Язык Разговора

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 23:04, аттестационная работа

Описание работы

Вы за неделю имеете гораздо больше возможностей вступить в личный контакт с незнакомыми людьми, соседями, друзьями, членами семьи, детьми и коллегами по работе, чем ваши средневековые предки имели за всю жизнь. Однако ваше умение общаться находится практически на том же уровне, что и у них, то есть равно нулю.

Работа содержит 1 файл

Язык Разговора.doc

— 497.00 Кб (Скачать)

  Вы  наверняка не согласитесь с предсказаниями вашего критика о последствиях, к которым приведет ваше поведение.

  "Если  ты пойдешь гулять, то наверняка  промокнешь".

  "Если  будешь покупать столько одежды, кончишь богадельней".

  "Если  будешь есть столько спагетти, станешь жутко толстым".

  Конечно, вы не можете быть абсолютно уверены, что не промокнете, не разоритесь или  не растолстеете. В нашей жизни  ни в чем нельзя быть уверенным. Поэтому  ваши критики в чем-то правы.

  Однако  так как вы не можете быть уверенным, что ваши критики абсолютно не правы, хотя вы и не согласны с ними, вы все равно должны признать их право на собственное мнение. Поступая подобным образом, вы можете тщательнее обдумать разные точки зрения и в то же время укрепиться в собственной позиции. Ни вам, ни вашему критику не нужно, чтобы его мнение считалось неправильным. Исходите из того, что ваш собеседник и вы - два разных человека, которые смотрят на вещи по-разному. Давайте рассмотрим несколько примеров.

  ДАГ: Если ты купишь серебро сейчас, то останешься без штанов. Серебро покупать невыгодно.

  ЛИНН: Возможно, сейчас серебро и подешевело, но его индустриальное использование  настолько широко, что вкладывать деньги в серебро - все равно, что  отправлять ракету в долгий полет. (Согласие с правом критика на собственное мнение, но сохранение собственной позиции.)

  ДЖЕЙН: Может, тебе повременить со свадьбой. Количество разводов растет каждый день, так что ваш брак почти наверняка  обречен на неудачу.

  МЕРЛЬ: Я уважаю твое мнение, Джейн, но я  очень серьезно отношусь к этому вопросу и надеюсь, что наш брак окажется удачным. (Согласие с правом критика на собственное мнение, но сохранение собственной позиции.)

  Критики очень часто оказываются правыми, поэтому наиболее конструктивная реакция  на их слова - это признать их право  на собственное мнение. Приведу примеры.

  КЭРОЛ: Как ты можешь читать этот пустой журнал? Почему бы не почитать Шекспира, Дюма или  хотя бы Стейнбека?

  ДЖУДИ: Я понимаю, что мой журнал кажется  тебе глупым, Кэрол, но я нахожу его  забавным. (Согласие с правом критика на собственное мнение, но сохранение собственной позиции.)

  САРА: Думаю, тебе стоит сменить работу. С твоим образованием ты достойна большего.

  РЕБЕККА: Благодарю за комплимент. Не так  уж много официанток имеют университетский  диплом, и я понимаю твое отношение к моей работе. Но меня устраивает время - и деньги. (Согласие с правом критика на собственное мнение, но сохранение собственной позиции.)

  ДЭН: Зачем  ты купил "Датсун"? Разве ты не знаешь, что "Тойота" гораздо лучше?

  СЭНДИ: Действительно, "Тойота" красивее и надежнее. Но управление "Датсуном" кажется мне более удобным. (Согласие с правом критика на собственное мнение, но сохранение собственной позиции.)

  Когда вы полностью отрицаете всяческую  критику, то почти всегда наталкиваетесь на неприятие собеседника. Но даже тогда вы можете найти возможность согласиться с ним, найдя в его словах что-то позитивное.

  ПАЦИЕНТ: Вы не похожи на доктора. Вы для этого  слишком молоды.

  ДОКТОР: Спасибо. Вы не первый говорите мне  об этом. У меня действительно нет  ни седины, ни морщин на лице. Единственное, что я могу сказать, - я и правда доктор. (Согласие с правом критика на собственное мнение, но сохранение собственной позиции.)

  АНДЖЕЛА: Не клади мне масла, Пэт. Я на диете.

  ПЭТ: Ха! Не первый раз слышу об этом! АНДЖЕЛА: Да, ты права, раньше мне не удавалось добиться результатов. Не могу укорять тебя за то, что ты не относишься к моим словам всерьез. Но на этот раз я обратилась к диетологу и твердо намерена добиться успеха! (Согласие с правом критика на собственное мнение, но сохранение собственной позиции.)

