Взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции у студентов-психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей курсовой работы является выявление взаимосвязи мотивации достижения и саморегуляции у студентов-психологов.

Объект исследования – мотивация достижения при разных характеристиках саморегуляции.

Предметом нашего исследования является изучение взаимосвязи мотивации достижения и саморегуляции студентов-психологов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I: Теоретическое исследование проблемы мотивации достижения и саморегуляции в психологии…………………………………………………………6

Понятие мотива, мотивации, мотивации достижения .…………………….6
Понятие саморегуляции в психологии. Взаимосвязь мотивации достижения и уровня саморегуляции………………………………………………22
Глава II: Эмпирическое исследование проблемы мотивации достижения и уровня саморегуляции студентов-психологов……………………………………..36

2.1 Описание использованных методик……………………………………….36

2.2 Анализ и интерпретация результатов……………………………………...40

Заключение………………………………………………………………………44

Библиографический список…………….………………………………………45

Работа содержит 1 файл

курсовая 2010 слить в инет.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

    Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы, а также для  решения задач эмпирической части было использовано несколько методик. Для исследования мотивации достижения мы использовали опросник Мехрабиана, а также методику «Потребность в достижении», разработанную Ю.М. Орловым.

    Методика  измерения потребности (мотива) в  достижении разработана Ю.М. Орловым.

    Представление о потребности в достижениях  берет свое начало  из понятия  Ф. Хоппе  «Я-уровень», означающего  стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта  достижений (уровня притязаний). Позднее это понятие превратилось в понятие «мотив достижения», определяемое Х.Хекхаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными.

    Предлагаемая  методика представляет собой тест-опросник, содержащий 23 положения, с которыми испытуемый соглашается или нет. Тест направлен на выявление степени  выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (т.е. степени заряженности на успех). По сути, это потребность, превратившаяся в личностное свойство, установку.

    Потребность в достижениях (ПД) равна сумме  баллов за ответы «да» и «нет». Таким  образом, оценочная шкала – от 0 до 23 баллов.

    Чем больше баллов  в сумме набирает испытуемый, тем в большей степени  у него выражена потребность в  достижениях.

    Для изучения уровня саморегуляции нами были применены следующие методики: опросник "Стиль саморегуляции поведения" В.И. Моросановой и тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана для изучения волевой саморегуляции.

    Опросник "Стиль саморегуляции поведения" (ССПМ) был создан в 1988 году в Психологическом  институте РАО в лаборатории  психологии саморегуляции (заведующая - В.И.Моросанова) и пригодна как для научных исследований, так и в качестве инструмента практической диагностики различных аспектов индивидуальной саморегуляции. Утверждения опросника построены на типичных жизненных ситуациях и не имеют непосредственной связи со спецификой какой-либо профессиональной или учебной деятельности. Цель методики - это диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности.

    Опросник  ССПМ состоит из 46 утверждений и  работает как единая шкала "Общий  уровень саморегуляции" (ОУ), которая  характеризует уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности человека. Утверждения опросника входят в состав шести шкал (по 9 утверждений в каждой), выделенных в соответствии с основными регуляторными процессами планирования (Пл), моделирования (М), программирования (Пр), оценки результатов (Ор), а также и регуляторно-личностными свойствами: гибкости (Г) и самостоятельности (С). Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал. Это относится к тем утверждениям опросника, которые характеризуют как регуляторный процесс, так и регуляторно-личностное качество.

    В последующие годы был разработан целый ряд модификаций этой методики: "Саморегуляция подготовки спортсмена", СПС (Моросанова, Соколова, 1989), "Стиль  саморегуляции студентов", ССС (Моросанова, Сагиев, 1994), "Саморегуляция в избирательной кампании депутата", СИК (Моросанова, Холопова, 1995). Все эти опросники направлены на диагностику развития индивидуальной саморегуляции и основных ее компонентов. Различия заключаются, в первую очередь, в наборе ситуаций, которые используются в утверждениях опросника. Они учитывают специфику различных видов профессиональной и учебной деятельности. Различаются версии опросника также и составом диагностируемых регуляторно-личностных свойств, в зависимости от их значимости для той или иной профессиональной группы. Так, например, для спортсменов профессионально значимым является регуляторно-тактическая гибкость, а для политиков - самостоятельность). В версии опросника ССПМ 1998 года была уточнена шкала моделирования, что расширяет дифференцирующие возможности данного инструмента (Моросанова, Коноз, 2000).

    Инструкция: Предлагаем Вам ряд высказываний об особенностях поведения.

    Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из четырех возможных ответов: "Верно ", "Пожалуй, верно ", "Пожалуй, неверно ", "Неверно " и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов.

    Не  пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших  или плохих ответов, так как это  не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения.

    Подсчет показателей опросника производится по ключам, представленным ниже, где "Да " означает положительные ответы, а "Нет " - отрицательные.

    Тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана.

    В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

    Исследование  волевой саморегуляции с помощью  тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа.

    Инструкция: "Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак "плюс" (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то "минус" (-).

    Цель  обработки результатов – определение  величин индексов волевой саморегуляции  по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам "настойчивость" (Н) и "самообладание" (С).

    Каждый  индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.

    В вопроснике б маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале "В" должен находиться в  диапазоне от 0 до 24, по субшкале "настойчивость" – от О до 16 и по субшкале "самообладание" – от 0 до 13. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Анализ и интерпретация  результатов.

