Зрительное восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Органы чувств человека ограничены в своей способности реагировать на стимулы, поэтому они могут улавливать лишь ограниченное количество сообщений из окружающей среды. Стимулы, исходящие из внешней среды, непрерывно интерпретируются в соответствии с установившимися с детства категориями образов. В случае новой или неполной информации наш мозг действует путем выдвижения гипотез.

Работа содержит 1 файл

Зрительное восприятие.docx

— 25.16 Кб (Скачать)

Зрительное  восприятие.

Введение

Органы чувств человека ограничены в своей способности  реагировать на стимулы, поэтому они могут улавливать лишь ограниченное количество сообщений из окружающей среды. Стимулы, исходящие из внешней среды, непрерывно интерпретируются в соответствии с установившимися с детства категориями образов. В случае новой или неполной информации наш мозг действует путем выдвижения гипотез.

Сущность восприятия как физиологической способности  заключается в отражении в  сознании человека предметов или  явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В  ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и  событий.

Восприятие организованно  таким образом, что любой объект мы видим как фигуру, выделяющуюся на каком-то фоне. Кроме того, наш  мозг склонен заполнять пробелы в воспринимаемом материале, так что отдельные фрагменты дополняются до простого и законченного контура. Организация восприятия осуществляется также путем группировки элементов по признакам их близости, сходства, непрерывности и симметрии.

Кроме физиологических  свойств механизм восприятия характеризуется  психологическими свойствами, которые  имеют непосредственное значение в  процессе жизнедеятельности человека, например при контакте с другими людьми. 
 
 
 

1. Зрительное восприятие.

Восприятием называют отражение предметов, ситуаций или  событий в их целостности. Оно  возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные  органы чувств, восприятие является составным  процессом. Оно включает в свою структуру  ряд ощущений – простых форм отражения, на которые можно разложить составной  процесс восприятия.

Зрительное восприятие - психический процесс отражения  в сознании человека предметов и  явлений окружающего мира при  непосредственном их воздействии на орган зрения. При воздействии  предмета на глаз возникает сложнейшее превращение «энергии внешнего раздражения  в факт сознания», т.е. в образ  предмета, который и воспринимает человек. Отличить воспринимаемый предмет  от предметов, сходных с ним, возможно только при тонкой, точной и быстрой  дифференцировке поступающих в  мозг сигналов. Этот процесс возможен при достаточной анатомической  и функциональной зрелости зрительного  анализатора.

Представление о  зрительном восприятии как о сложном  системном акте базируется на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психических  процессов Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, теории единства обучения и психического развития ребенка П.П. Блонского и В.В. Давыдова, теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. В соответствии с этими теориями зрительное восприятие рассматривается как процесс, включающий аттенционные (внимание), мнемонические (память), мыслительные, эмоциональные и другие компоненты.

В отечественной  психологии зрительное восприятие рассматривается  как сложная система перцептивных и опознавательных действий.

На самом первом этапе восприятия с помощью перцептивных действий осуществляется обнаружение  объекта, различение и выделение  его информативных признаков. Затем  они интегрируются в целостное  перцептивное образование, т.е. формируется  зрительный образ на основе комплекса  воспринятых признаков. Далее происходит сличение – соотнесение воспринятого образа с перцептивными и вербальными  эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталоном памяти позволяет произвести категоризацию, т.е. принять решение о классе, к которому относится объект.

Таким образом, зрительное восприятие – сложная системная  деятельность, включающая сенсорную  обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию.

Физиологической основой  зрительного восприятия является взаимодействие различных функций зрительного  анализатора и образование на этой основе условных рефлексов на сложные комплексные раздражители, в результате чего у человека возникает  сложный образ предмета со всем многообразием  его свойств и частей. Существенное значение при этом имеют ранее  образовавшиеся временные нервные  связи, и таким образом прошлый  опыт оказывает влияние на содержание и характер восприятия.

3рительный анализатор  представляет собой сложную систему  физиологических механизмов. Наблюдения  показывают, что глаза человека  никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является  необходимым условием построения  адекватного образа. 
 

