Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 16:32, Не определен
1. Принцип системности в развитии восприятия
Важнейшее направление в диагностике психического развития детей с сенсорными нарушениями - исследование восприятия, состояние которого зависит от структуры и глубины первичного дефекта, а также от длительности депривации.
Онтогенетическое развитие восприятия является системным процессом. В соответствии с концепцией Л.С.Выготского в онтогенезе на низшей генетической ступени образуются межфункциональные связи между восприятием и памятью; в подростковом возрасте на высшей генетической ступени происходит соединение восприятия с понятийным мышлением, усиливается интеллектуализация перцептивных процессов.
Исследования становления восприятия в онтогенезе выявили существенные корреляции между морфологическими данными, нейрофизиологическими механизмами и психологическими закономерностями.
1. Принцип системности в развитии восприятия
2. Особенности зрительной ориентации при нарушении зрения.
Восприятие, таким
образом, выступает как осмысленный
(включающий принятие решения) и означенный
(связанный с речью) синтез разнообразных
ощущений, получаемых от целостных предметов
или сложных, воспринимаемых как целое
явлений. Этот синтез выступает в виде
образа данного предмета или явления,
который складывается в ходе активного
их отражения.
Психологи выделяют
четыре свойства восприятия образа. Предметность,
целостность, константность и категориальность
(осмысленность и означенность) - это основные
свойства образа, складывающиеся в процессе
и результате восприятия. Предметность
- это способность человека воспринимать
мир не в виде набора не связанных друг
с другом ощущений, а в форме отделенных
друг от друга предметов, обладающих свойствами,
вызывающими данные ощущения. Целостность
восприятия выражается в том, что образ
воспринимаемых предметов не дан в полностью
готовом виде со всеми необходимыми элементами,
а как бы мысленно достраивается до некоторой
целостной формы на основе небольшого
набора элементов. Это происходит и в том
случае, если некоторые детали предмета
человеком непосредственно в данный момент
времени не воспринимаются. Константность
определяется как способность воспринимать
предметы относительно постоянными по
форме, цвету и величине, ряду других параметров
независимо от меняющихся физических
условий восприятия. Категориальность
человеческого восприятия проявляется
в том, что оно носит обобщенный характер,
и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем
словом-понятием, относим к определенному
классу. В соответствии с этим классом
нами в воспринимаемом предмете ищутся
и видятся признаки, свойственные всем
предметам данного класса и выраженные
в объеме и содержании этого понятия.
В житейском понимании этих явлений описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте.
Чаще и больше
всего свойства восприятия изучались
на примере зрения - ведущего органа чувств
у человека. Выяснилось, что восприятие
человеком осмысленных изображений происходит
достаточно сложным образом. Здесь в первую
очередь срабатывает механизм влияния
прошлого опыта и мышления, выделяющий
в воспринимаемом изображении наиболее
информативные места, на основе которых,
соотнеся полученную информацию с памятью,
можно о нем составить целостное представление.
Анализ записей движений глаз показал,
что элементы плоскостных изображений,
привлекающих внимание человека, содержат
участки, несущие в себе наиболее интересную
и полезную для воспринимающего информацию.
При внимательном изучении таких элементов,
на которых более всего останавливается
взор в процессе рассматривания картин,
обнаруживается, что движения глаз фактически
отражают процесс человеческого мышления.
В повседневной практике, и это установлено
абсолютно точно, при рассматривании человеческого
лица наблюдатель больше всего внимания
уделяет глазам, губам и носу. Глаза и губы
человека действительно являются наиболее
выразительными и подвижными элементами
лица, по характеру и движениям которых,
мы судим о психологии человека и его состоянии.
Они многое могут сказать наблюдателю
о настроении человека, о его характере,
отношении к окружающим людям и многом
другом.
Нередко при
восприятии контурных и штрихованных
изображений, а также соответствующих
элементов реальных предметов у
человека могут возникать зрительные
иллюзии. Таких иллюзий известно
множество. Наличием иллюзий в сфере
восприятия, которые могут быть вызваны
самыми различными причинами, зависящими
как от состояния воспринимающей системы,
так и от особенностей организации воспринимаемого
материала, объясняются многие ошибки,
в том числе «видения» так называемых
неопознанных летающих объектов (НЛО)
, о которых в последние годы немало писалось
в прессе.
В восприятии величины
предметов принимают участие
мышцы глаз и руки (в том случае,
когда с ее помощью человек
ощупывает предмет) , ряда других частей
тела. Чем больше сокращается или расслабляется
мышца, прослеживающая предмет по его
контуру или поверхности, тем большим
кажется человеку и сам предмет.
Направленность
движения может оцениваться по направлению
перемещения отражаемого
Скорость движения,
оценивается по скорости перемещения
изображения предмета на сетчатке,
а также по быстроте сокращения мышц,
участвующих в следящих движениях.
Механизм восприятия
человеком времени часто
Субъективная
продолжительность времени
Существуют большие
индивидуальные, в частности возрастные,
различия в восприятии хода времени.
Кроме того, у одного и того же
человека оценки времени могут варьировать
в широких пределах в зависимости
от его душевного и физического состояния.
При хорошем настроении время идет чуть
быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации
или подавленности оно течет медленнее.
Литература:
Григорьева Л.П.
Концепция диагностики аномального
развития детей с сенсорными нарушениями
// Журнал Дефектология, 1996 № 3
Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999
Информация о работе Взаимодействие зрительного восприятия с мышлением