Взаимосвязь уровня креативности и развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности развития креативности детей старшего дошкольного возраста и её взаимосвязь с развитием памяти.
Объект: креативность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: взаимосвязь уровня креативности и развитие памяти детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) На основании проанализированной психолого–педагогической литературы, раскрыть проблему взаимосвязи уровня креативности и развития памяти в старшем дошкольном возрасте.
2) Исследовать взаимосвязь уровня креативности и развитие памяти в старшем дошкольном возрасте.
3) Составить рекомендации по развитию и формированию креативности детей старшего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 45.33 Кб (Скачать)

                                                   ВВЕДЕНИЕ

    Возрастание интереса психологов к проблемам креативного развития в дошкольном возрасте, в том числе и к диагностике креативности, вполне закономерно. С одной стороны, наиболее примечательной тенденцией развития образовательной системы в нашей стране является гуманизация образования, в том числе и дошкольного. В этих условиях возрастает значение разработки надежных средств для изучения креативности детей дошкольного возраста. Прежде всего, дошкольный возраст все чаще рассматривается не просто как сензитивный период развития воображения, что вполне традиционно (Л.С. Выготский, 1930/1984), но как сензитивный период развития творческого потенциала личности (В.Н. Дружинин, 1999, О.М. Дьяченко, 1997, и др.). Воображение дошкольника рассматривается не просто как основа для последующего формирования креативности, но как проявление этой важнейшей характеристики в дошкольном возрасте. Некоторые авторы высказывают мнение, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является не игровая, а продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование). Эта деятельность рассматривается не только как движущая сила формирования психологической готовности к школе, но и как условие креативного развития личности.

     Творчество  – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. А творческое воображение является его фокусом, центром.

     Развитие  творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет  знания, опыт и интересы ребенка.

     Осуществляя процесс творчества, ребенок ощущает  целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так  и от полученного результата. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее радостнее. Творчество способствует развитию личности ребенка, помогает ему усвоить  нравственные и моральные нормы: различать добро и зло, сострадание  и ненависть. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.

  Много таланта и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с развитием творческого воображения, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Л.Ю. Суботина, Я.Я. Коломинский, Е.А. Панько и др.

     В настоящее время, исследование проблем  креативности, занимается также Г.В. Ковалева, Н.Ф.Вишнякова, Л.Дорфман, Н.А. Терентьева, А.Мелик-Пашаев, Л.Футлик.

     Особенности развития креативности раскрыты недостаточно, поэтому проблема существует. Темой нашего исследования мы выбрали: «Взаимосвязь уровня креативности и развитие памяти в старшем дошкольном возрасте».

     Цель: изучить особенности развития креативности детей старшего дошкольного возраста и её взаимосвязь с развитием памяти.

     Объект: креативность детей старшего дошкольного возраста.

     Предмет: взаимосвязь уровня креативности и развитие памяти детей старшего дошкольного возраста.

     Задачи:

1) На основании проанализированной психолого–педагогической литературы, раскрыть проблему взаимосвязи уровня креативности и развития памяти в старшем дошкольном возрасте.

2) Исследовать взаимосвязь уровня креативности и развитие памяти в старшем дошкольном возрасте.

3) Составить  рекомендации по развитию и  формированию креативности детей старшего дошкольного возраста.

     Гипотеза: при подходящих условиях уровень креативности будет выше.

     Методы:

1)Теоретический  анализ психолого–педагогической литературы.

2) Психолого–педагогический эксперимент.

3) Наблюдение и анализ продуктов деятельности детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ  УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ И РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 «Креативность» и «память» как предмет научного исследования

     Понимание творчества, выяснение, чем определяется творчество ребенка в психолого-педагогической литературе, различные подходы к  характеристике творчества, понимание  креативности и связанных с этой категорией понятий представляет собой  одну из задач, стоящих перед данным исследованием.

     В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего  связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи  определяют креативность через свойства личности, ее способности [7; 19].

     В характеристике понятия креативность обращаются как психологи так  и педагоги.

     Под креативностью понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов  создавать оригинальные ценности, принимать  нестандартные решения. К данному  понятию автор обращается в связи  с характеристикой современных  подходов к образованию, поскольку  основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной  выходить за пределы известного, принимать  нестандартные решения, создавать  продукты, характеризующиеся новизной. Психологи, при характеристике креативности, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают  как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При  этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Выготский  Л. С., Давыдов В. В., Пономарев Я. А, Шмелев А. Г.). Среди предпосылок и  оснований, характерных для проявления креативности, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности [31; 27].

     В отечественных исследованиях креативность чаще всего заменяется творческостью. Но это не говорит о том, что  отечественные исследователи не обращаются к данной проблеме, они  рассматривают ее в связи с  развитием творчества, творческой деятельности, творческого воображения, творческой личности.

     Так Выготский Л. С., обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно будет ли это  созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением  ума или чувства.

     В работах Пономарева Я. А. отмечается, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных  знаний той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего  развития, а также востребовать личностные качества, без которых не возможно подлинное творчество [31]. Обращаясь  к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что  обеспечивает творчество, многие исследователи  указывают на воображение (Выготский Л. С., Кабалевский Д. и др). Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека (Матюшкин), важна точка зрения, в которой утверждается, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения [6].

     В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический  процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем  переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное  создание новых образов. Оно требует  отбора материалов, необходимых для  построения образа желаемого и более  или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

     Творческая  деятельность воображения находится  в прямой зависимости от богатства  и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его  воображение.

     Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических  исследованиях (Л. С. Выготский, А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, Д. В. Менджерицкая, А. В.Петровский, Д. Б.Эльконин). Так, концепция Л. С. Выготского строится на понимании воображения  как творческой деятельности, основывающейся на "комбинирующей способности  мозга" [6].Отсюда продукты творческой деятельности выступают как "кристаллизованное  воображение".

     Л. С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью:

     1. Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов  действительности. "Чем богаче  опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображения".

     2. Воображение выступает как средство  расширения опыта. Это "высшая  форма связи" воображения с  реальностью, которая возможна "только  благодаря чужому или социальному  опыту".

     3. Эмоциональная связь, которая  проявляется двояко:

     3.1. Воображение руководствуется эмоциональным  фактором - внутренней логикой чувств, "чувства влияют на воображение". Это "наиболее субъективный, наиболее  внутренний вид воображения".

     3.2. Воображение влияет на чувства,  проявляется "закон эмоциональной  реальности воображения".

     4. "Воображение становится действительностью", когда оно кристаллизируется", "воплощается", начинает реально  существовать в мире и воздействовать  на другие вещи. Это "полный  круг" творческой деятельности  воображения, возможный также  и для "субъективного воображения", опирающегося на эмоции.

     Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему, выраженная понятием креативность, развивается. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. В связи с этим рассмотрение креативности в детстве представляет собой важнейшую задачу. Развитие креативности тесно связано, как было показано выше, с развитием воображения ребенка и памяти, т.к. эти понятия опираются на предшествующий опыт ребёнка.

     Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом [6; 8].Отсюда автор делает вывод о необходимости" расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…". Развитие воображения в детском возрасте зависит не только опыта, но и от потребностей и интересов (в которых эти потребности выражаются); от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности; от воплощения продуктов воображения в материальную форму; от технического умения; от традиций (развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека), а также от окружающей среды ("стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды"). Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переструктурирование образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ [6]. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию опыта. Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, т.к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами [36].

Информация о работе Взаимосвязь уровня креативности и развития памяти у детей старшего дошкольного возраста