сенсорно-моторные качества и склонности.

Иными словами, под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.

Задатки несут  в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот  почему так важно как можно  раньше выявить задатки детей, с  тем, чтобы целенаправленно формировать  их способности.

Безусловно, способность связана с какими-то врожденными анатомическими особенностями структуры мозга, в первую очередь с особенностями его микроструктуры. Эти особенности сказываются на характере процессов отражения и поведения личности. Исследования Н. С. Преображенской и С. А. Саркисова доказали, что имеются существенные индивидуальные различия в расположении клеточных полей в коре больших полушарий мозга человека. Отмечены также индивидуальные особенности в строении клеточных слоев, что, очевидно, не безразлично для функционирования головного мозга, и в частности для проявления способностей. 

3.2Типы  нервной деятельности  как задатки. 

Врожденные способности  мозга непосредственно проявляются  в типологических особенностях человека, которые изменяются в процессе жизнедеятельности.

Типологические  способности, обнаруживаемые очень  рано у ребенка, и являются задатками, или первичными природными свойствами.

 Следует при  этом оговориться, что типологические  особенности имеют многогранное  значение.

Они составляют природные предпосылки способностей и характера. Особенности общих типов (сила или тонус активности, уравновешенность, степень чувствительности и подвижности процессов отражения), безусловно, оказывает влияние на образование способностей. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип) благоприятствуют образованию многих волевых и коммуникативных свойств личности, которые особенно важны для становления общественной активности и организаторских способностей. Слабая нервная система, обладающая, по мнению В. Д. Небылицина, высокой чувствительностью, может благоприятствовать развитию художественных способностей.

Кроме общих  свойств типа, характеризующие особенности  нервной системы в целом существуют, как известно, промежуточные типы, характеризующие особенности деятельности отдельных анализаторных систем. Эти последние типологические свойства имеют прямое отношение к специальным способностям.

И. П. Павлов находил, что те люди, у которых преобладает  первая сигнальная система с ее образным отражением действительности, принадлежит к художественному типу (музыкант, писатель, живописец). При первенствующей роли второй сигнальной системы образуется мыслительный тип, характерной особенностью которого является сила отвлеченного мышления. И наконец, при хорошем балансировании, уравновешенности двух систем - средний тип.

Представители среднего типа сочетают в себе все  черты художественного и мыслительного  типов. К этому типу, как считал Павлов, Относится большинство людей, а также исключительно одаренные, гениальные люди (Ломоносов, Гете).

Художественный  тип характеризуется, во-первых, целостью, полнотой и живостью восприятия действительности, в то время как «мыслители дробят ее и тем как бы умерщвляют ее».

Во-вторых, у  художника преобладает воображение  над абстрактным мышлением. У мыслителя ум теоретический, словесный.

В-третьих, художественный тип отличается повышенной эмоциональностью, эффективностью. И, наоборот, у мыслительного  типа интеллект преобладает над  эмоциональностью.

Придерживаясь сути Павловского учения о взаимодействии сигнальных систем, можно сказать, что отличие художественного типа от мыслительного состоит в том, что художник в своей деятельности опирается преимущественно на первую сигнальную систему, а ученый - на вторую, однако у того и другого вторая сигнальная система выполняет регулирующую роль. Новейшие исследования деятельности головного мозга анатомически подтвердили подразделения И. П. Павловым сигнальных систем. Оказалось, что левое полушарие осуществляет преимущественно второсигнальные функции, а правое - первосигнальные. 

3.3 Наклонности. 

Задатки, прежде всего, проявляются в наклонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Наклонности - это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Наклонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).

Нередко это  стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, наклонность свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к развитию способностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок, например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же самое относится и к рисованию, конструированию и т. п.

Наряду с истинными  наклонностями имеются и ложные, или мнимые. При истинной наклонности можно наблюдать не только непреодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов.

При ложной или  мнимой наклонности, обнаруживается или поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая наклонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без наличия потенциальных возможностей развития.

Задатки также  проявляются в легкой восприимчивости того материала, который привлекает, и, главное, в умении конструировать новое, что особенно характерно для большого дарования.

Итак, способности  представляют сплав природного и  приобретенного. Природные свойства, являясь прирожденными, однако, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. В процессе деятельности формируется и новые свойства, необходимые для успешной деятельности, образуются и заменители (компенсаторные механизмы) недостающих свойств. 

Глава 4. Методы изучения способностей. 

Количественная характеристика способностей - необходимая процедура при решении широкого круга проблем. Так, уже в школьной практике имеется настоятельная потребность ранжирования детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы обучения; выявления задержек умственного развития, с одной стороны, и одаренности, с другой; учебные и профессиональные консультации, отбор в специализированные и профессиональные школы и пр.

Все это требует  определения количественных показателей выраженности той или иной способности и сравнения их между собой.

В качестве способа  измерения способностей используются различные тесты. Корни тестирования теряются в древности. Так, уже в  Древнем Египте только того допускали  к обучению искусству жреца, кто был способен выдержать систему определенных испытаний. Вначале “кандидат в жрецы” проходил собеседование, где выяснялись его биографические данные, уровень образования, внешность, умение вести беседу. Затем проверялось умение трудиться, слушать, молчать, проводилось испытание водой, огнем, пребыванием в мрачных подземельях. Все это дополнялось угрозой смерти тем, кто не уверен, что выдержит все тяготы длительного образования.

