Задатки и наклонности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Возникнув в середине XVIII в. в качестве глобальной психологической проблемы (X. Вольф), способности длительное время трактовались как всеобъемлющие свойства души, изначально присущие индивиду, как его наследственная предопределенность. Французские материалисты XVIII в. выдвинули противоположный тезис о полной зависимости способностей от условий жизни индивида. Между тем проблема способностей - проблема диалектической взаимосвязи внутреннего и внешнего.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Задатки наклонности способности соотношение понятий Виды способностей.doc

— 383.50 Кб (Скачать)

1.1Определение способностей. 

Способности - это чудесные подарки, которые дает природа  каждому человеку.

Когда говорят  о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Высокие достижения способного человека являются результатом  соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет  различные требования к психическим  и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек  успешно и на высоком уровне осуществляет деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.

Вот почему способность  нельзя свести к одному какому- либо свойству (хорошее различие цветов, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.) Она всегда является синтезом человеческой личности.

Таким образом, способность можно определить как  синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.

Рассматривая  конкретно-психическую характеристику различных способностей, можно выделить совокупность общих качеств личности, необходимых для успешного овладения многими видами деятельности, - общие способности. К ним относятся, например, умственные способности. Тонкость и точность ручных и других движений, развитая память, внимательность, память, воображение, речь и др. Вместе с тем есть и совокупность специальных качеств, необходимых для той или иной деятельности, специальные способности: музыкальные, художественные, математические, технические, литературные, спортивные и др.

Различают несколько  уровней в развитии способностей людей:

· одаренность - это совокупность нескольких способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии разносторонних способностей.

Показатели одаренности: темп и легкость усвоения материала,

широта переноса, время проявления, соотношение результатов  с условиями.

Одаренность, по мнению Н.С. Лейтеса, это, прежде всего способность трудиться, неуемная потребность в деятельности, а также интеллект, превышающий средний уровень. Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Поэтому один из самых ранних показателей одаренности - это время, в течение которого 2-3-летний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают, поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней в отличие от обычного ребенка того же возраста.

· талант - совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта - высокий уровень творчества при осуществлении деятельности.

· гениальность - высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности:

- незаурядность  в различных областях + доминирующая  сторона

- осознание способности

- включенность  способности в характер.

Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.

Патологическое  снижение способностей получило название олигофрении.

У некоторых  людей при благоприятных условиях очень рано развиваются способности. Обычно ранее всего проявляется  одаренность к музыке и живописи. Так, М. И. Глинка еще в возрасте 3-4 лет очень любил такую игру: он ударял палкой по разным звучащим предметам (медные тазы, кастрюли). При этом к удивлению взрослых, у него получались созвучия, которые было приятно слушать. Впоследствии этот мальчик стал великим русским композитором. Несколько позднее, чем одаренность к музыке и живописи, у людей обнаруживаются литературные способности, но у некоторых талантливых поэтов и они проявляются очень рано. Так, Пушкин, Лермонтов и Некрасов начали писать стихи, когда им еще не было и десяти лет. Довольно рано (обычно в детском возрасте) обнаруживаются и способности к математике. Можно привести немало примеров проявления ранней одаренности людей, которые становятся талантливыми деятелями в той или иной области. Но бывает и так, что в детстве люди проявляли исключительные способности, однако, став взрослыми, они утрачивали их. Но такие случаи сравнительно редки. В психологии выделяют еще и так называемые творческие способности, позволяющие создавать новое, никогда ранее не существовавшее.

Творческие способности  человека проявляются в любой  деятельности: научной, художественной, производственной, политической, юридической.

Также способности  принято делить на: актуальные и потенциальные. Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

К актуальным, реализованным способностям относят не только те, которые реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности индивида. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.

Рассматривая  соотношение способностей и профессии, Е.А.Климов выделил 4 степени профессиональной пригодности:

-непригодность  к данной профессии;

-годность к  данной профессии или группе  профессий;

-соответствие  данной области деятельности;

-призвание к  данной профессиональной области  деятельности.

Таким образом, обобщив все выше перечисленные свойства и особенности способностей, в современной психологии выделили условия развития и факторы, влияющие на развитие способностей.

Условия развития способностей:

· Необходимо учитывать  сенситивные периоды развития различных  функций

· Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.)

· В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:

- простая деятельность - снижение интересов;

- очень сложная  деятельность - снижение темпа, мотивации

Факторы, влияющие на развитие способностей:

· - исходная предпосылка - врожденные задатки.

· - время выявления.

· - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес.

· - всестороннее развитие интересов и способностей.

· - соперничество и сотрудничество. 

1.2. Структура способностей. 

Каждая способность  имеет свою структуру, где можно  различить опорные и ведущие  свойства. Например, опорным свойством  способности к изобразительному искусству будет высокая природная  чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.

К опорным свойствам  относятся также сенсомоторные  качества руки художника, и наконец, высокоразвитая образная память.

К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения.

Благодаря им улавливается существенное и характерное в  явлениях жизни, производится обобщение  и типизация, создается оригинальная композиция. В качестве необходимого фона этой способности выступает  определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению. 
 
 
 

1.3. Уровни развития  способностей. 

Будущие поколения  должны повышать интеллект, а не только профессиональные навыки (А. А. Баев)

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Нельзя, конечно, метафизически, рассматривать эти  уровни. Во-первых, следует иметь  в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима. Во-вторых, указанные уровни развития способностей не есть что-то данное и неизменное, застывшее. В процессе, овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.

Самый высокий  уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы.

Талантливый человек  также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования. Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например, Леонардо да Винчи, Гете, Ломоносов являются образцами многосторонности развития и гениальности в творческой деятельности. 

1.4 Виды способностей и их характеристики. 

Кроме этого, следует выделить уровни способностей по их направленности, или специализации. В этом плане в психологии обычно различают общие и специальные способности. Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п. К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.

Специальные способности  органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей, при известных условиях, положительно влияет на развитие интеллекта.

Известно немало личностей с очень высоким  уровнем самых различных способностей: научных, литературных, математических и художественных.

Практические  способности не могут развиваться  и актуализироваться в творческой деятельности без высокого уровня интеллектуального  развития.

Так, конструктивно-технические  способности человека часто связаны с большим научным дарованием: одаренный изобретатель нередко вносит новшество не только в производство, но и в науку. У одаренного ученого могут проявляться и недюжинные конструкторские способности (Жуковский, Циолковский, Эдисон, Фарадей и многие другие).

Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования к общим, и к специальным  способностям. Вот почему нельзя узко профессионально развивать личность, ее способности. Только всесторонние развитие личности поможет выявить и сформировать общие и специальные способности в их единстве. Это не означает, что человек не должен

Информация о работе Задатки и наклонности человека