2. Свойства зрительного  восприятия.

1) Восприятие яркости  и цвета.

 Зрительная система  человека чувствительна к электромагнитным  колебаниям, длина волны которых  лежит в диапазоне от 380 до 720 нанометров. Эта область электромагнитных  колебаний называется видимой  частью спектра. Рецепция падающего  на сетчатку света представляет  собой только первую ступень  в сложной цепи процессов, приводящих  к зрительному отражению окружающего  нас мира. Структура процесса  восприятия цвета меняется в  зависимости от оптических свойств  поверхности предметов. Эти поверхности  могут светиться, излучая больше  света, чем на них падает; блестеть, отражая весь падающий на них  свет; отражать лишь часть падающего  света и быть прозрачными, то  есть не оказывать свету существенных  препятствий. Большинство окружающих  нас предметов частично поглощают  и частично отражают падающий  на них свет. Цвет этих предметов  характеризуется отражательной  способностью. Поэтому для восприятия цвета предметов зрительная система должна учитывать не только свет отраженный поверхностью предмета, но также характеристики освещающего эту поверхность света. Одни и те же предметы в разных условиях освещения (при дневном свете, при электрической лампе, при оранжево-красном закате) отражают свет разного спектрального состава. Однако, уголь в солнечный день отбрасывает гораздо больше света, чем кусок мела в сумерки, и тем не менее мы воспринимаем уголь черным, а мел белым. Это говорит о константности восприятии цвета, что имеет большое значение для правильной ориентации в окружении. Константное восприятие цвета обеспечивается благодаря оценке относительной яркости поверхностей, находящихся в поле зрения наблюдателя, учитывается роль прошлого опыта.

Р. Грегори, в своих  трудах, рассмотрел проблему изучения цветового зрения. Известно, что  существует всего несколько «основных» цветов. Каким же образом мы воспринимаем столь большую гамму цветов? Юнг  предполагал, что существует только три «основных» цвета. Он обнаружил, что можно создать любой цвет, видимый в спектре (в том числе  и белый) путем смешения трех, но не менее чем трех, световых лучей, подбирая соответствующую интенсивность  света. Но таким способом невозможно получить коричневый цвет, цвета металлов. Грегори предположил, что когда  три цветовых потока объединяются в  сложные структуры и особенно когда они изображают предметы, мы видим большее разнообразие цветов, чем в тех случаях, когда те же самые цветовые потоки предъявляются  в виде простых структур. На основании  этого Грегори сделал вывод, что  нельзя представлять себе цветовое зрение в виде простой системы. Восприятие цвета обусловлено не только стимуляцией  глаза определенной длиной волны  и интенсивностью света, но и тем, изображает ли совокупность цветовых пятен предметы; тогда вступает в  действие внешние корковые уровни мозговых процессов.

2) Восприятие формы,  восприятие предмета. 

Дормой называются характерные очертания и взаимное расположение деталей предмета. Обычно в поле зрения одновременно находится огромное число объектов, которые могли бы образовать самые различные конфигурации. Тем не менее мы легко узнаем известные нам предметы. Более того, человеку не требуется специального обучение, чтобы воспринять незнакомый предмет в незнакомом окружении как обособленное целое. Это происходит благодаря выделению фигуры и фона. Фигура имеет характер вещи. Это выступающая вперед и относительно устойчивая часть видимого мира. Фон имеет характер неоформленного окружения. Он как бы отступает назад и кажется непрерывно продолжающимся за фигурой. Фигура, в отличие от фона, представляет собой стабильное и константное образование. В ряде случаев необходимым условием восприятия фигуры является выделение контура – границ между поверхностями, отличающимися по яркости, цвету или текстуре. Однако, роль контура выступает далеко не всегда. Иногда фигура вообще не обладает контуром. Наличие контура еще не обеспечивает автоматически выделение фигуры. Более того, сам контур воспринимается и запоминается как элемент данной фигуры.

