Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:35, курсовая работа
Проблема детской тревожности тесно связана с детской агрессивностью. Так же как возрастает число детей с повышенными уровнями ситуативной и личностной тревожности возрастает количество детей с повышенными уровнями агрессивности.
3. Целенаправленно-враждебный тип.
Сюда относятся дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет грубое физическое воздействия, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием.
Обычно для
агрессивных поступков
Результаты психологического обследования детей целенаправленно- враждебного типа, показывают:
- средние показатели интеллекта;
- произвольность
в целом соответствует
- низкий социальный статус в группе сверстников (обычно таких детей боятся и избегают);
- уровень развития
игры также средний,
Маленький ребенок, находясь в группе сверстников ( в детском саду, во дворе и т.п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей, имеющих резидуально - органические поражения головного мозга, социально запущенных, отвергаемых родителями, умственно отсталых. К повышенной агрессивности располагают и некоторые родительские приемы воспитания.
В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети (обычно из вышеперечисленной группы). Она проявляется в виде отдельных вспышек и гнева и обычно носит инструментальный характер – дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно.
Как замечает А.Гуггенбюль, младшие дети плохо осознают свое агрессивное поведение: при расспросах они повторяют не раз слышанные от взрослых сентенции о том, что «кричать и драться нехорошо», но при случае не задумываясь делают и то, и другое. Маленькие дети переходят от вербальной агрессии к физической гораздо легче, чем более старшие и, тем более, взрослые люди, но отличается агрессия младших от подростковой не только этим.
В отличие от старших, маленькие легко вовлекают в свои конфликты взрослых – родителей, воспитателей, учителей. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки, а нередко даже доносят на приятелей и сибсов. Грамотные воспитатели, учителя, родители с заступничеством обычно не торопятся, а предлагают малышам попробовать разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими в его адрес.
Вывод
На основании анализа научной литературы были выделены следующие определения:
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, переживания эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство и связана с чувствами беспомощности, неопределенности. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются учащении дыхания и сердцебиения, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.
Агрессивность – относительно устойчивое свойство личности, выражающееся готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
Социометрический метод - исследование положения каждого ребенка в коллективе сверстников с целью определения взаимных склонностей, симпатий и т.д.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Цель исследования: определить взаимосвязь социального статуса с тревожностью и агрессией у дошкольников.
Задачи исследования:
1.Выявить уровень дошкольной тревожности.
2.Выявить уровень дошкольной агрессии.
3.Определить социальный
4.Выявить взаимосвязь
Объект исследования: эмоционально-личностная сфера дошкольника.
Предмет исследования: проявления тревожности и агрессии в старшем дошкольном возрасте, специфика организаций социометрической процедуры.
Методы и методики исследования: теоретический анализ научной литературы, проективная методика «Кактус» М.А.Панфиловой, измерение межличностных отношений в группе с помощью детской социометрии.
Для того, чтобы выявить уровень тревожности и агрессии, применяем проективную методику «Кактус». Автор этой методики М.А.Панфилова. Тест можно проводить с детьми старше 4-х лет.
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования [21].С помощью социометрии измеряем социальный статус ребенка в группе.
Эмпирическое исследование было проведено в ДУО №568 г. Минска. В исследовании приняли участие 28 дошкольников в возрасте 5-6 лет, 16 девочек и 12 мальчиков.
2.1 Проективная методика «Кактус»
Рисование существенно помогает в определении того, что проблема, как бы она ни усложняла чувства, поведение или ситуацию, отделяется от «Я», когда переносится на бумагу [11]. Для детей сами рисунки являются соответствующей возрасту и эффективной формой повествования. Дети не имеют возможностей взрослых, чтобы выразить словами свои эмоции, восприятие или убеждения, и часто они предпочитают выражать мысли иными способами, чем через разговор. Многие отмечают ограничения использования исключительно вербального подхода с детьми (Акслейн, 1969; Кэйс и Далли, 1990, Джил, 1994; Малчиоди, 1990, 1997), подчеркивая необходимость невербальных форм коммуникации наряду с традиционной разговорной терапией.
