Взаимосвязь уровня креативности и развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности развития креативности детей старшего дошкольного возраста и её взаимосвязь с развитием памяти.
Объект: креативность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: взаимосвязь уровня креативности и развитие памяти детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) На основании проанализированной психолого–педагогической литературы, раскрыть проблему взаимосвязи уровня креативности и развития памяти в старшем дошкольном возрасте.
2) Исследовать взаимосвязь уровня креативности и развитие памяти в старшем дошкольном возрасте.
3) Составить рекомендации по развитию и формированию креативности детей старшего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 45.33 Кб (Скачать)

    - механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления;

    -логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;

    -образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

    -мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

     Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 + 2. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

     Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

     Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

     Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях[53].

     Таким образом, проведенный анализ взглядов различных исследователей на проблему креативности позволил нам выяснить, что креативность – это способность к творчеству. В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся и соответственно с ним развивается креативность. Исследования психологов и педагогов позволяют нам связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, памяти, которые имеют особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника.

     Таким образом, проведенный анализ литературных источников показал сущность проблемы развития креативности у дошкольников.  

     1.2 Динамика и развитие  «креативности» и «памяти» у дошкольников.

     Исследованию особенностей проявления креативности и творчества в дошкольном возрасте, выявлению закономерностей их развития, взаимосвязи креативности с творческим воображением и игрой посвящены работы отечественных и зарубежных психологов.

     В работах Тейлора были охарактеризованы качественные уровни развития креативности в онтогенезе: 1)изображающая креативность — ребенок свободно проявляет свои знания в различных видах деятельности (игре, речи, рисовании); 2)продуктивная креативность - включает использование имеющихся знаний в соответствии с новыми требованиями; 3)изобретение - как способность создавать новые и необычные отношения между теми или иными элементами; 4)новаторство - как использование нового способа решения проблем; 5)творчество - формулирование принципиально нового принципа или новой гипотезы (цит. по О.М. Дьяченко, 1996 г.). Творческие новообразования имеют специфику на разных возрастных этапах развития личности. В дошкольном возрасте они проявляются как в развитии речи, воображения, изобретательности в играх, так и в становлении и развитии осознания ребенком себя и своего места в мире, социально - перцептивной рефлексии.

     Проведенные исследования позволяют выделить факторы, влияющие на развитие креативности ребенка. К ним относятся: ориентация ребенка на творческие решения; снятие преград в проявлении инициативы; поощрение различных творческих продуктов; возможности действовать с мыслями и предметами; воспитание у ребенка осознания ценности творческих черт своей личности и внимания ко всем свойствам окружающей среды ( Б. Блум, Дж. Рензулли, П. Торренс, Б. Уайт и др.). Исследователи одаренности считают, что для реализации творческого потенциала ребенка необходимо наличие целого ряда условий, которые должны выступать в благоприятном сочетании (П. Кляйн, П. Торренс, Дж. Фельдхьюсен, Б. Уайт и др.). К. Роджерс выделил несколько важных условий, стимулирующих развитие творчества у детей и взрослых: психологическая безопасность; психологическая свобода; эмпатическое понимание и свобода от оценок; принятие, создаваемое атмосферой любви и доверия; атмосфера дозволенности, любви и спонтанности. Причем, он полагал, что внутренние условия развития творчества зависят от внешних.

     Период дошкольного детства — это период первоначального становления личности, период развития личностных механизмов поведения. Опыт ранних лет жизни ребенка влияет на все дальнейшее развитие личности (Ш. Бюллер, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Ж. Пиаже). Различным аспектам личностного развития ребенка дошкольного возраста посвящены работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов. В работах зарубежных исследователей рассматриваются такие вопросы как: особенности процесса формирования «Я-концепции» в детстве (К. Стотт, Р. Берне); личностные индивидуальные особенности детей (Д. Добсон, Дж. Лешли, Ж. Пиаже); типологии личности (Л. Хьелл, Д. Зиглер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Роджерс, А. Маслоу); особенности структуры личности (Э. Берн, 3. Фрейд, А Валлон); особенности личностного развития одаренных детей (Дж. Рензулли, П. Торренс, Дж. Фельдхьюсен, К. Хеллер). В отечественной психологии рассматривались особенности формирования личности в детстве (Г.М. Бреслав, В.Я. Титаренко, П.Ф. Лесгафт); личностно-индивидуальные особенности детей (А.А. Рояк, М.И. Лисина, А.Н. Чеботарев); особенности структуры личности в различных возрастах (В.С. Мерлин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова); личности творчески одаренных детей (A.M. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков, И.С. Аверена, Е.С. Белова, И.П. Ищенко, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, B.C. Юркевич, Е.Л. Яковлева). Проблема понимания ребенком самого себя отражена в работах психологов Б.Г. Ананьева, Н.Е. Анкундиновой, Л.И. Божович, И.Т. Дмитрова, С.В. Корницкой, А.Валлон, Р. Заззо, Р. Зиллер, А.В. Петровского, Е.В. Шорохова, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, Г.И. Моревой, С.Л. Рубинштейна, А.И. Сельвеструм, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой, Т.И. Юферевой и др.

