Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:35, курсовая работа
Проблема детской тревожности тесно связана с детской агрессивностью. Так же как возрастает число детей с повышенными уровнями ситуативной и личностной тревожности возрастает количество детей с повышенными уровнями агрессивности.
Проблема детской тревожности
тесно связана с детской
- Ухудшением социальных условий жизни детей;
- Кризисом семейного воспитания;
- Увеличением доли
Свою долю вносят и СМИ, кино- и видео-индустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия. Проблема агрессивного поведения рассматривалась многими исследованиями, как зарубежными (З.Фрейд, Э.Фромм, Л.Ирон, Д.Майерс, А.Басс, Лоренц, Ардри, Абандура, Л.Берковиц), так и отечественными (Н.Б.Трофимова, И.А.Фурманов, С.Л.Колосова, Ж.К.Дандарова, Г.Э.Бреслав).
Чтоб выявить агрессию и тревожность у дошкольников, применяли методику «Кактус». Испытуемым было предложено нарисовать кактус, таким, каким они себе его представляют. Для рисования детям были предложены лист белой бумаги формата А4, простой карандаш ТМ.
Потом определяем
социальный статус дошкольника, проводим
детскую социометрию. После всех
проведенных методик, смотрим взаимосвязь
социального статуса с
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ………………………. 7
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ………………………. 19
2.1 Проективная методика «Кактус»…………………………. 20
2.2 Измерение социометрического статуса………………….. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..27
ПРИЛОЖЕНИЯ 1…………………………………………………… 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 2…………………………………………………… 30
ВВЕДЕНИЕ
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослыми.
Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдалённые последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребёнку преодолеть их – важнейшая задача педагога и психолога[19].
Структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги. Согласно исследованиям А.М.Прихожан, тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков. А.И.Захаров считает, что тревога зарождается уже в раннем возрасте и отражает тревогу, основанную на угрозе потери принадлежности к группе (вначале это мать, затем – другие взрослые и сверстники). Как свидетельствуют экспериментальные исследования, проведенные в последнее десятилетие, тревожность дошкольников является наиболее распространённым явлениям (И.В.Дубровина, В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, Е.Б.Ковалёв и другие).
Проблема детской тревожности
тесно связана с детской
- Ухудшением социальных условий жизни детей;
- Кризисом семейного воспитания;
- Увеличением доли
Свою долю вносят и СМИ, кино- и видео-индустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия. Проблема агрессивного поведения рассматривалась многими исследованиями, как зарубежными (З.Фрейд, Э.Фромм, Л.Ирон, Д.Майерс, А.Басс, Лоренц, Ардри, Абандура, Л.Берковиц), так и отечественными (Н.Б.Трофимова, И.А.Фурманов, С.Л.Колосова, Ж.К.Дандарова, Г.Э.Бреслав).
Цель исследования: определить взаимосвязь социального статуса с тревожностью и агрессией у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Выявить уровень дошкольной тревожности.
2.Выявить уровень дошкольной агрессии.
3.Определить социальный статус дошкольника.
4.Выявить взаимосвязь
социального статуса с
Объект исследования: эмоционально-личностная сфера дошкольника.
Предмет исследования: проявления тревожности и агрессии в старшем дошкольном возрасте, специфика организаций социометрической процедуры.
Методы и методики исследования: теоретический анализ научной литературы, проективная методика «Кактус», измерение межличностных отношений в группе с помощью детской социометрии.
Выборка исследования: 28 дошкольник в возрасте 5-6 лет.
База исследования: ДУО ясли - сад №568 г. Минска.
Гипотеза исследования: предполагается, что чем ниже социальный статус ребенка, тем выше уровень тревожности и агрессии.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
1.1 Социометрия
Социометрия (от лат. societas - общество и ...метрия), отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению. Термин появился в XIX в. в связи с попытками применить математические методы к изучению социальных явлений. В 20 в. возникает микросоциология (Г. Гурвич во Франции и др.). Я. Морено (США) разработал экспериментальные методы анализа межличностных отношений, включил в социометрию представления о возможности ''лечения'' общества с помощью ''социометрической революции''. В современной социальной психологии обозначает определенный набор методов исследования межличностных отношений, используемых при изучении малых групп в целях улучшения руководства, а также в лечебных целях [4].
