Взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе БГУ: попытка анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 13:56, статья

Описание работы

Авторы статьи являются сторонниками рассмотрения образовательного процесса как ряда (не всегда последовательного) образовательных взаимодействий преподавателя и студента, интеракций, протекающих в определенных условиях, которые в последующем будут называться рамочными. Каждое образовательное взаимодействие имеет некоторые цели - согласованные или несогласованные между преподавателем и студентом, содержание и способы реализации.

Работа содержит 1 файл

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И СТУДЕНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ БГУ.docx

— 45.82 Кб (Скачать)

      ·       Больше аудиторной мебели, которая легко может быть расставлена таким образом, чтобы учесть различные коммуникативные потоки." (5)

      А, например, в университете Нью-Йорка  во многих учебных аудиториях столы  вообще отсутствуют: они заменены легкими  подвижными стульями, к подлокотникам  которых прикреплены дощечки  размером с тетрадь (кстати, учитывается  и то, что среди студентов довольно часто встречаются "левши").

      В своей педагогической деятельности мы используем различные схемы расположения мебели во время учебных занятий. Обозначим лишь некоторые из них.

      ·        Если позволяют размеры аудитории и мебель, то можно расставить стулья полукругом без столов. Это помогает избавиться от барьеров при общении, концентрировать внимание всех на одной точке, и главное, что все участники могут видеть друг друга. Эта форма посадки не исключает использование доски или стены для ведения записей.

      ·        Если студентам необходимо много места для рабочих материалов, то возможно расположить столы буквой "П", но при этом необходимо учитывать, что столы могут вызвать ощущение барьеров.

      ·        Если на занятиях устраивается дискуссия с заранее четко определенными ролями, то мебель можно расставить в виде замкнутого прямоугольника или круга. Таким образом, все получат возможность установить зрительный контакт, а само расположение мебели будет поощрять развитие дискуссии. Используя этот вид расположения мебели, нужно помнить, что в данном случае отсутствует единая точка концентрации внимания, невозможно использовать доску, а педагогу трудно управлять дискуссией, т.к. он не выделяется позицией.

      ·        Если необходимо организовать работу нескольких малых групп студентов, то столы, за которыми размещаются группы, можно расставить полукругом. При представлении и обсуждении результатов работы групп из них без лишних усилий можно сделать общий круг или полукруг.

      ·        Все сказанное выше не исключает возможности использования в учебном процессе и традиционной формы расстановки парт, если это требуется для прочтения лекции или показа фильма.

      Студенты  и преподаватели – участники  семинаров, отмечали возможность использования  таких способов расстановки мебели в учебном процессе университета. Кроме того, они с удивлением для  себя отмечали, что такие, на первый взгляд, не имеющие прямого отношения  к учебному процессу условия, оказывают  существенное влияние на его результат.

      Однако  вспомним, что кроме мебели для  студентов в аудитории есть еще  доска для записей и преподавательская  кафедра.

      Из  года в год преподаватель занимает свое место за кафедрой, читает лекцию, используя мел и доску для  изображения схем и ведения записей. В это же время студенты старательно  конспектируют все сказанное  преподавателем. Это достаточно привычно, но имеет несколько серьезных  недостатков.

      Мало  того, что мел оставляет следы  на руках и одежде, но, что хуже всего, – преподавателю постоянно  не хватает места для записей  на доске. Таким образом, он либо вынужден писать очень мелко, экономя место, либо почаще вытирать доску. Это приводит к потере ранее записанной информации и заставляет преподавателя и студентов испытывать определенные трудности при работе с написанным, особенно в том случае, если доска старая, а мел некачественный. Да и возвращение к предыдущей информации при необходимости оказывается невозможным.

      В своей педагогической практике на протяжении последних пяти лет мы используем вместо мела и доски недорогую  бумагу большого формата, маркеры и  скотч. Использование этих средств  помогает решить несколько проблем: малые группы в процессе семинарских  занятий материализуют результаты своей работы, а преподаватель  и студент имеет возможность  неоднократно возвращаться к написанному. Эти листы бумаги можно развешивать во время занятий на стенах аудитории, что позволяет студентам предъявлять результат своей работы, фиксировать продвижение в рассматриваемой проблеме, использовать записи в дальнейшей работе.

      Безусловно, образовательная среда университета не ограничивается лишь теми аспектами, которые мы рассмотрели. Создание эффективной  образовательной среды в университете невозможно в одночасье, и путь постепенного ее формирования и развития, на наш  взгляд, наиболее приемлем. Всё предложенное нами можно использовать в деятельности преподавателя уже сейчас, создавая тем самым условия, при которых, в конечном итоге, произойдут желаемые изменения в образовательном  процессе.  

      Литература.

      1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига: НПЦ "Эксперимент", 1995.

      2. Barr B. From Teaching to Learning – A new Paradigm for Underground Education // Change, 1995.

      3. Barnett R. Realizing the University (Based on an Inaugural Professorial Lecture delivered at the Institute of Education University of London on 25 November 1997). –London, Institute of Education University of London, 1997.

      4. Basis O. Se construire dans le savoir, a l’ecole, en formation d’adultes, 1998.

      5. Jacques D. Stop justifying the unacceptable// Time, 1997.

Информация о работе Взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе БГУ: попытка анализа