Взаимосвязь школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить взаимосвязь школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью обучения в школе. Гипотеза исследования – эффективность успешной учебной деятельности младших школьников зависит от развития познавательных процессов и отсутствия школьной тревожности.
1. Изучить причины и факторы тревожности младших школьников.
2. Изучить особенности развития познавательных процессов у младших школьников.
3. Рассмотреть проблему успешности обучения младших школьников.
4. Провести диагностику и проанализировать полученные данные.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……..............3
1. Теоретический обзор литературы по проблеме взаимосвязи школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью обучения в школе……………………………………………….6
1.1 Причины и факторы тревожности младших школьников………………….6
1.2 Характеристика познавательных процессов младших школьников……..10
1.2.1 Особенности развития познавательных процессов у младших школьников………………………………………………………………………10
1.2.2 Особенности внимания……………………………………………………12
1.2.3 Особенности памяти младших школьников……………………………..16
1.3 Проблема успешности обучения младших школьников………………………….18
2. Экспериментальное изучение взаимосвязи школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешность обучения в школе…………………………………………………………………………...25
2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования…………………...25
2.2 Результаты экспериментального исследования и анализ полученных данных…………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………30
Литература…………………………………………………………………….....33
Приложение………………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

курсовая))).docx

— 114.90 Кб (Скачать)

 

 

 

2. Экспериментальное изучение  взаимосвязи школьной тревожности  с характеристиками познавательной  сферы личности и успешностью  обучения в школе

школьник тревожность успешность обучение

2.1 Описание групп испытуемых  и методов исследования

 

В первой главе мы рассмотрели теоретические  основы изучения факторов успешной учебной  деятельности младших школьников. В  экспериментальной части нашей  работы мы решили изучить успешность учебной деятельности как показателя адаптации к школе.

Экспериментальная база нашего исследования – МБОУ СОШ № 86 с углубленным изучением отдельных предметов. В исследование участвовали ученики 1-го «А» класса, 25 человек. Исследование проводилось 12 декабря 2012 г. Было определено содержание работы, целью которой мы наметили выявить взаимосвязь школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью обучения в школе.

Мы предположили, что эффективность  успешной учебной деятельности младших  школьников зависит от развития познавательных процессов и отсутствия школьной тревожности.

Для этого  нами были использованы следующие методики:

1. Опросник  Филипса для определения школьной  тревожности.

  2.Опросник «Чувства в школе» – для диагностики адаптации к школе.

3.Методика «10 слов» – диагностика памяти.

         4.Таблицы Шульте – диагностика внимания.

 

2.2 Результаты экспериментального  исследования и анализ полученных  данных

 

По результатам исследования школьной тревожности стало известно, что часть младших школьников (40%) испытывает повышенную тревожность  перед ситуацией проверки знаний. Почти у трети детей (36%) фрустрирована  потребность в достижении, и столько  же боятся не соответствовать ожиданиям  окружающих. Также почти треть  испытуемых (32%) отмечает общую тревожность  в школе. Страх самовыражения  присутствует у одной пятой учеников (20%). Переживание социального стресса  отмечают 3 школьника (12%), низкая сопротивляемость стрессу выявлена у двух человек (8%).

 

Рис. 1. Результаты исследования школьной тревожности по методике Филипса

 

Положительным моментом является отсутствие проблем  и страхов в отношениях с учителями, что говорит о хорошем психологическом  контакте учителя с учениками в этом классе.

В результате исследования адаптации  к школе, мы получили следующие данные. Как видно из графика на рисунке 2, большинство детей испытывают чувство спокойствия (60%) и благодарности (56%). Так же большой процент детей отмечают желание приходить в школу (44%), радость и симпатию к учителям (40%). Усталость испытывают 36% школьников, но это может быть следствием окончания учебного полугодия. В целом отмечается преобладание положительных чувств, что говорит о хорошем психологическом климате в классе и о достаточно высокой адаптации в данном школьном коллективе.

 

Рис. 2. Результаты исследования адаптации у младших школьников по методике «Чувства в школе»

 

Как показано на рисунке 3, большинство  учащихся в этом классе имеют средний  уровень памяти (48%) и внимания (52%). Высокий уровень памяти и внимания отмечается у 6 человек (24%). Низкий уровень памяти (28%) и внимания (24%) выявлен у 7 и, соответственно, у 6 человек.

 

 

Рис. 3. Исследование познавательных процессов по методикам «10 слов» и «Таблицы Шульте»

 

Итак, в результате проведенных  исследований мы выяснили, что часть  детей испытывают: страх перед  ситуацией проверки знаний, фрустрацию потребности в достижении, и страх  несоответствия ожиданиям окружающих. Эти три вида тревожности связаны  с зависимостью от мнения значимых людей. Так как проблем и страхов  в отношениях с учителями у  наших испытуемых не выявляется, то возможной причиной проявления тревожности  могут являться проблемы в отношениях с другими значимыми взрослыми. Целесообразно будет провести дальнейшее выяснение причин тревожности у  наших испытуемых. А в рамках нашего исследования посмотрим, имеется ли взаимосвязь школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью обучения в школе.