Исследование факторов, определяющих выделение фигуры из фона или, как иногда говорят, перцептивную организацию, было проведено представителями  гештальтпсихологии. Был установлен целый ряд таких факторов. К  ним относятся :

1. Сходство. В фигуру  объединяются элементы, имеющие  близкие свойства, обладающие похожими формой, цветом, величиной.

2. Близость. Из множества  элементов в одно целое объединяются  те, которые пространственно ближе  всего расположены друг к другу.

3. «Общая судьба».  Если группа точек или каких-либо  других элементов движется относительно  окружения в одном и том  же направлении и с одинаковой  скоростью, то возникает тенденция  воспринимать эти элементы как  самостоятельную фигуру. Например: на две расположенные друг  за другом стеклянные пластинки  тушью наносятся в случайном  порядке точки. Наблюдение ведется  с расстояния около метра. До  тех пор, пока пластинки неподвижны  или движутся совместно, изображения  невозможно разделить, но как  только они начинают смещаться  относительно друг друга, беспорядочное  скопление пятен распадается  на два плана, каждый со своим  распределением точек.

4. «Вхождение без  остатка». Перцептивное объединение  элементов осуществляется таким  образом, чтобы все они были  включены в образующуюся фигуру.

Фактор «Вхождение без остатка» противостоит фактору  близости: если группируются близкие  элементы, то воспринимаются две узкие  полосы, если элементы группируются таким  образом, чтобы войти в образовавшуюся фигуру без остатка, то воспринимаются три широкие полосы .

5. «Хорошая линия». Этот фактор определяет восприятие  пересечений двух или более  контуров. Зрительная система в  соответствии с действием этого  фактора старается сохранить  характер кривой до пересечения  и после него.

6.   Замкнутость.  Когда из двух возможных перцептивных  организаций одна ведет к образованию  фигуры с замкнутым контуром, а другая – открытым, то воспринимается  первая фигура. Особенно сильно  влияние этого фактора, если  контур обладает к тому же  и симметрией.

7.   Установка,  или поведение наблюдателя. В  качестве фигуры легче выступают  те элементы, на которые обращено  внимание наблюдателя.

Этот фактор противостоит действию фактора вхождения без  остатка. В зависимости от того, направлено ли внимание наблюдателя на левый  или на правый край рисунка, легче  воспринимается ряд колонок, соответственно с утолщением или сужением в середине. Под действием этого же фактора, раз увидев одну ив возможных фигур, мы часто продолжаем видеть ее и  в дальнейшем, даже не подозревая о  существовании других.

8.   Прошлый  опыт. Влияние этого фактора обнаруживается  в тех случаях, когда изображение  имеет определенный смысл. Например, если без промежутков написать  осмысленную фразу, то перцептивно  она все же распадается на  части, соответствующие отдельным  словам: СОБАКАЕСТМЯСО.

Зрительное восприятие простых форм происходит мгновенно  и не требует длительных поисков  с выделением опознавательных признаков  и их дальнейшим синтезом в одну целую структуру. Иное имеет место  при восприятии сложных предметов  их изображений или целых ситуаций. В этих случаях лишь наиболее простые  и хорошо знакомые предметы воспринимаются сразу. Процесс зрительного восприятия сложных объектов представляет сложную  и активную перцептивную деятельность, и хотя он протекает несравненно  более сокращенно, чем процесс  опознания предмета на ощупь, он все  же требует участия двигательных компонентов, приближаясь тем самым  к осязательному восприятию. Для  того, чтобы обеспечить возможность длительного сохранения образа, нужны движения глаза, перемещающие изображение с одних пунктов сетчатки на другие. Изучение движений глаз, с помощью которых субъект ориентируется в рассматриваемом предмете, стало одним из существенных методов исследования восприятия сложных объектов и изображений. Факты показали, что глаз, рассматривающий сложный объект, никогда не движется по нему равномерно, а всегда ищет и выделяет наиболее информативные точки, привлекающие внимание рассматривающего. Хорошо известно, что нормальный субъект воспринимает предложенный ему предмет выделяя в нем множество признаков, включая его в различные ситуации и обобщая его в одну категорию с внешне различными, но по существу близкими предметами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Зрительное восприятие