Взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции у студентов-психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей курсовой работы является выявление взаимосвязи мотивации достижения и саморегуляции у студентов-психологов.

Объект исследования – мотивация достижения при разных характеристиках саморегуляции.

Предметом нашего исследования является изучение взаимосвязи мотивации достижения и саморегуляции студентов-психологов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I: Теоретическое исследование проблемы мотивации достижения и саморегуляции в психологии…………………………………………………………6

Понятие мотива, мотивации, мотивации достижения .…………………….6
Понятие саморегуляции в психологии. Взаимосвязь мотивации достижения и уровня саморегуляции………………………………………………22
Глава II: Эмпирическое исследование проблемы мотивации достижения и уровня саморегуляции студентов-психологов……………………………………..36

2.1 Описание использованных методик……………………………………….36

2.2 Анализ и интерпретация результатов……………………………………...40

Заключение………………………………………………………………………44

Библиографический список…………….………………………………………45

Работа содержит 1 файл

курсовая 2010 слить в инет.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

    Саморегуляция, по Миславскому Ю. А. – это  процесс  поддержания в человеке такой  продуктивной активности, которая требует  от него определенной работы над собой, а тем самым в высших своих проявлениях захватывает момент развития его как личности [Миславский, 27].

    По  данным Моросановой В. И.,  индивидуальный уровень осознанной саморегуляции  положительно связан с тенденциями  стойко стремиться к поставленным целям. В классическом понимании мотивация достижения выражает тенденцию к достижению субъектно-принятой цели [Моросанова, 30].

    Таким образом, мы видим, что эти два  понятия связаны между собой. Мотивация, как и саморегуляция  являются процессами управления поведением человека. Мотивация достижения – это стремление достичь успеха, а саморегуляция – это процесс, позволяющий поддерживать такой уровень продуктивности, чтобы достичь нужного результата – успеха. Следовательно, мотивация – это то, что движет человеком, а саморегуляция – это способность удерживать необходимый уровень активности.

    Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная  мотивация. Однако, если мотивация слишком  сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности. Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов. Такую зависимость называют законом Йеркса — Додсона.

    В данном случае применимо понятие  осознанной саморегуляции - как системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию  и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых им целей. [Моросанова, 30]

    Мы  предполагаем, что мотивация достижения успеха имеет связь с саморегуляцией, которая выражается в настойчивости, самоуверенности, добросовестности, самодостаточности (независимостью), организованности.

    Высокий уровень мотивации достижения способствует формированию эффективных стилей учебной  и профессиональной деятельности. При  высокой мотивации достижения чаще формируются гармоничные профили регуляции с высоким уровнем саморегуляции.

    Представление об основных условиях продуктивной самостоятельности  человека сформулировано А.К. Осницким. Он разработал концептуальную модель регуляторного опыта человека, обеспечивающего  субъектную активность, вводит новое понятие - регуляторный опыт (опыт осознанной саморегуляции), который представляет собой определенным образом структурированную систему знаний, умений и переживаний, определяющую успешность деятельности и поведения.

    Таким образом, можно управлять собственной мотивацией - это еще одна сторона взаимосвязи этих двух процессов. Когда человек стимулирует себя постоянной встречей с объектом мотивации, или потребности в достижении, то это дает ему возможность регулировать свое поведение, чтобы действовать в направлении достижения цели.

    Место и роль психической саморегуляции  в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически  вся его жизнь есть бесконечное  множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. Именно целенаправленная произвольная активность, реализующая все множество действенных отношений с реальным миром вещей, людей, средовых условий, социальных явлений и т.д., является основным модусом субъектного бытия человека. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности. Более того, все индивидуальные особенности поведения и деятельности определяются функциональной сформированностью, динамическими и содержательными характеристиками тех процессов саморегуляции, которые осуществляются субъектом активности. Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее общая и сущностная функция целостной психики человека, в процессах саморегуляции и реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п.

    Таким образом, проблема психической саморегуляции  является одной из наиболее глобальных и фундаментальных проблем общей психологии. Ее исследование открывает большие, во многом специфические, нетрадиционные возможности для понимания и содержательного объяснения общих закономерностей построения и реализации человеком своей произвольной активности (деятельности, поведения, общения), для определения условий успешного психического развития ребенка, для понимания феномена общего уровня субъектного развития человека, для исследования индивидуальнотипических особенностей деятельности и поведения, для продуктивного участия в решении широкого спектра очень разнообразных практических задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по первой главе:

    При помощи теоретического анализа психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме, мы обозначили ряд понятий, на которые опирались в нашем исследовании.

    Мы  рассмотрели понятие мотив с  разных позиций – мотив как  потребность, мотив как намерение, мотив как устойчивое свойство личности, мотив как побуждение.

    Мы  пришли к выводу о том, что для  правильного понимания психологического содержания мотива необходимо использовать все перечисленные выше психологические феномены. При таком понимании правомерно рассмотрение мотива в качестве сложного интегрального психологического образования.

    Таким образом, мотив личности - это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека.