Мы выяснили, что большинство  наших испытуемых не испытывает школьной тревожности, у наших испытуемых отмечается преобладание положительных  чувств к школе, что говорит о  хорошем психологическом климате  в классе и о достаточно высокой  адаптации в данном школьном коллективе. Уровень познавательных процессов  у наших испытуемых соответствует  возрастной норме, и в целом является достаточно высоким.

Таким образом, можно сделать  вывод об успешной учебной деятельности в данном школьном коллективе.

 

 

 

Заключение

 

Итак, глубокие изменения, происходящие в личности младшего школьника, свидетельствуют  о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется  потенциал развития ребенка как  активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и  поведения в этом мире.

Поступление в школу ведет не только к формированию потребности  в познании и признании, но и к  развитию чувства личности. Ребенок  начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он – ученик, он – ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.

Для детей младшего школьного возраста характерны низкие критические способности  к воспринимаемой информации, поэтому  мнение учителя является для них  всегда истинным. Похвала учителя  является мотивацией к учебной деятельности. Но под влиянием неуспеха в решении  одной учебной задачи школьник может  и остальные воспринимать как  непосильные для себя. Вследствие этого падает интерес к учению.

Изучив теоретическую литературу, по интересующей нас проблеме, мы пришли к следующим выводам:

  • поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.
  • познавательные способности младших школьников активно развиваются, и часто развитие происходит неравномерно, и это естественный процесс, который требует внимания и поддержки взрослых – родителей и учителей.
  • объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, менее развито у него и умение распределять внимание. В начале обучения еще не сформированы учебные умения и навыки, что и мешает им быстро перейти от одного вида учебных занятий к другому. Развитие внимания учащихся связано с овладением ими учебной деятельностью и развитием их личности.
  • способность младших школьников к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе. Непосредственное запоминание постепенно заменяется смысловым. Младший школьный возраст является сензитивным для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.
  • трудности в учебе очень часто деморализуют ученика и пагубно отражаются на его личности. Преодоление неуспеваемости школьника должно начинаться как можно раньше, когда отставание в учебе не привело еще к столь тягостным последствиям.
  • формирование полноценной учебной деятельности у младших школьников может происходить лишь на основе определенного принципа развертывания материала, адекватного содержательному обобщению, который детерминируется теоретическими формами общественного сознания и требованиями духовного производства.

Мы предположили, что эффективность  успешной учебной деятельности младших  школьников зависит от развития познавательных процессов и отсутствия школьной тревожности.

И провели исследование в котором  приняли участие ученики  1-го «А» класса, 25 человек МБОУ СОШ № 86 с углубленным изучением отдельных предметов г. Казани.

 

 

. В результате исследования  выяснилось, что большинство наших  испытуемых не испытывает школьной  тревожности, отмечается преобладание  положительных чувств, что говорит  о хорошем психологическом климате  в классе, где учатся наши испытуемые и о достаточно высокой адаптации в данном школьном коллективе. В результате диагностики познавательных процессов мы выяснили, что у большинства школьников отмечается средний и высокий уровень памяти и внимания, что говорит о хорошей успеваемости в классе. Высокий уровень адаптации в данном школьном коллективе является достаточным основанием для успешного обучения.

Что подтверждает нашу гипотезу о  том, что эффективность успешной учебной деятельности младших школьников зависит от развития познавательных процессов и отсутствия школьной тревожности.

Итак, гипотеза подтверждена, цели исследования достигнута, задачи выполнены.

 

 

 

Литература

 

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М, 2006–256c.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
  3. Андреева И.В. Педагогика и психология. – Санкт-Петербург, 2003–368c
  4. БогдановаТ.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – М., 2004–264 с.
  5. Былеева Л., Таборко М., Шитик С. Игры и развлечения. – М, 1992–274 с.
  6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М, 2001–367 с.
  7. Волков Б.С. Психология младших школьников. – М, 2002–396 с.
  8. Волков И.П. Цель одна – дорог много. – М, 2000–267 с.
  9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2004–368 с.
  10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М, 2006–274 с.
  11. Дик Н.Ф. Развивающая игра для школьников. – Чертково, 2002–356 с.
  12. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М, 2000–368 с.
  13. Ермолаев М.В., Ерофеев И.Г. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). – М, 2002–328 с.
  14. Захарова А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М, 1998–217 с.
  15. Казымова Е.Н. Дети «группы риска» школьной дезадаптации // Школа. – 2001, №5. С. 89–93
  16. Кон И.С. Открытие «Я». – М, 1998–274 с.
  17. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Ю.Е. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М, 2002
  18. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. – М, 1986
  19. Крайг Г. Психология развития. – Санкт-Петербург, 2002–268 с.
  20. Крушельницкая О. Отвергаемые дети: чем им может помочь учитель // Народное образование. – 2001, №4. С. 92–97
  21. Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе // Вестник Университета РАО – 2000, №1 С. 45–53
  22. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2002–275 с.
  23. Лушагина И. Детям «группы риска» требуется помощь // Воспитание школьников. – 1997, №4. С. 36–42.
  24. Миллер С. Психология игры. – Санкт-Петербург, 2003–354 с.
  25. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. – М, 2005–364 с.
  26. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М, 2002–384 с.
  27. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М, 1997–362 с.
  28. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М, 2000–364 с.
  29. Развитие мотивов у детей 6 – 7 лет. Особенности психического развития детей 6 – 7 – летнего возраста // Ред. Д.Б. Эльконин, А.Л. Вегнер. – М, 2004–268 с.
  30. Ротанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2004–266 с.
  31. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 2000–284 с.
  32. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей. – М, 2001–362 с.
  33. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. – М, 1996–296 с.

