Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:27, курсовая работа
Возникнув в середине XVIII в. в качестве глобальной психологической проблемы (X. Вольф), способности длительное время трактовались как всеобъемлющие свойства души, изначально присущие индивиду, как его наследственная предопределенность. Французские материалисты XVIII в. выдвинули противоположный тезис о полной зависимости способностей от условий жизни индивида. Между тем проблема способностей - проблема диалектической взаимосвязи внутреннего и внешнего.
1.1Определение
способностей.
Способности - это чудесные подарки, которые дает природа каждому человеку.
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.
Высокие достижения
способного человека являются результатом
соответствия комплекса его нервно-
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек успешно и на высоком уровне осуществляет деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.
Вот почему способность нельзя свести к одному какому- либо свойству (хорошее различие цветов, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.) Она всегда является синтезом человеческой личности.
Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.
Рассматривая конкретно-психическую характеристику различных способностей, можно выделить совокупность общих качеств личности, необходимых для успешного овладения многими видами деятельности, - общие способности. К ним относятся, например, умственные способности. Тонкость и точность ручных и других движений, развитая память, внимательность, память, воображение, речь и др. Вместе с тем есть и совокупность специальных качеств, необходимых для той или иной деятельности, специальные способности: музыкальные, художественные, математические, технические, литературные, спортивные и др.
Различают несколько уровней в развитии способностей людей:
· одаренность - это совокупность нескольких способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии разносторонних способностей.
Показатели одаренности: темп и легкость усвоения материала,
широта переноса, время проявления, соотношение результатов с условиями.
Одаренность, по мнению Н.С. Лейтеса, это, прежде всего способность трудиться, неуемная потребность в деятельности, а также интеллект, превышающий средний уровень. Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Поэтому один из самых ранних показателей одаренности - это время, в течение которого 2-3-летний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают, поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней в отличие от обычного ребенка того же возраста.
· талант - совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта - высокий уровень творчества при осуществлении деятельности.
· гениальность - высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности:
- незаурядность в различных областях + доминирующая сторона
- осознание способности
- включенность способности в характер.
Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.
Патологическое снижение способностей получило название олигофрении.
У некоторых
людей при благоприятных
Творческие способности человека проявляются в любой деятельности: научной, художественной, производственной, политической, юридической.
Также способности принято делить на: актуальные и потенциальные. Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.
К актуальным, реализованным способностям относят не только те, которые реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности индивида. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.
Рассматривая соотношение способностей и профессии, Е.А.Климов выделил 4 степени профессиональной пригодности:
-непригодность к данной профессии;
-годность к данной профессии или группе профессий;
-соответствие данной области деятельности;
-призвание к
данной профессиональной
Таким образом, обобщив все выше перечисленные свойства и особенности способностей, в современной психологии выделили условия развития и факторы, влияющие на развитие способностей.
Условия развития способностей:
· Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций
· Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.)
· В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:
- простая деятельность - снижение интересов;
- очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации
Факторы, влияющие на развитие способностей:
· - исходная предпосылка - врожденные задатки.
· - время выявления.
· - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес.
· - всестороннее развитие интересов и способностей.
· - соперничество
и сотрудничество.
1.2.
Структура способностей.
Каждая способность
имеет свою структуру, где можно
различить опорные и ведущие
свойства. Например, опорным свойством
способности к изобразительному
искусству будет высокая
К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника, и наконец, высокоразвитая образная память.
К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения.
Благодаря им улавливается
существенное и характерное в
явлениях жизни, производится обобщение
и типизация, создается оригинальная
композиция. В качестве необходимого
фона этой способности выступает
определенная эмоциональная настроенность
и эмоциональное отношение к воспринимаемому
и изображаемому явлению.
1.3.
Уровни развития
способностей.
Будущие поколения должны повышать интеллект, а не только профессиональные навыки (А. А. Баев)
Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
Нельзя, конечно, метафизически, рассматривать эти уровни. Во-первых, следует иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима. Во-вторых, указанные уровни развития способностей не есть что-то данное и неизменное, застывшее. В процессе, овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.
Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы.
Талантливый человек
также вносит свое, но в пределах
уже определившихся идей, направлений,
способов исследования. Наиболее благоприятные
условия для формирования талантливости
и гениальности возникают при всестороннем
развитии личности. Например, Леонардо
да Винчи, Гете, Ломоносов являются образцами
многосторонности развития и гениальности
в творческой деятельности.
1.4
Виды способностей и
их характеристики.
Кроме этого, следует выделить уровни способностей по их направленности, или специализации. В этом плане в психологии обычно различают общие и специальные способности. Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.
Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п. К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.
Специальные способности органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей, при известных условиях, положительно влияет на развитие интеллекта.
Известно немало
личностей с очень высоким
уровнем самых различных
Практические
способности не могут развиваться
и актуализироваться в
Так, конструктивно-технические способности человека часто связаны с большим научным дарованием: одаренный изобретатель нередко вносит новшество не только в производство, но и в науку. У одаренного ученого могут проявляться и недюжинные конструкторские способности (Жуковский, Циолковский, Эдисон, Фарадей и многие другие).
Таким образом,
каждая деятельность предъявляет определенные
требования к общим, и к специальным
способностям. Вот почему нельзя узко
профессионально развивать