Испытуемым было предложено нарисовать кактус, таким, каким они себе его представляют. Для рисования детям были предложены лист белой бумаги формата А4, простой карандаш ТМ.
Цветные карандаши не были предложены т.к. использование цветных карандашей понижает надежность оценки психомоторного статуса испытуемого [14].
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методом, а именно:
1.Общее впечатление
от рисунка (первое
2.Оформление рисунка (особенности нажима и штриховки, закрашивание, опорные элементы).
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
1.Характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.).
2.Характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.).
3.Характеристика иголок (размер, расположение, количество).
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые могут уточнить интерпретацию:
1.Этот кактус домашний или дикий?
2.Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3.Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4.Кактус растет один
или с каким-то растением по
соседству? Если растет с
5.Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:
Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами, закрашивание.
Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
Согласно данным эмпирического
исследования можно выделить следующие
показатели тревожности характерные
для испытуемых: множественные линии
32%, закрашивание с использованием маятникового
штрих с сильным нажимом 25%, слабый
нажим 25%. Таким образом, у четверти
испытуемых наблюдается повышенный
уровень ситуативной
Проявления агрессивности
связаны с количеством и
Таким образом, показатели тревожности отмечены у 30% испытуемых, а показатели агрессивности у 49%. Часть дошкольников с повышенным уровнем тревожности вписывается в статистическую норму (30% выборки), в то время, как дети с повышенной агрессией значительно превышает ее.
Из годовых отчетов психолога, ДОУ №568, г. Минска, видно, что тревожность и агрессия детей растет с каждым годом.
2009г – уровень тревожности 18%, уровень агрессии 16%.
2010г – уровень тревожности 21%, уровень агрессии 27%.
2011г – уровень тревожности 30%, уровень агрессии 49%.
Результаты исследования
свидетельствуют о
2.2 Измерение социометрического статуса
С детьми, социометрия проводится в устной форме. В опросе участвовало 28 человек , 16 девочек и 12 мальчиков. Детям поочередно задавались вопросы, на каждый вопрос, надо было выбрать одного человека:
1.Кого из детей пригласишь к себе на день рождения?
2.Кого из детей не пригласишь к себе на день рождения?
3.Кому из детей расскажешь свой секрет?
После того, как все дети были опрошены, по результатом ответов, составляется социоматрица (таблица) –приложение 1. После подсчета голосов за каждого ребенка, они распределяются по группам:
- «звезды» - более 5 положительных ответов
- предпочитаемые – 3-4 положительных ответов
- принятые – 1-2 положительных ответов
- отвергнутые – 0 положительных ответов
По результатом нашего опроса, у нас получилось:
- «звезды» - 3 человека (11%)
- предпочитаемые - 6 человек (21%)
- принятые – 13 человек (46%)
- отвергнутые – 5 человек (18%)
По этим данным составляем социограмму – приложение 2.
Определяем
взаимосвязь социального
-«звезды» -3 человека. Наличие иголок на кактусе, у двух человек, свидетельствует о низкой степени агрессивности. Тревожности не выявлено.
-предпочитаемые - 6 человек. У троих человек на рисунках сильно торчащие, длинные иголки. Это говорит о том, что у этих детей, высокая степень агрессии. У одного из этих детей, присутствует тревожность – преобладание внутренней штриховки.
- принятые – 13 человек. Тревожность наблюдается у троих. Преобладает штриховка, сильный нажим. У восьми детей – иголки на кактусе сильно торчащие. Длинные, близко расположены, у них высокая степень агрессии. У одного ребенка, есть на кактусе иголки, но не сильно выраженные, их мало.
- отверженные - 5 человек. Агрессия наблюдается у всех детей. У одного – сильно торчащие иголки, у троих – близко расположены друг к другу иголки. Это отражает высокую степень агрессии. Тревожность присутствует у двух человек, сильная штриховка, сильный нажим карандаша, говорит о высокой степени тревожности. Еще у двоих низкая степень тревожности, штриховка присутствует, но слабая и нажим карандаша тоже слабый.
Информация о работе Взаимосвязь социальго статуса с тревожностью и агрессией у дошкольников