Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 23:01, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является выявление взаимосвязи мотивации достижения и саморегуляции у студентов-психологов.
Объект исследования – мотивация достижения при разных характеристиках саморегуляции.
Предметом нашего исследования является изучение взаимосвязи мотивации достижения и саморегуляции студентов-психологов.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I: Теоретическое исследование проблемы мотивации достижения и саморегуляции в психологии…………………………………………………………6
Понятие мотива, мотивации, мотивации достижения .…………………….6
Понятие саморегуляции в психологии. Взаимосвязь мотивации достижения и уровня саморегуляции………………………………………………22
Глава II: Эмпирическое исследование проблемы мотивации достижения и уровня саморегуляции студентов-психологов……………………………………..36
2.1 Описание использованных методик……………………………………….36
2.2 Анализ и интерпретация результатов……………………………………...40
Заключение………………………………………………………………………44
Библиографический список…………….………………………………………45
Саморегуляция, по Миславскому Ю. А. – это процесс поддержания в человеке такой продуктивной активности, которая требует от него определенной работы над собой, а тем самым в высших своих проявлениях захватывает момент развития его как личности [Миславский, 27].
По данным Моросановой В. И., индивидуальный уровень осознанной саморегуляции положительно связан с тенденциями стойко стремиться к поставленным целям. В классическом понимании мотивация достижения выражает тенденцию к достижению субъектно-принятой цели [Моросанова, 30].
Таким образом, мы видим, что эти два понятия связаны между собой. Мотивация, как и саморегуляция являются процессами управления поведением человека. Мотивация достижения – это стремление достичь успеха, а саморегуляция – это процесс, позволяющий поддерживать такой уровень продуктивности, чтобы достичь нужного результата – успеха. Следовательно, мотивация – это то, что движет человеком, а саморегуляция – это способность удерживать необходимый уровень активности.
Известно,
что для того, чтобы осуществлялась
деятельность, необходима достаточная
мотивация. Однако, если мотивация слишком
сильна, увеличивается уровень
В данном случае применимо понятие осознанной саморегуляции - как системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых им целей. [Моросанова, 30]
Мы предполагаем, что мотивация достижения успеха имеет связь с саморегуляцией, которая выражается в настойчивости, самоуверенности, добросовестности, самодостаточности (независимостью), организованности.
Высокий
уровень мотивации достижения способствует
формированию эффективных стилей учебной
и профессиональной деятельности. При
высокой мотивации достижения чаще
формируются гармоничные
Представление об основных условиях продуктивной самостоятельности человека сформулировано А.К. Осницким. Он разработал концептуальную модель регуляторного опыта человека, обеспечивающего субъектную активность, вводит новое понятие - регуляторный опыт (опыт осознанной саморегуляции), который представляет собой определенным образом структурированную систему знаний, умений и переживаний, определяющую успешность деятельности и поведения.
Таким образом, можно управлять собственной мотивацией - это еще одна сторона взаимосвязи этих двух процессов. Когда человек стимулирует себя постоянной встречей с объектом мотивации, или потребности в достижении, то это дает ему возможность регулировать свое поведение, чтобы действовать в направлении достижения цели.
Место и роль психической саморегуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. Именно целенаправленная произвольная активность, реализующая все множество действенных отношений с реальным миром вещей, людей, средовых условий, социальных явлений и т.д., является основным модусом субъектного бытия человека. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности. Более того, все индивидуальные особенности поведения и деятельности определяются функциональной сформированностью, динамическими и содержательными характеристиками тех процессов саморегуляции, которые осуществляются субъектом активности. Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее общая и сущностная функция целостной психики человека, в процессах саморегуляции и реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п.
Таким
образом, проблема психической саморегуляции
является одной из наиболее глобальных
и фундаментальных проблем общей психологии.
Ее исследование открывает большие, во
многом специфические, нетрадиционные
возможности для понимания и содержательного
объяснения общих закономерностей построения
и реализации человеком своей произвольной
активности (деятельности, поведения,
общения), для определения условий успешного
психического развития ребенка, для понимания
феномена общего уровня субъектного развития
человека, для исследования индивидуальнотипических
особенностей деятельности и поведения,
для продуктивного участия в решении широкого
спектра очень разнообразных практических
задач.