    При рассмотрении мотивации человека как  психологического феномена, нам пришлось столкнуться со многими трудностями. Прежде всего, это неясность в  определении "мотивации".

    Мы  выяснили, что впервые термин "мотивация" употребил в своей статье А. Шопенгауер.

    Слово «мотивация» выступает в психологии в качестве обобщающего обозначения  многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что  живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его направления и затрат энергии.

    Проанализировав понятие мотивации с точки  зрения различных ученых, мы пришли к обобщенному варианту.

    Мотива́ция (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

    Что касается мотивации достижения, то первым, кто выделил данный вид  мотивации, был Г.Мюррей. Мюррей дал  следующее определение:

    «…справляться с чем-то трудным. Справляться с  физическими объектами, людьми или  идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей».

    Мы  выяснили также, что мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.

    Следовательно, мотивация достижения - стремление достичь успеха в определенном виде деятельности, но это не только мотивы достижения (стойкие атрибуты личности), но и ситуативные факторы (ценность, вероятность достижения успеха, сложность задания и т.п.).

    Также в контексте нашего исследования мы посчитали необходимым раскрыть понятие мотивации учебной деятельности, в которую непременно входит мотив достижения.

    Итак, мотивация учебной деятельности – это соотнесение целей, стоящих  перед студентом, которые он стремится  достигнуть, и внутренней активности личности. В обучении мотивация выражается в принятии студентом целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых.

    В ходе смены видов учебной деятельности от учебно-познавательной через учебно-исследовательскую к учебно-профессиональной деятельности меняется предмет деятельности и ее мотивы. По мере развития учебной деятельности ее смысл становится «психологически решающим» и приобретает функцию побуждения, мотив становится личностным образованием, а не «преходящим, случайным внешним стимулом».

    Также в нашем теоретическом исследовании было подробно рассмотрено понятие  саморегуляции.

    Мы  выяснили, что исследование проблемы саморегуляции открывает большие  возможности для раскрытия общих  закономерностей построения и реализации человеком своей произвольной активности в деятельности, поведении, общении, а также для понимания феномена общего уровня субъективного развития человека, для изучения индивидуально-типических особенностей деятельности и поведения, для продуктивного участия в решении широкого спектра разнообразных практических задач.

    Впервые слово «саморегуляция» появилось  в кибернетике и теории автоматического  регулирования, обозначая «поддержание параметров какой-либо функционирующей  системы в заданных границах постоянства  или изменения».

    Мы  рассмотрели большое количество определений данного понятия  в различных источниках  и пришли к оптимальному определения, которое  было дано Ю.А.Миславским. данный ученый под саморегуляцией понимает «процесс поддержания в человеке такой  продуктивной активности, которая требует от него определенной работы над собой, а тем самым в высших своих проявлениях захватывает момент развития его как личности». Именно такой подход к исследуемой нами проблеме позволяет говорить о связи между мотивацией достижения и уровнем саморегуляции у студентов-психологов.

    Также мы выяснили, что некоторые ученые отождествляют понятия «воля»  «саморегуляция».

      Необходимость волевой регуляции,  подчеркивает В.А.Иванников, возникает  тогда, когда «субъект не располагает  средствами для достижения стоящей перед ним цели и должен осуществить активный сознательный поиск возможностей для ее достижения или компенсировать недостаток этих средств дополнительным побуждением к действию».

    В нашей работе приняли участие  студенты психологического факультета, которые включены в учебную деятельность.

    Познавательные  процессы, разворачивающиеся в ходе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются положительными или  отрицательными эмоциональными переживаниями, которые выступают в качестве значимых детерминант, обусловливающих ее успешность. Поэтому, мы упомянули о том, что наряду с волей, понятие эмоций также входит в структуру саморегуляции.

    Эмоциональная составляющая включена в учебную  деятельность не в качестве сопровождающего, а в качестве значимого элемента, который влияет как на результаты учебной деятельности, так и на формирование личностных структур, связанных с самооценкой, уровнем притязаний, персонализацией и другими показателями.

    Мотивация, как и саморегуляция являются процессами управления поведением человека. Мотивация достижения – это стремление достичь успеха, а саморегуляция – это процесс, позволяющий поддерживать такой уровень продуктивности, чтобы достичь нужного результата – успеха. Следовательно, мотивация – это то, что движет человеком, а саморегуляция – это способность удерживать необходимый уровень активности.

    Таким образом, мы можем заключить, что  саморегуляция и мотивация достижения теоретически взаимосвязаны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава II. Эмпирическое исследование проблемы мотивации достижения и уровня саморегуляции.

    2.1. Описание использованных  методик.

    Цель  практической части нашей работы - эмпирическое исследование мотивации  достижения и саморегуляции студентов-психологов. Для этого мы исследовали уровень  мотивации достижения и уровень саморегуляции.

    Исследование  проводилось на студентах факультета психологии ЧГПИ. В эксперименте приняли участие 20  человек  в возрасте от 18 до 23 лет.

Информация о работе Взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции у студентов-психологов