Взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции у студентов-психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей курсовой работы является выявление взаимосвязи мотивации достижения и саморегуляции у студентов-психологов.

Объект исследования – мотивация достижения при разных характеристиках саморегуляции.

Предметом нашего исследования является изучение взаимосвязи мотивации достижения и саморегуляции студентов-психологов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I: Теоретическое исследование проблемы мотивации достижения и саморегуляции в психологии…………………………………………………………6

Понятие мотива, мотивации, мотивации достижения .…………………….6
Понятие саморегуляции в психологии. Взаимосвязь мотивации достижения и уровня саморегуляции………………………………………………22
Глава II: Эмпирическое исследование проблемы мотивации достижения и уровня саморегуляции студентов-психологов……………………………………..36

2.1 Описание использованных методик……………………………………….36

2.2 Анализ и интерпретация результатов……………………………………...40

Заключение………………………………………………………………………44

Библиографический список…………….………………………………………45

Работа содержит 1 файл

курсовая 2010 слить в инет.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

    Проблема  саморегуляции и управления человеком  собственным поведением является одной  из важнейших и стержневых в психологии.

    Важная  роль саморегуляции в жизни человека достаточно очевидна, так как вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. От уровня сформированности саморегуляции зависят успешность, надежность, конечный исход любого акта произвольной активности. О.А.Конопкин отмечает: «Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее общая и существенная функция целостной психики человека, в процессах саморегуляции реализуется единство психики человека во всем его многообразии условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов способностей и т.д.» [Конопкин, 15,16]

    Вслед за Конопкиным Моросанова В.И. понимает осознанную саморегуляцию как «системно  организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых им целей» [Моросанова, 30].

    Исследование  проблемы саморегуляции открывает  большие возможности для раскрытия  общих закономерностей построения и реализации человеком своей произвольной активности в деятельности, поведении, общении, а также для понимания феномена общего уровня субъективного развития человека, для изучения индивидуально-типических особенностей деятельности и поведения, для продуктивного участия в решении широкого спектра разнообразных практических задач.

    Анализ  научной литературы по исследуемой  проблеме показал, что, несмотря на достаточно большое количество публикаций, многие исследователи не дают четкого определения понятия «саморегуляция». Впервые слово «саморегуляция» появилось в кибернетике и теории автоматического регулирования, обозначая «поддержание параметров какой-либо функционирующей системы в заданных границах постоянства или изменения».

    В Большой советской энциклопедии термин «саморегуляция» раскрывается следующим образом: «Саморегулирование (самовыравнивание) - способность восстанавливать устойчивость после нарушения ее со стороны внешних или внутренних факторов».

    В словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского [19] термин «саморегуляция» трактуется так: «Саморегуляция (от лат. regulare - приводить в порядок, налаживать)  - целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Саморегуляция представляет собой замкнутый контур регулирования и является информационным процессом, носителем которого выступают различные психические формы отражения действительности. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания».

    Краткий словарь психологических терминов дает следующее определение понятия  «саморегуляция».

    Саморегуляция - (лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

    Оксфордский толковый словарь по психологии: [37]

    Саморегуляция - приблизительный синоним  саморуководства, но используемый более "нейтрально". То есть этот термин не предполагает теоретических дискуссий, которые лежат в основе коннотаций его приблизительного синонима.

    С.Ю. Головин. Словарь практического  психолога:

    Саморегуляция - целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Саморегуляция  психическая - один из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.

    Таким образом, мы выяснили, что большинство  авторов различных словарей, понимают под саморегуляцией процесс, который  призван управлять, налаживать, приводить в порядок собственные психические и физиологические процессы.

    А.К.Осницкий предупреждает о том, что нельзя смешивать процессы регуляции, осуществляемые на психическом уровне и уровне психофизиологическом, поэтому необходимо разграничить понятия саморегуляция и авторегуляция. Исследователь пишет: «Процессы психофизиологического и других уровней регуляции могут быть отнесены к процессам авторегуляции, по аналогии с техническим устройствами. Эти процессы направлены на поддержание гомеостаза или сохранения режима в границах, обеспечивающих жизнеспособность организма. Понятием «саморегуляция» целесообразнее обозначать процессы регуляции, осуществляемые человеком в организации собственных усилий, опосредованные освоенной культурой, и доступные сознательному контролю. Промежуточное положение занимают процессы, сопоставимые с аутогенным тренингом, когда сознательным усилием добиваются пробуждения процессов авторегуляции» [Осницкий, 38].

    Рассмотрим, как понимают процесс саморегуляции  отдельные исследователи. Одни отождествляют понятие «саморегуляция» с другими терминами: «саморегуляция = рефлекторная деятельность» (Симонов П.В), «саморегуляция = адаптация» (Ершов А.А.), «саморегуляция = самоуправление» (Ксенофонтова Е.Г.). Мы согласны с Ю.А.Миславским [27, 28],который под саморегуляцией понимает «процесс поддержания в человеке такой продуктивной активности, которая требует от него определенной работы над собой, а тем самым в высших своих проявлениях захватывает момент развития его как личности». Именно такой подход к исследуемой нами проблеме позволяет говорить о связи между мотивацией достижения и уровнем саморегуляции у студентов-психологов.

