Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 23:01, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является выявление взаимосвязи мотивации достижения и саморегуляции у студентов-психологов.
Объект исследования – мотивация достижения при разных характеристиках саморегуляции.
Предметом нашего исследования является изучение взаимосвязи мотивации достижения и саморегуляции студентов-психологов.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I: Теоретическое исследование проблемы мотивации достижения и саморегуляции в психологии…………………………………………………………6
Понятие мотива, мотивации, мотивации достижения .…………………….6
Понятие саморегуляции в психологии. Взаимосвязь мотивации достижения и уровня саморегуляции………………………………………………22
Глава II: Эмпирическое исследование проблемы мотивации достижения и уровня саморегуляции студентов-психологов……………………………………..36
2.1 Описание использованных методик……………………………………….36
2.2 Анализ и интерпретация результатов……………………………………...40
Заключение………………………………………………………………………44
Библиографический список…………….………………………………………45
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы, а также для решения задач эмпирической части было использовано несколько методик. Для исследования мотивации достижения мы использовали опросник Мехрабиана, а также методику «Потребность в достижении», разработанную Ю.М. Орловым.
Методика измерения потребности (мотива) в достижении разработана Ю.М. Орловым.
Представление о потребности в достижениях берет свое начало из понятия Ф. Хоппе «Я-уровень», означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижений (уровня притязаний). Позднее это понятие превратилось в понятие «мотив достижения», определяемое Х.Хекхаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными.
Предлагаемая методика представляет собой тест-опросник, содержащий 23 положения, с которыми испытуемый соглашается или нет. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (т.е. степени заряженности на успех). По сути, это потребность, превратившаяся в личностное свойство, установку.
Потребность в достижениях (ПД) равна сумме баллов за ответы «да» и «нет». Таким образом, оценочная шкала – от 0 до 23 баллов.
Чем больше баллов в сумме набирает испытуемый, тем в большей степени у него выражена потребность в достижениях.
Для изучения уровня саморегуляции нами были применены следующие методики: опросник "Стиль саморегуляции поведения" В.И. Моросановой и тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана для изучения волевой саморегуляции.
Опросник
"Стиль саморегуляции
Опросник
ССПМ состоит из 46 утверждений и
работает как единая шкала "Общий
уровень саморегуляции" (ОУ), которая
характеризует уровень
В последующие годы был разработан целый ряд модификаций этой методики: "Саморегуляция подготовки спортсмена", СПС (Моросанова, Соколова, 1989), "Стиль саморегуляции студентов", ССС (Моросанова, Сагиев, 1994), "Саморегуляция в избирательной кампании депутата", СИК (Моросанова, Холопова, 1995). Все эти опросники направлены на диагностику развития индивидуальной саморегуляции и основных ее компонентов. Различия заключаются, в первую очередь, в наборе ситуаций, которые используются в утверждениях опросника. Они учитывают специфику различных видов профессиональной и учебной деятельности. Различаются версии опросника также и составом диагностируемых регуляторно-личностных свойств, в зависимости от их значимости для той или иной профессиональной группы. Так, например, для спортсменов профессионально значимым является регуляторно-тактическая гибкость, а для политиков - самостоятельность). В версии опросника ССПМ 1998 года была уточнена шкала моделирования, что расширяет дифференцирующие возможности данного инструмента (Моросанова, Коноз, 2000).
Инструкция: Предлагаем Вам ряд высказываний об особенностях поведения.
Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из четырех возможных ответов: "Верно ", "Пожалуй, верно ", "Пожалуй, неверно ", "Неверно " и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов.
Не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения.
Подсчет
показателей опросника
Тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана.
В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.
Исследование
волевой саморегуляции с
Инструкция: "Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак "плюс" (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то "минус" (-).
Цель
обработки результатов –
Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.
В
вопроснике б маскировочных утверждений.
Поэтому общий суммарный балл
по шкале "В" должен находиться в
диапазоне от 0 до 24, по субшкале "настойчивость"
– от О до 16 и по субшкале "самообладание"
– от 0 до 13.
2.2. Анализ и интерпретация результатов.
Итак, в ходе нашего исследования были получены следующие результаты, которые представлены в общей сводной таблице:
№ | Методика Моросановой | Опросник Зверькова и Эйдмана | Методика Ю.М. Орлова | Опросник Мехрабиана |
1 | 28 | 13 | 13 | 139 |
2 | 25 | 8 | 10 | 152 |
3 | 34 | 22 | 17 | 185 |
4 | 25 | 11 | 13 | 118 |
5 | 30 | 12 | 15 | 167 |
6 | 24 | 15 | 14 | 159 |
7 | 22 | 12 | 14 | 163 |
8 | 31 | 21 | 18 | 179 |
9 | 29 | 12 | 12 | 170 |
10 | 19 | 11 | 8 | 133 |
11 | 19 | 10 | 11 | 131 |
12 | 28 | 18 | 16 | 143 |
13 | 26 | 17 | 14 | 127 |
14 | 34 | 13 | 15 | 201 |
15 | 24 | 13 | 14 | 114 |
16 | 31 | 18 | 16 | 193 |
17 | 19 | 6 | 10 | 114 |
18 | 29 | 18 | 14 | 127 |
19 | 37 | 19 | 17 | 210 |
20 | 34 | 14 | 14 | 178 |
Так как целью нашего исследования является выявление взаимосвязи между мотивацией достижения и саморегуляции, то в своих расчетах мы пользовались коэффициентом корреляции Пирсона (rxy).
В первом случае мы сравниваем показатели методики Моросановой (X) и методики Ю.М. Орлова(Y).
Гипотеза:
Н0 : корреляция между показателями саморегуляции и мотивации достижения не отличается от нуля.