    Итак, в ходе нашего исследования были получены следующие результаты, которые представлены в общей сводной таблице:

         Методика  Моросановой     Опросник  Зверькова и Эйдмана     Методика  Ю.М. Орлова     Опросник  Мехрабиана
    1     28     13     13     139
    2     25     8     10     152
    3     34     22     17     185
    4     25     11     13     118
    5     30     12     15     167
    6     24     15     14     159
    7     22     12     14     163
    8     31     21     18     179
    9     29     12     12     170
    10     19     11     8     133
    11     19     10     11     131
    12     28     18     16     143
    13     26     17     14     127
    14     34     13     15     201
    15     24     13     14     114
    16     31     18     16     193
    17     19     6     10     114
    18     29     18     14     127
    19     37     19     17     210
    20     34     14     14     178
 

    Так как целью нашего исследования является выявление взаимосвязи между  мотивацией достижения и саморегуляции, то в своих расчетах мы пользовались коэффициентом корреляции Пирсона (rxy).

    В первом случае мы сравниваем показатели методики Моросановой (X) и методики Ю.М. Орлова(Y).

    Гипотеза:

    Н0 : корреляция между показателями саморегуляции и мотивации достижения не отличается от нуля.

    Н : корреляция между показателями саморегуляции и мотивации достижения достоверно отличается от нуля.  

         X     Y     Xi     Yi     Xi2     Yi2     Xi*Yi
    1     28     13     -0,6     0,75     0,36     0,5625     -0,45
    2     25     10     2,4     3,75     5,76     14,0625     9
    3     34     17     -6,6     -3,25     43,56     10,5625     21,45
    4     25     13     2,4     0,75     5,76     0,5625     1,8
    5     30     15     2,6     -1,25     6,76     1,5625     -3,25
    6     24     14     3,4     -0,25     11,56     0,0625     -0,85
    7     22     14     5,4     -0,25     29,16     0,0625     -1,35
    8     31     18     -3,6     -4,25     12,96     18,0625     15,3
    9     29     12     -1,6     1,75     2,56     3,0625     -2,8
    10     19     8     8,4     5,75     70,56     33,0625     48,3
    11     19     11     8,4     2,75     70,56     7,5625     23,1
    12     28     16     -0,6     -2,25     0,36     5,0625     1,35
    13     26     14     1,4     -0,25     1,96     0,0625     -0,35
    14     34     15     -6,6     -1,25     43,56     1,5625     8,25
    15     24     14     3,4     -0,25     11,56     0,0625     -0,85
    16     31     16     -3,6     -2,25     12,96     5,0625     8,1
    17     19     10     8,4     3,75     70,56     14,0625     31,5
    18     29     14     -1,6     -0,25     2,56     0,0625     0,4
    19     37     17     -9,6     -3,25     92,16     10,5625     31,2
    20     34     14     -6,6     -0,25     43,56     0,0625     1,65
         548     275                 468,24     125,75     191,5
 

    Xср=∑ ∕ N=548∕ 20=27,4

    Yср=∑ ∕ N=275∕ 20=13,75

    Xi=X – Х

    Õx =√∑x2∕ N=√468,24∕ 20=4,84

    Õy=√∑y2∕ N=√ 125,75∕ 20=2,51

    Rxy= ∑xi*y ∕  N* Õx* Õy = 191,5∕ 20*4,84*2,51=0,788

    K=N – 2= 20-2-18 → P(0,05)=0,44; Р(0,01)=0,56

    Принимаем Н1.

    Во  втором случае мы сравнивали показатели методики Зверькова и Эйдмана (Х) и результаты методики Ю.М. Орлова(Y).

    Гипотеза:

    Н0 : корреляция между показателями саморегуляции и мотивации достижения не отличается от нуля.

    Н : корреляция между показателями саморегуляции и мотивации достижения достоверно отличается от нуля.

         X     Y     Xi     Yi     Xi2     Yi2     Xi*Yi
    1     13     13     0,55     0,75     0,3025     0,5625     0,4125
    2     8     10     5,55     3,75     30,8025     14,0625     20,8125
    3     22     17     -8,45     -3,25     71,4025     10,5625     27,4625
    4     11     13     2,55     0,75     6,5025     0,5625     1,9125
    5     12     15     1,55     -1,25     2,4025     1,5625     -1,9375
    6     15     14     -1,45     -0,25     2,1025     0,0625     0,3625
    7     12     14     1,55     -0,25     2,4025     0,0625     -0,3875
    8     21     18     -7,45     -4,25     55,5025     18,0625     31,6625
    9     12     12     1,55     1,75     2,4025     3,0625     2,7125
    10     11     8     2,55     5,75     6,5025     33,0625     14,6625
    11     10     11     3,55     2,75     12,6025     7,5625     9,7625
    12     18     16     -4,45     -2,25     19,8025     5,0625     10,0125
    13     17     14     -3,45     -0,25     11,9025     0,0625     0,8625
    14     13     15     0,55     -1,25     0,3025     1,5625     -0,6875
    15     13     14     0,55     -0,25     0,3025     0,0625     -0,1375
    16     18     16     -4,45     -2,25     19,8025     5,0625     10,0125
    17     6     10     7,55     3,75     57,0025     14,0625     28,3125
    18     18     14     -4,45     -0,25     0,3025     0,0625     1,1125
    19     19     17     -5,45     -3,25     71,4025     10,5625     17,7125
    20     14     14     -0,45     -0,25     0,3025     0,0625     0,1125
         271     275                 374,05     125,75     174,75

Информация о работе Взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции у студентов-психологов