Выводы по первой главе:
При
помощи теоретического анализа психолого-
Мы рассмотрели понятие мотив с разных позиций – мотив как потребность, мотив как намерение, мотив как устойчивое свойство личности, мотив как побуждение.
Мы
пришли к выводу о том, что для
правильного понимания
Таким образом, мотив личности - это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека.
При рассмотрении мотивации человека как психологического феномена, нам пришлось столкнуться со многими трудностями. Прежде всего, это неясность в определении "мотивации".
Мы выяснили, что впервые термин "мотивация" употребил в своей статье А. Шопенгауер.
Слово
«мотивация» выступает в
Проанализировав понятие мотивации с точки зрения различных ученых, мы пришли к обобщенному варианту.
Мотива́ция (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.
Что касается мотивации достижения, то первым, кто выделил данный вид мотивации, был Г.Мюррей. Мюррей дал следующее определение:
«…справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей».
Мы выяснили также, что мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.
Следовательно, мотивация достижения - стремление достичь успеха в определенном виде деятельности, но это не только мотивы достижения (стойкие атрибуты личности), но и ситуативные факторы (ценность, вероятность достижения успеха, сложность задания и т.п.).
Также в контексте нашего исследования мы посчитали необходимым раскрыть понятие мотивации учебной деятельности, в которую непременно входит мотив достижения.
Итак, мотивация учебной деятельности – это соотнесение целей, стоящих перед студентом, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности. В обучении мотивация выражается в принятии студентом целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых.
В ходе смены видов учебной деятельности от учебно-познавательной через учебно-исследовательскую к учебно-профессиональной деятельности меняется предмет деятельности и ее мотивы. По мере развития учебной деятельности ее смысл становится «психологически решающим» и приобретает функцию побуждения, мотив становится личностным образованием, а не «преходящим, случайным внешним стимулом».
Также
в нашем теоретическом
Мы
выяснили, что исследование проблемы
саморегуляции открывает
Впервые
слово «саморегуляция»
Мы рассмотрели большое количество определений данного понятия в различных источниках и пришли к оптимальному определения, которое было дано Ю.А.Миславским. данный ученый под саморегуляцией понимает «процесс поддержания в человеке такой продуктивной активности, которая требует от него определенной работы над собой, а тем самым в высших своих проявлениях захватывает момент развития его как личности». Именно такой подход к исследуемой нами проблеме позволяет говорить о связи между мотивацией достижения и уровнем саморегуляции у студентов-психологов.
Также мы выяснили, что некоторые ученые отождествляют понятия «воля» «саморегуляция».
Необходимость волевой
В нашей работе приняли участие студенты психологического факультета, которые включены в учебную деятельность.
Познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются положительными или отрицательными эмоциональными переживаниями, которые выступают в качестве значимых детерминант, обусловливающих ее успешность. Поэтому, мы упомянули о том, что наряду с волей, понятие эмоций также входит в структуру саморегуляции.
Эмоциональная составляющая включена в учебную деятельность не в качестве сопровождающего, а в качестве значимого элемента, который влияет как на результаты учебной деятельности, так и на формирование личностных структур, связанных с самооценкой, уровнем притязаний, персонализацией и другими показателями.
Мотивация, как и саморегуляция являются процессами управления поведением человека. Мотивация достижения – это стремление достичь успеха, а саморегуляция – это процесс, позволяющий поддерживать такой уровень продуктивности, чтобы достичь нужного результата – успеха. Следовательно, мотивация – это то, что движет человеком, а саморегуляция – это способность удерживать необходимый уровень активности.
Таким
образом, мы можем заключить, что
саморегуляция и мотивация
Глава II. Эмпирическое исследование проблемы мотивации достижения и уровня саморегуляции.
2.1. Описание использованных методик.
Цель
практической части нашей работы
- эмпирическое исследование мотивации
достижения и саморегуляции студентов-
Исследование проводилось на студентах факультета психологии ЧГПИ. В эксперименте приняли участие 20 человек в возрасте от 18 до 23 лет.
Информация о работе Взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции у студентов-психологов