Взаимосвязь уровня креативности и развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности развития креативности детей старшего дошкольного возраста и её взаимосвязь с развитием памяти.
Объект: креативность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: взаимосвязь уровня креативности и развитие памяти детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) На основании проанализированной психолого–педагогической литературы, раскрыть проблему взаимосвязи уровня креативности и развития памяти в старшем дошкольном возрасте.
2) Исследовать взаимосвязь уровня креативности и развитие памяти в старшем дошкольном возрасте.
3) Составить рекомендации по развитию и формированию креативности детей старшего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 45.33 Кб (Скачать)

     А. В. Петровский выделяет такие приемы комбинирования в воображении: соединение частей разнородных объектов и изменения  количества частей предмета и смещения. Подобные, присущие детям приемы воображения, называет и Я. А.Дудецкий – включение  объекта в новую ситуацию, изменение  условий действия объекта, одушевление  неживой природы, придание объекту  несвойственных ему качеств.

     В исследованиях О.М. Дьяченко установлено, что воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана  реализации этой идеи. Автор отмечает, что при построении нового образа дети трех-пяти лет используют в  основном элементы реальности, в отличии от них дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями [9].

     Таким образом, обращаясь к характеристике креативности, исследователи характеризуют  ее как творческую способность, проявление и развитие которой связано с  развитием воображения, фантазии. Психологи  утверждают также, что развитие креативности качественно меняет личность человека. Поэтому логично обращение исследователей к рассмотрению креативности как  свойство личности. Личность – термин, обозначающий:

     1. человеческого индивида как субъекта  отношений и социальной деятельности  или 

     2. устойчивую систему социально  значимых черт, характеризующих  индивида как человека того  или иного общества или общности [34].

     Согласно  взглядам Л. С. Выготского, В. В. Давыдова и других авторов личность рассматривается  как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших  критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение  как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества. Креативность – характеристика личности, свидетельствующая  о способности личности к творчеству.

     Поэтому ряд исследователей, как отечественных, так и зарубежных, определяют креативность как способность или свойство личности (Л. С. Выготский, Гилфорд, Е.П. Торранс). Так, Е.П. Торранс под креативностью  понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в  знаниях, чуткость к дисгармонии  и т.д. Автор считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и  формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата [1].

     Э. Фромм понятие креативности трактует, как способность удивляться и  познавать, умение находить решения  в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [26].

     В ряде исследований креативность связывают  с интеллектом (Ж. Пиаже, В. Штерн). Интеллект  – относительно устойчивая структура  умственных способностей индивида. В  некоторых психологических концепциях интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В  современной западной психологии наиболее распространенным является понимание  интеллекта как биопсихической адаптации  к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже ). Попытка изучения продуктивных творческих компонентов  интеллекта была предпринята представителями  гештальт-психологии (М. Вертхеймер, В. Келер), разработавшими понятие инсайта.

     Существует  как минимум три основных подхода  к, отношению интеллекта и креативности [27]. Представители первого подхода  утверждают, что как таковой креативности нет. Интеллектуальная одаренность  выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения  играют мотивация ценности, личностные черты (А. Дж. Танненбаум, А. Маслоу, О. Б. Богоявленская). К числу основных черт творческой личности относят когнитивную  одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных и сложных ситуациях. Другой подход предполагает характеристику креативности как творческой способности, которая  является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев). В более "мягком" варианте эта теория гласит, что  между уровнем интеллекта и уровнем  креативности есть незначительная корреляция, т. е. связь. Третий подход строится на связи уровня развития интеллекта и  уровня творческих способностей. Эту  точку зрения разделяют практически  все специалисты в области интеллекта (Г. Айзенк, Д. Векслер, А. Термен). В концепции Торранса, названной "теория интеллектуального порога", автор считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому, чем выше коэффициент интеллекта, тем выше творческая способность.

     Многие  отечественные исследователи обращались к определению критериев креативности в связи с изучением творческих проявлений человека в различных  видах деятельности: в речевой, изобретательной, музыкальной. Для большинства авторов  характерно выделение среди критериев  оригинальности, вариативности, гибкости и многих других, что объединяет исследователей (Н. А. Витлугина, Р. Г. Казакова, Т. Г. Комарова).

     О. М. Дьяченко к основным критериям  проявления творческого воображения  у дошкольников относит:

     1.Оригинальность  выполнения детьми творческих  задач.

     2. Использование такого реструктурирования  образов, при котором образы  одних объектов применяются в  качестве деталей для построения  других [9].

     Зарубежные  исследователи также пытались охарактеризовать критерии креативности (Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд  и др.). Такие попытки были предприняты  даже раньше, чем в отечественной  психологии. Так Дж. Гилфорд выделил  четыре основных параметра креативности:

     1. оригинальность – способность  продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

     2. семантическая гибкость – способность  выделять функцию объекта и  предложить его новое использование;

     3. образная адаптативная гибкость  – способность изменить форму  стимула таким образом, чтобы  увидеть в нем новые признаки  и возможности для использования;

     4. семантическая спонтанная гибкость  – способность продуцировать  разнообразные идеи в нерегламентированной  ситуации. Общий интеллект не  включается в структуру креативности.

     Позже Дж. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:

     -способность к обнаружению и постановки проблем;

     -способность к генерированию большого числа идей;

     -гибкость – способность к продуцированию различных идей;

     -оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

     -способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

     -способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу [27].

     Примеры показателей Дж. Гилфорда свидетельствуют о том, что автор делает акцент на связи как с интеллектом, так и личностью.

     Джон Гауэн рассматривает креативность в связи с проблемой одаренности детей. С этих позиций автор не только дает определение креативности, но и выделяет ее критерии, которые важны для нашей исследовательской работы. Джон Гауэн считает, что одной из сфер одаренности является креативность. Такой ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующие его знания, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, некомфортен); изобретателен в изобразительно деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх [26].

     Память же представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды уровня деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

    Память составляет совокупность процессов запоминания (фиксации) информации, сохранения или забывания ее, а также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала - образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания - логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной, В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить - непроизвольной и произвольной [52].

     В процессе развития психики человека непосредственные, биологические формы памяти превращаются в сложные по своей структуре процессы, подчиненные специальной цепи запомнить. Память вступает во взаимосвязи с речью и мышлением, приобретая на этой основе интеллектуальный характер, то есть опора на мыслительные операции придает ей осмысленный и обобщенный характер.

     Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания[34].

     Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.            Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти делятся на единичные и общие. Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление воображения – это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.

     В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

     Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве. Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами. Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

    Кроме этих видов существуют сложные ассоциации – смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

     Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.

    Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

     Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

  1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
  2. От приемов заучивания. Приемы заучивания:

Информация о работе Взаимосвязь уровня креативности и развития памяти у детей старшего дошкольного возраста