Н1
: корреляция между показателями саморегуляции
и мотивации достижения достоверно отличается
от нуля.
№ | X | Y | Xi | Yi | Xi2 | Yi2 | Xi*Yi |
1 | 28 | 13 | -0,6 | 0,75 | 0,36 | 0,5625 | -0,45 |
2 | 25 | 10 | 2,4 | 3,75 | 5,76 | 14,0625 | 9 |
3 | 34 | 17 | -6,6 | -3,25 | 43,56 | 10,5625 | 21,45 |
4 | 25 | 13 | 2,4 | 0,75 | 5,76 | 0,5625 | 1,8 |
5 | 30 | 15 | 2,6 | -1,25 | 6,76 | 1,5625 | -3,25 |
6 | 24 | 14 | 3,4 | -0,25 | 11,56 | 0,0625 | -0,85 |
7 | 22 | 14 | 5,4 | -0,25 | 29,16 | 0,0625 | -1,35 |
8 | 31 | 18 | -3,6 | -4,25 | 12,96 | 18,0625 | 15,3 |
9 | 29 | 12 | -1,6 | 1,75 | 2,56 | 3,0625 | -2,8 |
10 | 19 | 8 | 8,4 | 5,75 | 70,56 | 33,0625 | 48,3 |
11 | 19 | 11 | 8,4 | 2,75 | 70,56 | 7,5625 | 23,1 |
12 | 28 | 16 | -0,6 | -2,25 | 0,36 | 5,0625 | 1,35 |
13 | 26 | 14 | 1,4 | -0,25 | 1,96 | 0,0625 | -0,35 |
14 | 34 | 15 | -6,6 | -1,25 | 43,56 | 1,5625 | 8,25 |
15 | 24 | 14 | 3,4 | -0,25 | 11,56 | 0,0625 | -0,85 |
16 | 31 | 16 | -3,6 | -2,25 | 12,96 | 5,0625 | 8,1 |
17 | 19 | 10 | 8,4 | 3,75 | 70,56 | 14,0625 | 31,5 |
18 | 29 | 14 | -1,6 | -0,25 | 2,56 | 0,0625 | 0,4 |
19 | 37 | 17 | -9,6 | -3,25 | 92,16 | 10,5625 | 31,2 |
20 | 34 | 14 | -6,6 | -0,25 | 43,56 | 0,0625 | 1,65 |
∑ | 548 | 275 | 468,24 | 125,75 | 191,5 |
Xср=∑x ∕ N=548∕ 20=27,4
Yср=∑x ∕ N=275∕ 20=13,75
Xi=Xcр – Х
Õx =√∑x2∕ N=√468,24∕ 20=4,84
Õy=√∑y2∕ N=√ 125,75∕ 20=2,51
Rxy= ∑xi*yi ∕ N* Õx* Õy = 191,5∕ 20*4,84*2,51=0,788
K=N – 2= 20-2-18 → P(0,05)=0,44; Р(0,01)=0,56
Принимаем Н1.
Во втором случае мы сравнивали показатели методики Зверькова и Эйдмана (Х) и результаты методики Ю.М. Орлова(Y).
Гипотеза:
Н0 : корреляция между показателями саморегуляции и мотивации достижения не отличается от нуля.
Н1 : корреляция между показателями саморегуляции и мотивации достижения достоверно отличается от нуля.
№ | X | Y | Xi | Yi | Xi2 | Yi2 | Xi*Yi |
1 | 13 | 13 | 0,55 | 0,75 | 0,3025 | 0,5625 | 0,4125 |
2 | 8 | 10 | 5,55 | 3,75 | 30,8025 | 14,0625 | 20,8125 |
3 | 22 | 17 | -8,45 | -3,25 | 71,4025 | 10,5625 | 27,4625 |
4 | 11 | 13 | 2,55 | 0,75 | 6,5025 | 0,5625 | 1,9125 |
5 | 12 | 15 | 1,55 | -1,25 | 2,4025 | 1,5625 | -1,9375 |
6 | 15 | 14 | -1,45 | -0,25 | 2,1025 | 0,0625 | 0,3625 |
7 | 12 | 14 | 1,55 | -0,25 | 2,4025 | 0,0625 | -0,3875 |
8 | 21 | 18 | -7,45 | -4,25 | 55,5025 | 18,0625 | 31,6625 |
9 | 12 | 12 | 1,55 | 1,75 | 2,4025 | 3,0625 | 2,7125 |
10 | 11 | 8 | 2,55 | 5,75 | 6,5025 | 33,0625 | 14,6625 |
11 | 10 | 11 | 3,55 | 2,75 | 12,6025 | 7,5625 | 9,7625 |
12 | 18 | 16 | -4,45 | -2,25 | 19,8025 | 5,0625 | 10,0125 |
13 | 17 | 14 | -3,45 | -0,25 | 11,9025 | 0,0625 | 0,8625 |
14 | 13 | 15 | 0,55 | -1,25 | 0,3025 | 1,5625 | -0,6875 |
15 | 13 | 14 | 0,55 | -0,25 | 0,3025 | 0,0625 | -0,1375 |
16 | 18 | 16 | -4,45 | -2,25 | 19,8025 | 5,0625 | 10,0125 |
17 | 6 | 10 | 7,55 | 3,75 | 57,0025 | 14,0625 | 28,3125 |
18 | 18 | 14 | -4,45 | -0,25 | 0,3025 | 0,0625 | 1,1125 |
19 | 19 | 17 | -5,45 | -3,25 | 71,4025 | 10,5625 | 17,7125 |
20 | 14 | 14 | -0,45 | -0,25 | 0,3025 | 0,0625 | 0,1125 |
∑ | 271 | 275 | 374,05 | 125,75 | 174,75 |
Информация о работе Взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции у студентов-психологов