Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:22, курсовая работа
Цель: изучить особенности развития креативности детей старшего дошкольного возраста и её взаимосвязь с развитием памяти.
Объект: креативность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: взаимосвязь уровня креативности и развитие памяти детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) На основании проанализированной психолого–педагогической литературы, раскрыть проблему взаимосвязи уровня креативности и развития памяти в старшем дошкольном возрасте.
2) Исследовать взаимосвязь уровня креативности и развитие памяти в старшем дошкольном возрасте.
3) Составить рекомендации по развитию и формированию креативности детей старшего дошкольного возраста.
Возрастание интереса психологов к проблемам креативного развития в дошкольном возрасте, в том числе и к диагностике креативности, вполне закономерно. С одной стороны, наиболее примечательной тенденцией развития образовательной системы в нашей стране является гуманизация образования, в том числе и дошкольного. В этих условиях возрастает значение разработки надежных средств для изучения креативности детей дошкольного возраста. Прежде всего, дошкольный возраст все чаще рассматривается не просто как сензитивный период развития воображения, что вполне традиционно (Л.С. Выготский, 1930/1984), но как сензитивный период развития творческого потенциала личности (В.Н. Дружинин, 1999, О.М. Дьяченко, 1997, и др.). Воображение дошкольника рассматривается не просто как основа для последующего формирования креативности, но как проявление этой важнейшей характеристики в дошкольном возрасте. Некоторые авторы высказывают мнение, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является не игровая, а продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование). Эта деятельность рассматривается не только как движущая сила формирования психологической готовности к школе, но и как условие креативного развития личности.
Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. А творческое воображение является его фокусом, центром.
Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Осуществляя
процесс творчества, ребенок ощущает
целую гамму положительных
Много таланта и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с развитием творческого воображения, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Л.Ю. Суботина, Я.Я. Коломинский, Е.А. Панько и др.
В настоящее время, исследование проблем креативности, занимается также Г.В. Ковалева, Н.Ф.Вишнякова, Л.Дорфман, Н.А. Терентьева, А.Мелик-Пашаев, Л.Футлик.
Особенности развития креативности раскрыты недостаточно, поэтому проблема существует. Темой нашего исследования мы выбрали: «Взаимосвязь уровня креативности и развитие памяти в старшем дошкольном возрасте».
Цель: изучить особенности развития креативности детей старшего дошкольного возраста и её взаимосвязь с развитием памяти.
Объект: креативность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: взаимосвязь уровня креативности и развитие памяти детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) На основании проанализированной психолого–педагогической литературы, раскрыть проблему взаимосвязи уровня креативности и развития памяти в старшем дошкольном возрасте.
2) Исследовать взаимосвязь уровня креативности и развитие памяти в старшем дошкольном возрасте.
3) Составить рекомендации по развитию и формированию креативности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: при подходящих условиях уровень креативности будет выше.
Методы:
1)Теоретический
анализ психолого–
2) Психолого–педагогический эксперимент.
3) Наблюдение
и анализ продуктов деятельности детей.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ И РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 «Креативность» и «память» как предмет научного исследования
Понимание
творчества, выяснение, чем определяется
творчество ребенка в психолого-
В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности [7; 19].
В характеристике понятия креативность обращаются как психологи так и педагоги.
Под
креативностью понимается способность,
отражающая глубинное свойство индивидов
создавать оригинальные ценности, принимать
нестандартные решения. К данному
понятию автор обращается в связи
с характеристикой современных
подходов к образованию, поскольку
основным требованием сегодня является
развитие творческой личности, способной
выходить за пределы известного, принимать
нестандартные решения, создавать
продукты, характеризующиеся новизной.
Психологи, при характеристике креативности,
указывают на проблему способностей
и чаще всего креативность рассматривают
как общую творческую способность,
процесс преобразования знаний. При
этом они утверждают, что креативность
связана с развитием
В
отечественных исследованиях
Так Выготский Л. С., обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства.
В
работах Пономарева Я. А. отмечается,
что к полноценной творческой
деятельности способен лишь человек, обладающий
развитым внутренним планом действий,
что позволяет ему
В
философском словаре под
Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.
Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (Л. С. Выготский, А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, Д. В. Менджерицкая, А. В.Петровский, Д. Б.Эльконин). Так, концепция Л. С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на "комбинирующей способности мозга" [6].Отсюда продукты творческой деятельности выступают как "кристаллизованное воображение".
Л.
С. Выготский выделил четыре формы,
связывающие воображение с
1.
Воображение опирается на опыт,
новое создается из элементов
действительности. "Чем богаче
опыт человека, тем больше материал,
которым располагает его
2.
Воображение выступает как
3. Эмоциональная связь, которая проявляется двояко:
3.1.
Воображение руководствуется
3.2.
Воображение влияет на чувства,
4.
"Воображение становится
Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему, выраженная понятием креативность, развивается. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. В связи с этим рассмотрение креативности в детстве представляет собой важнейшую задачу. Развитие креативности тесно связано, как было показано выше, с развитием воображения ребенка и памяти, т.к. эти понятия опираются на предшествующий опыт ребёнка.
Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом [6; 8].Отсюда автор делает вывод о необходимости" расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…". Развитие воображения в детском возрасте зависит не только опыта, но и от потребностей и интересов (в которых эти потребности выражаются); от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности; от воплощения продуктов воображения в материальную форму; от технического умения; от традиций (развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека), а также от окружающей среды ("стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды"). Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переструктурирование образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ [6]. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию опыта. Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, т.к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами [36].