Соединение  обоих шагов. Два простых диалога.

  Диалог 1.

  МЭРИ: Я не верю, что ты бросишь работу в банке и пойдешь продавать  энциклопедии.

  ПИТЕР: Почему ты так говоришь, Мэри? (Уточнение  деталей.)

  МЭРИ: Да просто потому, что в банке ты регулярно получаешь зарплату.

  ПИТЕР: Это верно. (Согласие с истиной).

  МЭРИ: И кроме того, ты не тот человек, которому подойдет торговля.

  ПИТЕР: Что же я такого сделал, что ты так думаешь? (Уточнение деталей.)

  МЭРИ: Ты недостаточно пробивной.

  ПИТЕР: Я понимаю тебя, Мэри. Думаю, что в выбранном мной бизнесе недостаточная пробивная способность пойдет мне только на пользу. (Согласие с правом критика на собственное мнение, но сохранение собственной позиции.)

  МЭРИ: Если ты не продашь ни одной энциклопедии за неделю, тебе будет нечего есть!

  ПИТЕР: Ты опять права, Мэри. (Согласие с  истиной.)

  МЭРИ: И кроме того, никто из тех, кто  торговал энциклопедиями, не добился  успеха.

  ПИТЕР: Ты права, это тяжелая работа и  большинству она не удается. Надеюсь  оказаться в том меньшинстве, которому что-то удается. (Согласие с правом критика на собственное мнение, но сохранение собственной позиции.)

  Диалог 2.

  ОТЕЦ: Стив, мы с мамой не хотели бы, чтобы  ты переезжал.

  СТИВ: А что ты имеешь против? (Уточнение  деталей.)

  ОТЕЦ: Эта... эта твоя квартира. Она такая маленькая. Куда ты денешь свои вещи?

  СТИВ: Это правда. Так тебя беспокоит  размер моей новой квартиры? (Согласие с истиной, уточнение деталей.)

  ОТЕЦ: Ради бога, Стив, ты же будешь спать  в одной комнате со своим приятелем, как там его зовут?

  СТИВ: Его зовут Даг. Тебе не нравится, что я буду жить с ним в одной  комнате? (Признание истины и уточнение  деталей.)

  ОТЕЦ: Послушай, Стив, я знаю, что ты серьезный  мальчик, и мама тоже так думает, но этот Даг... Понимаешь, он какой-то женственный... Что подумают соседи?

  СТИВ: Не знаю. Меня это не волнует. (Сохранение собственной позиции.)

  ОТЕЦ: Они подумают, что ты голубой - вот  что они подумают!

  СТИВ: Возможно, ты прав. (Согласие с правом критика на собственное мнение.)

  ОТЕЦ: Так почему же ты хочешь жить там?

  СТИВ: Думаю, мне понравится жить возле  океана. И кроме того, я хочу быть более независимым. (Сохранение собственной  позиции.)

  ОТЕЦ: Стив, ты огорчаешь маму и разрушаешь все, что мы с ней построили.

  СТИВ: Па, я понимаю твои чувства. Множество людей моего возраста бесцельно бунтуют против родителей. Но это не мой случай. (Согласие с правом критика на собственное мнение и сохранение собственной позиции.)

Реакция на критику в деловой ситуации.

  Когда клиент, покупатель или потенциальный  покупатель критикует вас или вашу фирму, нижеописанная техника может быть чрезвычайно полезна и даже спасти судьбу сделки. Когда вас критикуют, спросите клиента или покупателя, что он хочет сказать, или предложите ему оказаться на вашем месте и узнайте, как бы он поступил. Давайте рассмотрим диалог между потенциальным покупателем и агентом.

  Диалог 1.

  ПОКУПАТЕЛЬ: Срок поставки очень затянут.

  ПРОДАВЕЦ: Да, согласен, мы слегка затянули первый этап. Скажите, а если бы вы были менеджером нашей компании, что бы вы предприняли, получив подобное замечание? (Согласие с правом критика на собственное мнение, переадресовка претензии.)

  ПОКУПАТЕЛЬ: Я бы реорганизовал склад и  организовал курьерскую доставку, чтобы  доставлять заказы вовремя!

  ПРОДАВЕЦ: Отличная идея! Пожалуй, так мы и поступим.

  Продавец  не только признал истину, но и сказал, что фирма воспользуется предложением покупателя. Куда покупатель пойдет со своей критикой дальше? Никуда. Но когда  вы попросили у покупателя совета, потом сказали: "Так мы и поступим", и не сделали этого, то вы потеряете доверие клиента.