    Многие  исследователи использовали термин «регуляция» при рассмотрении такого понятия, как «воля», из чего следует предположение о том, что эти процессы достаточно близки. Ещё И.М.Сеченов неоднократно подчеркивал в качестве главной особенности воли регулирование поведением. «Воля, как регулятор поведения, - писал он, - вопреки мнению идеалистов, не есть какая-то духовная сила, посредством мозгового механизма управляющая поведением человека. Регулятором поведения является сам сложнейший механизм коркового аппарата, закономерно реагирующий на раздражения внешнего мира». И.М.Сеченова можно считать первым ученым, который ввел понимание воли как особой формы психической регуляции. Его слова о том, что воля является деятельностной стороной разума и морального чувства, являются отражением именно такого понимания. Регулирующую роль воли отмечали также В.А.Иванников, В.К.Калин, П.А.Рудик, В.И.Селиванов [Ильин, 12] и др. П.А.Рудик определяет волю как «способность человека сознательно регулировать свою деятельность и управлять поведением». Один из наиболее крупных исследователей воли В.И.Селиванов связывает понятия «воля» и «саморегуляция». Он пишет: «Воля - это характеристика сознания по формам регулирования самой деятельности человека во внешнем мире. Одним из важнейших признаков воли человека является сознательное регулирование поведения. Воля является одним из средств саморегуляции, сложившимся в ходе овладения человеком различными видами деятельности. Это выработанное в процессе личного опыта умение осуществлять задачи целеполагания, привлекать для их решения внутренние ресурсы и арсенал активных средств по преодолению неопределенных ситуаций». Безволие при таком понимании можно определить как уклонение от решения поставленных задач, пассивно-оборонительное поведение, своеобразную реакцию избегания. Объективно воля выражается в осуществлении преобразований, преодолении препятствий и затруднений; субъективно для самого человека - в самопринуждении. Волевые проявления человека осуществляются в подчинении прилагаемых им усилий и средств системы саморегуляции делу, может быть, менее интересному в настоящий момент, но более значимому с личностных позиций. Большое количество поступков человек совершает в своей жизни незаметно для себя и для окружающих, когда навыки саморегуляции доводятся почти до автоматизма.

    Процессы  осознанной саморегуляции, осуществляемые субъектом активности, доводятся в процессе упражнений, в процессе решения сходных или одних и тех же задач до автоматизма, чтобы в случае экстренной необходимости сохранить возможность немедленного возвращения автоматизированных способов и навыков под контроль сознания и поставить их на службу достижения важных для личности целей.

    Необходимость волевой регуляции, подчеркивает В.А.Иванников, возникает тогда, когда «субъект не располагает средствами для достижения стоящей перед ним цели и должен осуществить активный сознательный поиск возможностей для ее достижения или компенсировать недостаток этих средств дополнительным побуждением к действию».

    В.К.Калин  видит специфику воли в регуляции  человеком собственных психических  процессов (перестройке их организации  для создания оптимального режима психической активности) и перенесении цели волевых действий с объекта на состояние самого субъекта. Исследователь главную задачу воли видит в том, чтобы обеспечить человеку овладение собственным поведением и психическими функциями.

    Таким образом, многие исследователи теснейшим  образом связывают понятия «волевое регулирование» и «саморегуляция».

    Е.П. Ильин [12] считает, что непременными компонентами управления (и саморегуляции  как частного случая управления) человеком  своим поведением и деятельностью являются эмоции и воля. Традиционно эмоционально-волевая регуляция является объектом рассмотрения общей психологии. В процессе саморегуляции поведения и деятельности эти компоненты могут выступать в различных соотношениях. В одних случаях возникающие эмоции могут оказывать на поведение и деятельность дезорганизующее и демобилизующее влияние, и тогда воля выступает в роли регулятора, компенсируя отрицательные последствия возникшей эмоции. Это отчетливо проявляется при развитии у человека неблагоприятных психофизиологических состояний. Например, состояние тревожности и сомнений в ходе выполняемой деятельности преодолеваются с помощью волевого качества решительности. В других случаях эмоции, наоборот, стимулируют деятельность, и тогда проявления волевого усилия не требуются. В этом случае высокая работоспособность достигается за счет гиперкомпенсаторной мобилизации энергетических ресурсов. Однако такая регуляция неэкономична, расточительна, всегда заключает в себе опасность переутомления. Но и волевая регуляция имеет свою «ахиллесову пяту» - чрезмерное волевое напряжение может привести к срыву высшей нервной деятельности. Поэтому Е.П. Ильин считает, что личность должна оптимально сочетать сильную волю с определенным уровнем эмоциональности.

    При всем разнообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:

    1) принятая субъектом цель  его  произвольной активности;

    2) модель  значимых условий деятельности;

    3) программа  собственно исполнительских  действий;

    4) система  критериев успешности  деятельности;

    5) информация  о реально достигнутых  результатах;

    6) оценка  соответствия реальных  результатов критериям успеха;

    7) решения о необходимости и  характере коррекций деятельности.

    Саморегуляция представляет собой замкнутый контур  регулирования и есть информационный процесс,  носителями коего выступают различные психические формы отражения действительности. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления она может реализоваться разными психическими средствами - чувственными конкретными образами, представлениями, понятиями и пр.

    Поскольку принятая субъектом цель не определяет однозначно условий для построения программы исполнительских действий, при сходных моделях значимых условий деятельности возможны различные  способы достижения результата. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий и от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий.

    Взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции.

    Наша  работа исследование проблемы взаимосвязи  между уровнем мотивации достижения и уровнем саморегуляции у  студентов-психологов. Мы исследовали  психолого-педагогическую литературу по данной проблеме и получили следующие  данные.

    Необходимо вновь соотнести понятия и их определения, на которые мы опирались в нашем исследовании.

    Мотива́ция  — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

    Мотивация достижения - стремление достичь успеха в определенном виде деятельности, но это не только мотивы достижения (стойкие атрибуты личности), но и ситуативные факторы (ценность, вероятность достижения успеха, сложность задания и т.п.).

Информация о работе Взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции у студентов-психологов