С конца прошлого столетия для оценки способностей стали  использовать различные стандартные психологические пробы, которые нередко сводились к вычислению показателя умственной одаренности - коэффициента интеллектуальности (IQ). Он был привлекателен исследователям тем, что позволял количественно, в цифрах выразить уровень интеллектуального развития. В ходе тестирования испытуемому на специальном бланке предлагалось установить логические отношения классификации, аналогии, обобщения и пр. между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста. Задачи также могут строиться из рисунков, геометрических фигур. Некоторые задания предполагают составление представленных деталей изображения предмета, геометрической фигуры, сбор из кубиков с разноокрашенными сторонами заданного рисунка, нахождение выхода из лабиринта и т.п. Обычно отдельные тесты сводятся в батарею тестов, нарастая по сложности. В качестве примеров заданий подобных тестов можно привести следующие:

1. Из 5 предложенных слов выбрать 2, имеющие наибольшую связь с обобщающим словом: Сад: растение, садовник, собака, забор, земля.

2. Из 5 слов выбрать одно, наиболее непохожее на все остальные: Лист, почка, кора, чешуя, сук.

3. Сделать умозаключение и определить отношение (больше - меньше) 2 величин в знаменателе: А больше Б в 4 раза; Б меньше В в 3 раза; В ? А.

4. Выбрать слово в соответствии с предложенным отношением: “Дом” так относится к “комнате”, как “дерево” к: а) лесу в) растению с) листу.

Успешность испытуемого  определяется числом правильно выполненных  задач (с учетом затраченного времени), по которому выводится коэффициент интеллектуальности.

В дальнейшем в  показатели интеллектуальности были введены  результаты тестов по некоторым познавательным процессам (восприятию, памяти, воображению). Определение коэффициента интеллектуальности чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова показало, что он находится на достаточно высоком уровне (135), уступая, однако, посмертно определенному коэффициенту интеллектуальности Гете (200) и Эйнштейна (180). Использование суммарного показателя интеллекта скрывает индивидуальные различия по отдельным тестам, хотя человек может иметь высокие показатели по вербальному, и низкие по числовому тесту и, наоборот. Так, у Гарри Каспарова шахматная и “бытовая” память оказались феноменальными, тогда как тесты, выявляющие фантазию, воображение, способность к отвлеченному мышлению, были выполнены не на столь высоком уровне.

Однако в связи  с тем, что большинство тестов интеллекта в основном измеряли вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями, вскоре стала очевидна их ограниченность в определении способностей к различным видам деятельности. В настоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер. Так, например, службой занятости США для использования в государственных учреждениях рекомендуется батарея следующих субтестов:

1. Общие способности к обучению. Определяется сложением показателей 3 тестов, использовавшихся для измерения других факторов (словарного, арифметического мышления, восприятия трехмерного пространства).

2. Вербальные  способности. Измеряется словарным  тестом, в котором испытуемый  должен указать, какое из 2 слов  в каждом наборе имеет то  же или противоположное значение.

3. Числовые способности. Включает тесты на вычисления и арифметическое мышление.

4. Пространственные способности. Измеряется тестом восприятия трехмерного пространства, включающим способность понимать двухмерные отображения трехмерных объектов и представлять результат движения в 3 измерениях.

5. Восприятие формы. Измеряется 2 тестами, в которых испытуемый сопоставляет чертежи деталей и геометрические формы.

6. Мысленное восприятие. Аналогичен 5, но сопоставляются названия, а не чертежи или формы.

7. Двигательная координация. Измеряется простым тестом типа “бумага-карандаш”, в котором испытуемый делает в сериях квадратов определенные пометки карандашом.

8. Пальцевая моторика. 2 теста, в которых испытуемый соединяет и разъединяет соответственно заклепки и шайбы.

9. Ручная моторика. 2 теста, в которых испытуемый перемещает и переворачивает фишки на столе, где находится доска.

Основной недостаток любого теста, в том числе и  на определение уровня способностей, заключается в том, что получаемая информация свидетельствует лишь об уровне подготовки, о знаниях, умениях, навыках, о развитии профессионально важных качеств об отношении к обследованию и т.п. Хотя эти показатели и являются с определенной степенью вероятности основанием для прогнозирования успеха в деятельности, сущность способности все-таки остается невыясненной. Более строгая характеристика способностей может основываться на многостороннем анализе показателей в достаточно длительной динамике, в продолжительной деятельности, в различных условиях, способствующих полному раскрытию личности.

Именно на это  указывал Л.С. Выготский, подчеркивая, что если ребенок не решает предложенной ему задачи, то этот факт сам по себе еще ничего не говорит о его способностях. Развитие ребенка происходит в процессе обучения его взрослыми и то, что ребенок не может сделать самостоятельно, он вполне может сделать с помощью взрослых, научившись через какое-то время делать это сам. Исходя из данного положения, Л.С. Выготский предложил проводить исследование как минимум дважды: первый раз, выясняя, как ребенок решает задачу самостоятельно, а второй - как решает с помощью взрослого. Оценка способностей ребенка, производимая по расхождению между результатами его самостоятельного решения и решения с помощью взрослого, была названа Л.С. Выготским зоной ближайшего развития. 

Информация о работе Задатки и наклонности человека