  Диалог 2.

  КЛИЕНТ: Я не хочу иметь дело с вашей  фирмой, потому что последний сотрудник, который мне звонил, был недопустимо  груб и высокомерен!

  СПЕЦИАЛИСТ  ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: Я понимаю  ваши чувства. Скажите, а если бы вы были менеджером нашей компании и клиент пришел к вам с подобной жалобой, что бы вы сделали? (Признание права критика на собственное мнение и переадресовка претензии.)

  КЛИЕНТ: Я бы немедленно отстранил этого  сотрудника от работы с клиентами и перевел его на другое место.

  СПЕЦИАЛИСТ  ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: Очень  хорошо. Так мы и поступим!

  И снова  сотрудник фирмы поступил точно  так же, как и в предыдущем примере, - сказал клиенту, что фирма воспользуется  его советом.

  Но  применить эту технику можно и неправильно. Рассмотрим следующий пример.

  СЕРДИТЫЙ  ПОКУПАТЕЛЬ: Никогда не поручу своих  дел фирме, в которой держат таких  идиотов!

  СПЕЦИАЛИСТ  ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: Понимаю  ваши чувства. Скажите, а если бы вы были менеджером нашей компании и клиент пришел к вам с подобной жалобой, что бы вы сделали? (Признание права критика на собственное мнение и переадресовка претензии.)

  СЕРДИТЫЙ  ПОКУПАТЕЛЬ: Я бы уволил этого сотрудника!

  СПЕЦИАЛИСТ  ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (не раздумывая): Мы так и поступим!

  Приемы  и философия конструктивного  восприятия критики специально разработаны  для того, чтобы вы могли решить проблемы и удовлетворить собеседников. В результате вы избегаете обычной  в таких случаях конфронтации и скандала и получаете удовольствие от общения. Как и любой новый навык, эта техника требует практики и повторения, чтобы выработать адекватную реакцию и сделать ее неотъемлемой частью вашего разговора.

Глава 10. Как противостоять  попыткам манипуляции.

  Родственники, друзья, соседи, коллеги и даже просто посторонние люди постоянно пытаются заставить вас делать то, чего вам не хочется, прося вас об этом еще и еще, приводя массу убедительных доводов и критикуя вас за отказ. Они полагают, что если постараются как следует и будут капать вам на мозги достаточно долго, то все же сумеют склонить вас на свою сторону. Если вы уступите, то наверняка потом будете сердиться на собеседника и ощущать недовольство самим собой.

  К счастью, существует простая техника, которая  поможет вам противостоять даже самому настойчивому манипулированию. Эта техника называется "заигранная пластинка", потому что вы должны повторять одни и те же слова, как на заигранной пластинке.

  Три шага, которые должны вас подвести к  технике "заигранной пластинки", аналогичны тем, которые нужно сделать для позитивного восприятия критики. Во-первых, если вы не поняли собеседника, расспросите его о деталях. Во-вторых, когда позиция собеседника прояснилась, признайте истину или согласитесь с правом собеседника иметь собственное мнение. И наконец, попытайтесь объяснить, что вам не хочется делать то, о чем вас просит собеседник.

  И когда  вы прошли все три шага, а собеседник все еще продолжает настаивать на своем, то приступайте к технике "заигранной пластинки" - то есть продолжайте соглашаться с собеседником, повторяя одними и теми же словами, что вы не собираетесь делать то, о чем он вас просит. Никто не способен долго выдерживать подобное повторение, и скорее всего ваш собеседник скоро откажется от попытки манипулировать вами.

  Приведем  несложный диалог, иллюстрирующий вышесказанное.

  Диалог 1.

  СТЭН: Э-э-э... Привет, Дженевьева!

  ДЖЕН: Привет, Стэн. Что новенького?

  СТЭН: Все в порядке, Джен. Хочу дать тебе возможность помочь хорошему человеку. (Использование клише.)

  ДЖЕН: Правда? И как же мне это сделать? (Уточнение деталей.)

  СТЭН: Да, как ты знаешь, я каждый год  собираю деньги для благотворительного фонда.

  ДЖЕН: Погоди минутку, Стэн, я достану кошелек.

  СТЭН: Дженевьева, на этот раз мне нужна  более серьезная помощь. Дело в  том, что я собираюсь уехать в отпуск как раз тогда, когда надо собирать пожертвования.

Информация о работе Язык Разговора