Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 13:56, статья
Авторы статьи являются сторонниками рассмотрения образовательного процесса как ряда (не всегда последовательного) образовательных взаимодействий преподавателя и студента, интеракций, протекающих в определенных условиях, которые в последующем будут называться рамочными. Каждое образовательное взаимодействие имеет некоторые цели - согласованные или несогласованные между преподавателем и студентом, содержание и способы реализации.
Такой опыт мог бы приобретаться в условиях университета. Для этого студент должен с самого начала учебы сталкиваться с необходимостью выбора предлагаемых курсов, мест практики, тем и руководителей своих научных работ. Такая организация предполагает определенную ответственность и ставит студента перед необходимостью выстраивания собственной образовательной программы.
И
если существующая образовательная
ситуация в БГУ не может на данном
этапе создать для этого
Итоги обсуждений на семинарах показали, что студент вполне может в существующих условиях выстраивать индивидуальную образовательную стратегию, которая предполагает самостоятельное осознание студентом цели своего образования, своих приоритетов, своего стиля учения. И исходя из этого - планирование и выстраивание своей образовательной деятельности. Однако, эта деятельность должна быть организована педагогом.
Определенный
шаг в этом направлении удалось
предпринять в семинарах, участники
которых получили опыт в планировании,
упорядочивании и ограничении конкретных
задач своей учёбы в
Такого рода задачи решаемы не только в образовательных семинарах, которые проходят не часто и охватывают ограниченное число студентов. Помощь студенту в адаптации к условиям университетского образования может осуществляться в БГУ на постоянной основе.
Такая практика реально существует в университетах Германии и США в виде вводных курсов, где начинающим студентам предлагают сориентироваться в том, что их ждет на протяжении учебы. "Например, если студенты приходят на занятия в колледж неподготовленными, в обязанности преподавателей не входит научить их готовиться к занятиям. В самом деле, структура одно-семестрового курса делает такую задачу непосильной. Единственное решение – подготовить студентов к существующим курсам" (2). Подготовку студента-первокурсника к учёбе в университете также имеет смысл осуществлять с помощью специально разработанных курсов, основанных на идеях, апробированных нами в интерактивных семинарах по самоопределению. Равно как эту работу необходимо проводить и на старших курсах – перед выбором специализации.
В
данном случае это лишь небольшой
шаг на пути к изменению позиции
студента в ситуации университетского
образования. Таких шагов предстоит
ещё немало, но начинать делать их нужно
уже сегодня.
Рамочные условия. Представьте себе, что у Вас появилась уникальная возможность определить какие необходимо произвести изменения в университете и для осуществления ваших планов есть все возможности. Что бы Вы сделали?
Построили
бы компактный студенческий городок
с рядом привлекательных
А может быть создали бы компьютерную библиотеку, в залах которой огромные шкафы-каталоги и длинные очереди за литературой были бы заменены на компьютеры и обеспечен свободный доступ к многочисленным источникам информации?
Или приобрели мебель, которая способствовала бы учебной деятельности студентов в различных формах и имела бы привлекательный вид?
Есть и другие варианты: например, создать сеть сервисных служб, которая позволяла бы преподавателям и студентам сэкономить время, решая профессиональные и бытовые проблемы.
В любом случае, вы попытались бы создать такую атмосферу университета, которая способствовала бы активной самостоятельной учебной деятельности студентов, когда главным действующим лицом в учебной аудитории является не преподаватель, а студент, реализующий индивидуальную образовательную программу. Вполне возможно, что Вам удалось бы создать образовательную среду, предоставляющую некоторые (безусловно не все) возможности для открытия и конструирования знания самими студентами, где преподаватель не является лектором, а становится создателем образовательной среды.
Но
это лишь фантазии на тему образования.
А что в реальности? Зафиксированный
рядом исследователей кризис традиционной
лекционно-семинарской формы
Американские исследователи Роберт Б. Бар и Джон Таг считают, что "цель процесса обучения состоит не в трансляции знаний, а в создании среды и формировании опыта, которые помогут студентам открыть и добыть знания для самих себя, сделать студентов членами сообщества ученых, совместно с преподавателями совершающих открытия и предлагающих решения проблем." (2)
Создание
и развитие эффективной образовательной
среды требует не таких больших
материальных затрат, как это кажется
на первый взгляд. Мы остановимся на
анализе материально-
По данным пилотажного социологического опроса "О приоритетах для изменений в деятельности преподавателя БГУ" 52% опрошенных преподавателей университета считают, что качество образования снижается из-за ухудшения материального обеспечения учебного процесса, а 17% отметили это утверждение как самое актуальное.
Недостатки
в материально-техническом
Отвечая на вопрос "Что мне мешает в получении образования?", участники отмечали следующие условия, которые препятствуют хорошей учебе:
· отсутствие необходимой литературыв библиотеке, недоступность многих источников информации;
· отсутствие необходимого оборудования для проведения опытов и экспериментов;
· недоступность студентам сети INTERNET;
· неприглядный интерьер многих аудиторий и низкая температура в них зимой;
· неудобная мебель, старые доски, на которых невозможно что-либо увидеть.
На
первый взгляд, эти проблемы кажутся
неразрешимыми в существующей социально-экономической
ситуации. Однако опыт семинаров, проведенных
Центром проблем развития образования
БГУ для студентов и
Конечно,
нас могут не устраивать те здания,
в которых сейчас живет университет,
но изменить эту ситуацию вряд ли в
наших силах. Однако и для преподавательской
деятельности, и для успешной учебы
студентов необходимы соответствующие
учебные аудитории. Вопрос лишь за малым:
"Какие аудитории нужны
Лекционно-семинарская
форма организации учебного процесса
в университете способствует тому,
что студенты всех факультетов распределены
по группам, потокам, курсам, а основное
количество аудиторий приспособлены
для чтения лекций "потоку" или
для семинарского занятия одной
студенческой группы. Невозможно сделать
из простой учебной комнаты
Приспособление
учебных аудиторий к
Однако
на сегодняшний день нам известна
только одна аудитория, возможности
которой могут способствовать оптимальной
организации различных видов
образовательной деятельности. Это
аудитория №120 Информационно-аналитического
центра университета. В этой аудитории
сотрудниками Центра проблем развития
образования БГУ проводились
семинары для преподавателей и студентов,
в которых активно применялись
различные технические
Так выглядит идеальный, с нашей точки зрения, вариант учебной аудитории. Можно сказать, что это "город будущего". А что в реальности?
Зайдя
в обыкновенную учебную комнату
университета, мы привычно можем отметить
наличие стола для
Использование интерактивных методов обучения предполагает налаживание различных типов коммуникации, а следовательно, и определенный порядок расположения мебели в аудитории. Так, в статье Дэвида Жака, независимого консультанта по вопросам высшего образования в Оксфорд Брукс Университете (Великобритания), предлагаются различные варианты разрешения "мебельной проблемы":
· "В каждой аудитории должно быть несколько альтернативных схем расположения мебели. Схемы должны быть изображены на слайдах, каждый из которых преподаватель может показать студентам и сказать: "Я хочу, чтобы сегодня мебель была расставлена вот так.