Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 13:56, статья
Авторы статьи являются сторонниками рассмотрения образовательного процесса как ряда (не всегда последовательного) образовательных взаимодействий преподавателя и студента, интеракций, протекающих в определенных условиях, которые в последующем будут называться рамочными. Каждое образовательное взаимодействие имеет некоторые цели - согласованные или несогласованные между преподавателем и студентом, содержание и способы реализации.
Однако
образовательная ситуация БГУ здесь
ничем радикально не отличается от
образовательной ситуации, скажем,
в Великобритании. Руководитель Центра
образовательных методов в
Для студента, который с первого курса ответственность за результаты своего образования перекладывает на преподавателей (они составили учебный план, выбрали содержание, разработали программы курсов, предложили методы обучения и т.д.) ситуация конструирования собственного знания, прислушивание к своему "Я" – тоже кардинальное изменение. И можно сказать, что он, студент, также как и преподаватель не очень готов рисковать в этом направлении.
Таким
образом, можно констатировать, что
для востребованности в БГУ активных
методов обучения, как индикатора
другой парадигмы образования, должна
значительно возрасти степень недовольства
со стороны студентов и
Вместе с тем, несмотря на всю "пессимистичность" ситуации, есть некоторые индикаторы постепенного перехода предпочтений ценностей новой парадигмы образования и в рамках БГУ. Назовем лишь три, полученные Центром проблем развития образования в ходе практической работы по проведению семинаров, в социологическом исследовании о функциях БГУ и в социологическом опросе по приоритетам изменений.
Начнем
с последнего. Утверждение "в университетском
образовании слишком много
В
соответствии с социологическим
исследованием “существенно возрастает
в перспективе по результатам
оценок экспертов рейтинг
И,
наконец, семинары с преподавателями
и студентами университета, в которых
в общей сложности приняли
участие около ста человек. Их
результаты свидетельствуют о конкретной
реализации вышеотмеченных намерений
- студенты, участвовавшие в семинаре,
в своем большинстве, желают вносить
изменения в образовательный
процесс путем преобразования собственной
деятельности.
Студент. В существующей организации образовательного процесса студенту не всегда находится место и время. Образовательное пространство слабо приспособлено для обсуждения проблем его собственного образования с другими студентами, преподавателями или сотрудниками университета.
Такая возможность была предоставлена Центром проблем развития образования БГУ в семинарах "Моё образование и университет" (29-30 октября 1997) и "Моё образование: путь к успеху" (8-9 апреля 1998), в которых приняли участие представители 7 факультетов университета. Студенты, участвовавшие в работе семинаров, обсуждали свой опыт получения образования в БГУ, пытались его отрефлексировать, найти способы повышения эффективности своей учебной деятельности.
Процесс
анализа студентом своей
Опыт
проведения двух образовательных семинаров
с разными категориями
Впрочем, проведенные семинары с преподавателями, как и результаты пилотажного социологического исследования "Реформирование университетского образования и приоритеты его развития" показали, что преподаватели тоже склонны более критически говорить о деятельности студентов, чем о собственно преподавательской, акцентируя внимание на несамостоятельности, отсутствии ответственности, недостаточной креативности студентов.
Вместе с тем, можно выделить ряд совпадений позиций студентов и преподавателей в отношении к образовательной ситуации в университете.
Во-первых, обе стороны отмечают необходимость использования обратной связи в учебном процессе (нет сомнения, что обратная связь студента относительно деятельности преподавателя и оценивание студентом своей собственной деятельности – взаимосвязаны), а также необходимость введения более эффективной системы оценивания преподавателями студентов. Тем не менее, эти, казалось, очевидные для студентов и преподавателей вещи встречают большие проблемы на пути реализации их в практике учебного процесса БГУ. Это объясняется наличием психологических коммуникативных барьеров, боязнью получения негативной оценки своей деятельности со стороны друг друга. Возможно, что в педагогическом арсенале отсутствуют методики, которые могли бы обеспечить иное, более эффективное оценивание студентов, а также получение обратной связи.