 

Приложение

Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе»

Из 16 перечисленных чувств выбери только 8, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.

Я испытываю в  школе

Да

Спокойствие

 

Усталость

 

Скуку

 

Радость

 

Уверенность в себе

 

Беспокойство

 

Неудовлетворенность собой

 

Раздражение

 

Сомнение

 

Обиду

 

Чувство унижения

 

Страх

 

Тревогу за будущее

 

Благодарность

 

Симпатию к учителям

 

Желание приходить сюда

 

После обработки анкет  получаем сумму баллов (в %), на основе которой можно говорить о том, какие чувства превалируют в  классе. Имеет смысл принимать  во внимание выборы 45–50%. Если чувство  набирает меньше голосов, можно говорить об индивидуальном характере данных переживаний.

По наблюдениям, в начале года мальчики испытывают беспокойство, а у девочек  дезадаптация выражается в том, что  они чувствуют тревогу за свое будущее. Если на фоне одного-двух негативных чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного  периода. Однако если негативных чувств больше, то можно сделать вывод  о дезадаптации и начать глубже исследовать  ее причины. Одновременно с этим необходимо оказать помощь ребятам в адаптации. Например, провести тренинг по проблемной теме.

Наглядность такой диагностики  очевидна. Во-первых, психолог получает возможность увидеть, есть ли временная  дезадаптация, присущая этому периоду, и насколько она сильна (определяется по процентам выборов негативных чувств). Во-вторых, сразу определяется общий настрой класса, его «эмоциональный портрет». Это облегчает работу и  психолога, и педагогов.

Кратковременная слуховая память. Методика А. Р. Лурия "10 слов"

Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания. 
Описание. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. 
Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям: 
1) однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные); 
2) слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь - вода и т. п.). 
Применение. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых. 
Стимульный материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (см. табл.). 
Наиболее часто используют следующий набор слов:  Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь

1

2

3

4

5

1

число

артист

базар

береза

боль

2

Хор

воск

восток

гараж

город

3

камень

забор

заяц

звезда

звук

4

гриб

клин

книга

крот

конь

5

кино

лен

липа

ложка

лопата

6

Зонт

мышь

небо

овца

окно

7

море

поле

помидор

рама

река

8

шмель

стул

соль

телефон

токарь

9

лампа

хлев

цвет

часы

чашка

10

рысь

волк

жизнь

кедр

лес


 

Методика проведения исследования. Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз». 

Таким образом, на каждом этапе  исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует  номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно  фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит  без предварительного зачитывания  запомнившиеся слова, которые фиксируются  в протоколе кружочками.

Протокол исследования

Испытуемый ___________________________________________________  Пол___ 
Дата рождения ____________ Дата тестирования_________Время опыта_______ 
Самочувствие испытуемого  
до опыта___________________ после опыта_________________________

№ 
стимула

Стимул

Ответ

Pi

Кi

Через  
1  
час

Прим

1

2

3

4

5

6

1

                     

2

                     

<..>

                     

10

                     

«Лишние» слова

                     
                     
                     

V

                   

 

Словесный отчет испытуемого__________________________________________________ 
Наблюдения экспериментатора:_________________________________________________ 
Экспериментатор _____________________________________________________________

Инструкции. 
Инструкции для детей. 
— Инструкция (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке». 
—·Инструкция (б): «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке». 
Инструкции для взрослых. 
— Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке». 
— Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен». 
Обработка результатов. 
1. Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, и записать в графе протокола V. 
2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.

График заучивания слов

3. Подсчитать частоту  воспроизведения каждого слова  за все количество повторений  и вычислить для них коэффициент  запоминания по формуле (точность  вычислений равна 1%):

, где

К—коэффициент запоминания i-го слова,  
Р— его абсолютная частота; 
n — количество повторений. 
4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К

График частоты  запоминания слов

5. Составить сводные таблицы  по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе. 
6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:

, где 

Vдолговрем. — объем долговременной памяти (через один час)  
V·— количество воспроизведенных слов в 6-й серии 
Интерпретация.  
Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. 
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов. 
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.  
При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется. 
При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях. 
Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта». 
Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации). 
Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти. 

Информация о работе Взаимосвязь школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью