Язык Разговора

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 23:04, аттестационная работа

Описание работы

Вы за неделю имеете гораздо больше возможностей вступить в личный контакт с незнакомыми людьми, соседями, друзьями, членами семьи, детьми и коллегами по работе, чем ваши средневековые предки имели за всю жизнь. Однако ваше умение общаться находится практически на том же уровне, что и у них, то есть равно нулю.

Работа содержит 1 файл

Язык Разговора.doc

— 497.00 Кб (Скачать)

  Кроме того, вы можете попытаться быть более настойчивым. Один адвокат как-то прочел в газете интервью с Аланом Гарнером и позвонил ему, чтобы встретиться и кое-что обсудить. Алан не мог принять назначенное время. Отклонил он и три других предложения. Но адвокат оказался настойчивым, продолжал звонить, и спустя шесть месяцев они все же встретились. Разговор оказался настолько интересным, что впоследствии они стали настоящими друзьями.

  Ну  а когда вы получили согласие - радуйтесь  ему в полной мере!

Глава 9. Как конструктивно  воспринимать критику.

  Не  важно, насколько хорошие отношения  у вас с окружающими, все равно  вы постоянно подвергаетесь критике.

  "Ты  постоянно опаздываешь!"

  "Мог  бы и получше относиться к  моим друзьям!"

  "Если  не наденешь пальто, обязательно  простудишься!"

  "Тебе  следовало бы почаще навещать мать. Ты же знаешь, что она не выходит из дома!"

  Ваше  умение воспринимать подобные критические  замечания играет важную роль в качестве отношений. Если вы обыкновенный человек, то в ответ на любую критику  занимаете оборонительную позицию. Скорее всего вы попытаетесь избежать критики, игнорируя критические замечания, отказываясь их обсуждать, сменив тему разговора или просто закончив беседу. Вот как Стив передает свой диалог с женой после вечеринки.

  БЕВЕРЛИ: Стив, ты сведешь меня с ума.

  СТИВ: И ты еще говоришь об этом. Представь себя на месте мужа Мэри!

  БЕВЕРЛИ: Я не об этом хотела с тобой поговорить. Я говорю...

  СТИВ (отворачиваясь): Слушай, не знаю, что  тебе не понравилось на этот раз, но давай обсудим это утром. Мы хорошо провели вечер, и я не хочу испортить впечатление.

  БЕВЕРЛИ (громче): Это важно. Ты заставляешь  меня стыдиться тебя.

  СТИВ: Обсудим это утром. Обещаю!

  БЕВЕРЛИ (кричит, хотя за Стивом уже захлопнулась дверь): Стииив!

  Тот, кто  вас критикует, обычно рассчитывает на то, что его слова будут внимательно выслушаны, а мнение учтено. Когда вы не хотите даже выслушать собеседника, то оставляете проблему неразрешенной и усугубляете ее выражением личного неприятия.

  Вместо  восстановления мира подобная стратегия, как правило, ведет к обострению ситуации, росту напряженности и повторению цикла эмоционального отдаления, как это случилось в примере Стива и Беверли.

  Второй  тип оборонительной реакции на критику - полное отрицание. Отрицание может  оказаться таким же бесполезным  и вредным, как и избегание критики. Легко увидеть это в следующей ролевой игре.

  ВИККИ: Аллан, я знаю, что новая машина очень важна для тебя, но мы просто этого не потянем.

  АЛЛАН: То есть как это не потянем! Когда  тебе что-нибудь нужно, ты всегда находишь деньги!

  ВИККИ: Но платить 570 долларов в месяц! У нас просто нет таких денег!

  АЛЛАН: Но ведь можно просто ужать старый бюджет!

  ВИККИ: Кроме того, я читала, что полиция  просто ненавидит спортивные машины. Если ты такую купишь, они замучают тебя штрафами... А на это потребуются  еще деньги!

  АЛЛАН: Это не вопрос! На новой крошке я  умчусь от любого полисмена!

  В конце  этого разговора Викки сказала, что она физически чувствовала, как все ее доводы разбиваются  о стену непонимания. Она ощущала  такое раздражение, что готова была кричать, лишь бы заставить Аллана выслушать ее. Будь эта ситуация реальной, их отношениям был бы нанесен существенный вред. Аллан наверняка лишился бы тех преимуществ, которые он мог бы получить, посоветовавшись с Викки относительно финансовой стороны дела.

  Рассмотрим  третий тип поведения. Вы можете попытаться извинить свое поведение, разъясняя детали и подчеркивая его важность. Вот типичные примеры, разыгранные слушателями на нашем семинаре.

  НЭНСИ: Ты обещал позвонить мне вчера.

  ГРАНТ: О, прости. Один из наших сотрудников заболел, и мне пришлось заменить его. Это было так утомительно. После работы я почувствовал себя абсолютно обессиленным.

  НЭНСИ: И поэтому ты заставил меня весь вечер просидеть у телефона, ожидая звонка?

  ГРАНТ: О, ты всегда так занята! Не думаю, чтобы  это была большая жертва с твоей стороны.

  ОТЕЦ: Как ты могла потратить 3000 долларов, проведя каникулы во Франции?

  ДЖУДИ: Папа, 3000 долларов - это не так уж много. Кроме того, я достаточно взрослая...

  ОТЕЦ: Достаточно взрослая, чтобы понимать! Этих денег хватило бы, чтобы оплачивать счета за питание целый год. И на университет их тоже было бы достаточно.

  ДЖУДИ: Папа, я обязательно закончу университет. Мне остался всего лишь год, и  я знаю, что у меня все получится. Просто сейчас не время.

  ОТЕЦ: А когда это время наступит, у тебя опять не окажется денег. И ты снова придешь ко мне.

  ДЖУДИ: Я же опоздала с платежом всего  на 5 дней! И ведь я вернула тебе деньги, правда?

  ОТЕЦ: Да, ты вернула, но это говорит о  том, что ты постоянно балансируешь на грани бедности! У тебя нет никаких сбережений на черный день!

  >ДЖУДИ  (успокаивающе): Но откладывать так  трудно.

  ОТЕЦ: Особенно если выбрасываешь три тысячи баксов за десять дней удовольствия. И  к тому же одна!

  ДЖУДИ: Я способна позаботиться о себе. Целый год я вкалывала в  этом чертовом офисе и теперь хочу немного расправить крылья.

  ОТЕЦ: При таком отношении к жизни  тебе будет нелегко!

  Извиняющаяся  позиция определенно ставит вас  в приниженное положение. Ваш  критик не получает подтверждения, что  его чувства или доводы восприняты вами. Он раздражается, так как каждый его довод наталкивается на вашу оборонительную реакцию. В результате даже мелкие в начале разговора разногласия нарастают, как снежный ком, и спокойно начатая беседа может превратиться в серьезную ссору.

  Четвертый тип поведения - "глаз за глаз", когда собеседник на критику отвечает критикой. Вот несколько примеров.

  ДЖЕЙ: Кэрол, ты неважно оделась сегодня.

  КЭРОЛ: И ты мне это говоришь после  того, как вчера заявился на вечеринку  в спортивном костюме! Я чуть со стыда  не сгорела!

  ТОМ: Дженис, ты должна была собраться пораньше. Теперь мы опоздаем.

  ДЖЕНИС: О, посмотрите-ка на мистера Совершенство! Полагаю, ты уже забыл, сколько раз  мне приходилось тебя ждать!

  Ответная  критика очень соблазнительная  позиция. Ваш критик, который сам не является совершенством, критикует вас или ваше поведение и тем самым дает вам повод выплеснуть свое раздражение на него. Однако, принося временное удовлетворение, такая позиция наносит отношениям существенный вред. Она чрезвычайно редко ведет к решению реальных проблем или к достижению компромиссов. Более того , в результате такого подхода может возникнуть серьезная ссора, когда собеседники могут полностью потерять уважение друг к другу ("Я пытался урезонить его, но он только кричал. Похоже, он не способен спокойно соображать".) и к самим себе ("Зачем я все это ей сказал? Теперь она подумает, что она мне безразлична. Как глупо!").

  Так как  подобное оборонительное поведение  не приносит пользы, давайте рассмотрим честную и конструктивную альтернативу. Постоянное использование предложенной нами тактики поведения поможет вам осознать, что не следует занимать оборонительную позицию, когда другие указывают вам на то, что, по их мнению, является вашей ошибкой. Более того, вы сможете даже найти нечто ценное и позитивное в их замечаниях. И наконец, вам удастся даже успокоить ваших критиков, показав им, что их мнение важно для вас, что вы воспринимаете их замечания, хотя и не всегда соглашаетесь с ними.

Конструктивная  альтернатива Шаг 1: уточнение деталей.

  Конструктивная альтернатива состоит из двух шагов, первым из которых является уточнение деталей. Критика зачастую выражается общими фразами: "Мне не нравится твое отношение", "Ты совсем не думаешь обо мне" и т. п. Выяснение подробностей позволит вам уточнить, в чем именно заключаются претензии собеседника. Это умение не является ни наступательным, ни оборонительным поведением - это всего лишь средство достижения взаимопонимания.

  Расспросить о деталях довольно легко. Почувствуйте себя репортером - довольно простыми вопросами выясните кто, где, когда, почему и как.

  Кого  я обидел?

  Что я  сделал такого, что ты считаешь, что  я не забочусь о тебе?

  Когда я проигнорировал тебя? Где я совершил ошибку?

  Почему  ты считаешь, что мне нужно больше времени проводить дома?

  Как мне  поступить, чтобы ты решил, что я  изменился?

  Чтобы облегчить собеседнику ответы на ваши вопросы, вы можете повторить его  замечания и спросить, в чем же проблема. А так как вашей целью является достижение взаимопонимания, вы можете даже спросить, нет ли у собеседника других замечаний. Большинство людей, высказывая критические замечания, ожидают оборонительной позиции собеседника, поэтому постарайтесь, чтобы ваш голос не звучал саркастически.

  Приведу несколько примеров, иллюстрирующих применение вышеописанной тактики.

  СЫН: Ты совсем не заботишься обо мне.

  ОТЕЦ: Почему ты так говоришь? (Выяснение  деталей.)

  СЫН: Ты был бы ласковее со мной, если бы это было не так.

  ОТЕЦ: И что же ты хочешь, чтобы я  сделал? (Уточнение деталей.)

  СЫН: (Молчание.)

  ОТЕЦ: Тебе кажется, что я не забочусь о  тебе. Потому что я не позволил тебе взять с нами на бейсбол твоего друга? (Уточнение деталей.)

  СЫН: Нет.

  ОТЕЦ: Это потому, что я не купил тебе конфет? (Уточнение деталей.)

  СЫН: Да! Все другие дети ели мороженое  и конфеты, а я нет!

  МЭНДИ: Парень, а ты, оказывается, скряга!

  ТОМ: Почему ты так думаешь? Разве я мало оставил  официантке? (Уточнение деталей.)

  МЭНДИ: Нет, не поэтому.

  ТОМ: Ты полагаешь, я должен был вызвать  такси? (Уточнение деталей.)

  МЭНДИ: Да уж, прогулка оказалась длинноватой.

  На  наших семинарах мы часто предлагаем упражнение, в котором участники  должны указать на реальные или воображаемые недостатки так, чтобы мы были вынуждены уточнить детали. Вот типичные примеры.

  ВЭЛ: Мне  многое не нравится в тебе. (Улыбается.)

  АЛАН: Не мог бы ты уточнить? (Уточнение  деталей.)

  ВЭЛ: Например, твоя одежда.

  АЛАН: Мои носки, ботинки, рубашка или  брюки? (Уточнение деталей.)

  ВЭЛ: Мне  больше нравятся облегающие брюки.

  АЛАН: Что-нибудь еще? (Уточнение деталей.)

  ВЭЛ: Нет, все остальное в порядке.

  АЛАН: А как тебе цвет моих брюк? Он тебя устраивает? (Уточнение деталей.)

  ВЭЛ: Да, такой цвет мне нравится.

  МАЙКЛ: Мне кое-что не нравится в том, как ты ведешь занятие.

  АЛАН: Ага. Что именно в моих действиях  тебя не устраивает? (Уточнение деталей.)

  МАЙКЛ: Материал - он, конечно, полезен, но приходится слишком много учить.

  АЛАН: Ты бы хотел, чтобы я сократил количество упражнений? Или ты бы предпочел, чтобы семинары были длиннее? (Уточнение деталей.)

  МАЙКЛ: Нет, я просто хотел бы, чтобы ты говорил помедленнее, приводил побольше примеров и оставлял побольше времени  для практики.

  Использование такой тактики позволяет участникам точнее и глубже анализировать собственные мысли. Подробное расспрашивание прояснило тот факт, что замечания Вэл оказались надуманными, однако Майкл был абсолютно искренен. Только благодаря уточнению деталей Алан смог получить ценную информацию. Если бы он изменил тему, объяснил, почему он ведет занятие именно так, а не иначе, или сказал, что проблема Майкла в его медлительности, он никогда бы не задумался над предложениями Майкла, которые оказались по-настоящему ценными.

Информация о работе Язык Разговора