Во-вторых, необходимо отметить обоюдное стремление преподавателей и студентов к преодолению безличностности в образовательном процессе. Студенты фиксируют "необходимость более тесного взаимодействия, преодоления отстранённости между преподавателем и студентом в образовательном процессе", преподаватели обращают внимание на "необходимость взаимодействия со студентами на более дружеском и личном основании". В данном случае это реальная проблема, которая имеет место в образовательном процессе БГУ и стремление преодолеть её существует у обеих заинтересованных сторон.
Как нам видится, поиск решений этих проблем, лежит в плоскости пересечения учебной и преподавательской деятельности, а ещё точнее, в методах обучения.
Участники
семинаров отмечали отсутствие в
учебном процессе БГУ методов
обучения, которые бы способствовали
активизации учебной
Несмотря
на то, что на сегодняшний день в
высшем образовании признаётся и
декларируется эффективность
Активные
методы создают условия для появления
"активного студента". А к
такому студенту в аудитории преподаватель
не всегда готов. Отмечая недостаточную
"креативность студентов, неумение
применять знания в новых контекстах,
недостаточную подготовку к практической
деятельности”, преподаватели не всегда
создают условия, как считают
студенты, для проявления их активности
и самостоятельности. Использование
активных методов влечёт за собой
определенные сложности в деятельности
преподавателя – например, необходимость
быстро реагировать на ситуацию в
аудитории. Лекция же или традиционный
семинар позволяют несколько
обезопасить себя от непредсказуемости.
Понимая внешние трудности
Доказательство
тому – семинары, на материалы которых
мы опираемся. Они строились с
использованием активных методов обучения
и на постоянном взаимодействии самих
участников. Студенты, как и преподаватели,
фиксировали отличительные
Возможно для того, чтобы активные методы пришли в образовательный процесс БГУ, необходимо проведение совместного семинара с преподавателями и студентами. Встреча в неформальной атмосфере конструктивного обсуждения помогла бы лучше понять позиции друг друга и увидеть общие потребности студентов и преподавателей в учебном процессе.
В
ходе анализа образовательной
В
общем же, по мнению участников семинара,
содержание образования в университете
не основывается на личном интересе студента,
не всегда является для него актуальным,
а материально-техническая база
не создаёт студенту всех необходимых
условий для эффективной
Можно отметить, что на семинарах со студентами были подняты проблемы, решение которых в меньшей степени зависит конкретно от студента. Фиксация внимания участников на непосредственно учебной деятельности выявила склонность студентов давать общие, неконкретные формулировки в её анализе. Среди моментов, мешающих студенту в организации его образования, наиболее часто отмечались проблемы личного характера: отсутствие планирования своей учебной деятельности, недостаток времени, собственная лень.
Материалы семинаров показывают, что большие трудности у студента вызывает постановка и определение цели своего образования.
У
студента-первокурсника
Как правило, студент-первокурсник мало задумывается и о программе собственного учения. Впереди ещё очень много времени. Он доверят тем, кто обеспечивает организацию учебного процесса. Ему ничего не нужно выбирать и решать: есть студенческая группа, перечень обязательных предметов, преподаватели, которые ведут эти предметы, составленное расписание. В определенной мере это облегчает включение студента в образовательный процесс, снимает ряд проблем, но в то же время перекладывает и ответственность за процесс и результаты обучения на преподавателей, администрацию факультета и университета. "Когда берут ответственность на себя, то определяют цели и работают на их достижение, постоянно модифицируя своё поведение для успешного достижения поставленных задач" (2). В имеющейся же ситуации студенту нет необходимости брать ответственность на себя, целенаправленно анализировать и выстраивать свою собственную учебную деятельность. Возможно отсюда и ноты потребительского отношения к преподавателю, организации и содержанию образовательного процесса в университете.
С
приближением окончания университета,
столкнувшись с производственной практикой,
студент обнаруживает, что он не
всегда способен действовать самостоятельно,
испытывает трудности в принятии
решений, ощущает разрыв между имеющимся
образовательным багажом и