     Изучение работ, посвященных одаренным дошкольникам, позволило выделить личностные особенности, наиболее тесно связанные с креативностью. К ним относятся: позитивная «Я-концепция», самооценка, Образ Я, эмпатия и личностная рефлексия (понимание других и прогнозирование отношения к себе).

     К старшему дошкольному возрасту у детей формируются обобщенные, частично осознанные представления о себе. Ребенок может дифференцированно оценить качества своей личности. Самооценка к этому возрасту становится адекватной и приобретает устойчивый характер. Результаты исследований позволяют заключить, что понимание ребенком себя как личности происходит не путем сложения оценок взрослых и приписывания оценочных суждений взрослых о нем, а является избирательным. Дети старшего дошкольного возраста достаточно верно осознают свои достоинства и учитывают отношение к себе со стороны взрослых.

     В развитии креативности большую роль играют социальные условия и социальное окружение ребенка. Семья, сверстники, школа влияют на развитие личности одаренного ребенка, определяя его личный опыт и особенности процессу социализации, которые могут быть решающими для развития одаренности. В ряде исследований отмечается сложное взаимодействие социальных и психологических факторов в реализации творческого потенциала личности (П. Торренс, К. Роджерс, Дж. Галлахер и др.).

     В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Поэтому представления, которые составляют основное содержание памяти дошкольника, нередко отрывочны. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Малыш «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления.

     На протяжении Дошкольного возраста, как показала А.А. Люблинская, наблюдается переход:

- от  единичных представлений, полученных  в процессе восприятия одного  конкретного предмета, к оперированию  обобщенными образами;

- от  «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, в котором нет основных частей, а есть только случайные, несущественные  детали в неправильной их взаимосвязи,  к образу, четко дифференцированному,  логически осмысленному, вызывающему  определенное отношение к нему  ребенка; 

- от  нерасчлененного, слитного статическогр образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности;

    - от оперирования отдельными оторванными  друг от друга представлениями  к воспроизведению целостных  ситуаций, включающих выразительные,  динамические образы, то есть  отражающие предметы в многообразии  связей. (Последнее изменение касается самого процесса. У маленьких детей образ создается на основе практического действия, а затем оформляется в речи. У старших дошкольников образ возникает на основе мыслительного анализа и синтеза.)

    У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько  компонентов. Например, ребенок танцует  и размахивает платочком. Движения осуществляются на основе сформированного  в памяти зрительно-двигательного  образа. Поэтому роль образца взрослого  по мере освоения движения или действия уменьшается, так как ребенок  сравнивает их выполнение с собственными идеальными представлениями. Такое  сравнение значительно расширяет  его двигательные возможности. Он уже  не только правильно двигается, но может  одновременно решать другие задачи. Например, в подвижной игре дошкольник выполняет  соответствующие основные действия, а также следит за выполнением  правил сверстниками и сам их соблюдает. Именно поэтому малышу становятся доступны игры с элементами спорта, эстафеты, игры-аттракционы.

    Совершенствование действий с предметами, их автоматизация  и выполнение с опорой на идеальный  образец - образ памяти - позволяют  малышу приобщиться к таким сложным  видам трудовой деятельности, как  труд в природе и ручной. Ребенок  качественно выполняет орудийные  действия, которые основаны на тонкой дифференцировке движений, специализированной мелкой моторике, - вышивает, шьет и  т.д.

     Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.

     На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.

     Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил ее, рисовал и запомнил названия цветов спектра. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Информация о работе Взаимосвязь уровня креативности и развития памяти у детей старшего дошкольного возраста