Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:25, курсовая работа
Цель данной работы – изучить взаимосвязь школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью обучения в школе. Гипотеза исследования – эффективность успешной учебной деятельности младших школьников зависит от развития познавательных процессов и отсутствия школьной тревожности.
1. Изучить причины и факторы тревожности младших школьников.
2. Изучить особенности развития познавательных процессов у младших школьников.
3. Рассмотреть проблему успешности обучения младших школьников.
4. Провести диагностику и проанализировать полученные данные.
Введение…………………………………………………………….……..............3
1. Теоретический обзор литературы по проблеме взаимосвязи школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью обучения в школе……………………………………………….6
1.1 Причины и факторы тревожности младших школьников………………….6
1.2 Характеристика познавательных процессов младших школьников……..10
1.2.1 Особенности развития познавательных процессов у младших школьников………………………………………………………………………10
1.2.2 Особенности внимания……………………………………………………12
1.2.3 Особенности памяти младших школьников……………………………..16
1.3 Проблема успешности обучения младших школьников………………………….18
2. Экспериментальное изучение взаимосвязи школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешность обучения в школе…………………………………………………………………………...25
2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования…………………...25
2.2 Результаты экспериментального исследования и анализ полученных данных…………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………30
Литература…………………………………………………………………….....33
Приложение………………………………………………………………………35
Опросник школьной тревожности Филлипса
Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований.
Цель методики. Опросник позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.
Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.
Необходимые материалы. Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.
Инструкция. «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы чувствуете себя в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, Здесь нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов. Но листе для ответов сверху напишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если вы согласны и ним, и "—", если не согласны».
Текст опросника Филлипса