Выявление и исследование
межличностных отношений
В психологии существуют определенные методы и методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений дошкольников. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина, так или иначе, отражает характер их взаимоотношений. При этом психолог или педагог констатирует особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии и воссоздает более или менее объективную картину взаимоотношений дошкольников. В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление глубинных внутренних характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Поэтому субъективные методы в большинстве случаев имеют проективный характер. Сталкиваясь с «неопределенным» неструктурированным стимульным материалом (картинки, высказывания, незаконченные предложения и пр.), ребенок, сам того не ведая, наделяет изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами, переживаниями, т.е. проецирует (переносит) свое Я [19].
1.2 Детская тревожность
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно [3].
Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых как в отечественной психологии (Н.А.Аминов, В.М.Астапов, В.А.Бакеев, В.К.Вилюнас, Ю.М.Забродин, Н.В.Имедадзе, Н.Д.Левитов, О.Г.Мельниченко и др.), так и за рубежом (Х.Айзенк, Р.Кеттелл, Е.Левитт, О.Маурер, У.Морган, К.Спенс, Ч.Спилбергер, Дж.Тэйлор, З.Фрейд, К.Эликсон и др.). Они придают большое значение исследованию состояния тревоги, являющемуся универсальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, которое участвует в механизме саморегуляции, способствуя мобилизации резервов психики и стимулируя поисковую активность (А.Е.Ольшанникова, И.В. Пацявичус). С другой стороны, известно, что за границами оптимальных значений тревога оказывает негативное влияние на поведение и деятельность индивида (В.А.Бодров, Е.А.Калинин, О.С.Никитина, Ч.Спилбергер, Б.А.Вяткин). Хроническое переживание тревоги как неравновесного состояния и постоянная готовность к его актуализации формируют новообразование личности – тревожность (А.И.Захаров, Л.В. Макшанцева, А.М. Прихожан, А.О.Прохоров и др.). Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека (Г.Ш.Габдреева, Х.Граф, Н.В.Имедадзе, У.Морган, Дж.Саразон, Дж.Тэйлор и др.) Это обуславливает необходимость создания эффективных методов коррекции высокой тревожности еще в дошкольном возрасте.
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная характеристика активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Личности, относящиеся к категории высоко тревожных, склонны видеть в широком диапазоне ситуаций угрозу для их самооценки и жизнедеятельности. На такие ситуации они реагируют выраженным состоянием напряженности. На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются в:
- усилении сердцебиения;
- учащении дыхания;
- увеличении минутного объема циркуляции крови;
- возрастании общей возбудимости;
- снижения порога
На психологическом уровне тревога ощущается как:
- напряжение;
- озабоченность;
- нервозность;
- чувство неопределенности;
- чувство грозящей опасности, неудачи;
- невозможность принять решения и др. [8].
Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие. Тревожность входит в качестве одного из основных компонентов в посттравматический синдром, т.е. комплекс переживаний, обусловленных психической или физической травмой. С тревожностью связаны также такие психические расстройства, как фобии, ипохондрия, истерия, навязчивые состояния и др. Тревога обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии, и невозможностью идентифицировать источник опасности. Она может проявляться как:
- беспомощность;
- неуверенность в себе;
-ощущение бессилия перед внешними факторами вследствие преувеличения их могущества и угрожающего характера [12].
Большое значение для развития
ребенка имеет психическое
Психологи отмечают следующие черты, которые могут характеризовать тревожного ребенка [15]:подавленность, плохое настроение, растерянность, ребенок почти не улыбается, голова и плечи опущены, выражение лица грустное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт. Тревожные дети обычно очень не уверенны в себе, обладают неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей – не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Они стараются произвести на окружающих хорошее впечатление и твердо знают, как надо себя вести, чтобы не было проблем и замечаний. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность, носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Тревожные дети быстро устают, утомляются, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за
Информация о работе Взаимосвязь социальго статуса с тревожностью и агрессией у дошкольников