Особенности зрительного восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:00, реферат

Описание работы

Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как известно, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и физического, и психического и нравственного развития.
Предмет исследования - зрительное восприятие у детей старшего дошкольного возраста.
Целью работы является выделение и описание на основе анализа литературных источников особенностей восприятия у старших дошкольников.
Развитие зрительного восприятия можно осуществлять с помощью различных средств обучения: наблюдений на прогулке, трудовой деятельности, в бытовой деятельности, на занятиях и т.д. Максимальное влияние на темп формирования зрительного восприятия оказывают морфологическая зрелость организма ребенка и морфофункциональная зрелость головного мозга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1.Зрительное восприятие как сложная функциональная система……………………..5
2. Особенности зрительного восприятия…………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………………………………….…17
Список литературы…………………………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

ккккк.docx

— 37.74 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

1.Зртельное восприятие как сложная  функциональная система……………………..5

2. Особенности зрительного восприятия…………………………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………………………………………….…17

Список литературы…………………………………………………………………………………………..19

Введение

      Восприятие предметов и явлений материального мира, их  многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведения в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и их результаты, чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса.

        Восприятие-это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. 

Зрительное восприятие –  это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ огромного  количества раздражителей, действующих  на глаз. Чем совершеннее анализ воспринимаемого, тем разнообразнее  ощущения по качеству и силе и соответственно тем полнее, точнее и дифференцированне они отражают раздражители.

Специфическая черта зрительного  восприятия человеком окружающей действительности – возможность обозрения, т.е. осмысленного восприятия объектов и явлений, находящихся  в поле зрения, в их многообразных  и сложных связях и отношениях.

         Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как известно, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и физического, и психического и нравственного развития.

       Дошкольный  возраст – этап психического  развития от 3 до 6–7 лет, занимающий  особое место в развитии личности  ребенка. Выделяют три периода:  младший дошкольный возраст (3–4  года), средний (4–5 лет) и старший  (5–7 лет). Последнему периоду мы  и будем уделять внимание в  нашей работе.

       В старшем  дошкольном периоде под влиянием  воспитания и обучения происходит  интенсивное развитие у детей  всех познавательных процессов,  в том числе и восприятия. Ребенок  овладевает восприятием формы,  цвета, картинки, пространства, сказки, человека.

       Изучению  особенностей восприятия посвящено  немало работ в психологии. Фундаментальными  трудами являются труды Дж. Брунера, У. Найссера, Ж. Пиаже, Г. Фолькельта, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.А. Ганзена, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна и др.

      Предмет исследования - зрительное восприятие у детей старшего дошкольного возраста.

     Целью работы является выделение и описание на основе анализа литературных источников особенностей восприятия у старших дошкольников.

       Для  реализации данной цели нами были сформулированы следующую задачу:

     Проанализировать литературные источники по обозначенной теме.

     Методы теоретического  исследования: анализ и систематизация  теоретического материала, сравнение,  обобщение.

 

 

  1. Зрительное восприятие как сложная функциональная система

Восприятие – сложный  процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

 Восприятие – осмысленный  (включающий принятие решений)  и означенный (связанный с речью)  синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов  и явлений, который выступает  в виде образа данного предмета  или явления и складывается  в ходе активного их отражения.

Образ, складывающийся в  результате процесса восприятия предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители.

Свойства восприятия: предметность (способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных  друг с другом ощущений, а в форме  отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими  данные ощущения); целостность (восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом  виде со всеми необходимыми элементами); константность (определяется, как способность  воспринимать предметы относительно постоянными  по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся  физических условий восприятия); категориальность (каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к определенному классу)

        Развитие восприятия обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением опыта, знаний, усилением его связей с памятью, воображением, мышлением, вниманием, чувствами и волей.

        В отечественной психологии зрительное восприятие рассматривается как сложная система перцептивных и опознавательных действий.

          На самом первом этапе восприятия  с помощью перцептивных действий осуществляется обнаружение объекта, различение и выделение его информативных признаков. Затем они интегрируются в целостное перцептивное образование, т.е. формируется зрительный образ на основе комплекса воспринятых признаков. Далее происходит сличение – соотнесение воспринятого образа с перцептивными и вербальными эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталоном памяти позволяет произвести категоризацию, т.е. принять решение о классе, к которому относится объект.

Таким образом, зрительное восприятие – сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку  визуальной информации, ее оценку, интерпретацию  и категоризацию.

Основой этой системной деятельности являются первичные сенсорные процессы, происходящие в зрительном анализаторе.       

           Зрительное восприятие и внимание. Восприятие внешнего мира невозможно как без внимания, направленного вовне, так и без внимания, нацеленного на образы-эталоны памяти. В нормальных условиях зрительная система объединяет в целое признаки одного объекта, не смешивая их с признаками соседних объектов. Такая избирательность обеспечивается механизмами внимания на основе пространственной близости.

            Микрогенез зрительного восприятия характеризуется переходом от глобально адекватного восприятия к восприятию, адекватному в деталях.

  Формирование внимания обусловливает развитие у ребенка активных форм восприятия и способности выделять из окружающей среды значимые и существенные свойства.

Мнестические и мыслительные процессы в системе зрительного восприятия. Память играет важнейшую роль в сенсорно-перцептивных процессах. Мнестические механизмы обеспечивают реализацию не только воспроизведения, но и восприятия информации о внешнем мире. Сложный акт зрительного восприятия базируется на механизмах памяти. Мнестические процессы влияют на формирование образа восприятия, так как на их основе осуществляются отбор информативных признаков, их запоминание, классификация образов. Опознание объектов возможно только с опорой на след (эталон), имеющийся в памяти, и неразрывно связано с процессами кратковременной и долговременной памяти (КП и ДП). На уровне КП поступающая по сенсорному каналу информация сличается с эталонами, хранящимися на уровне ДП.

Высокий уровень сформированности межфункциональных отношений зрительного восприятия и памяти – важное условие, обеспечивающее учебную деятельность детей с нормальным и нарушенным зрением. Хорошая зрительная память благоприятствует развитию творческих способностей детей, облегчает выполнение учебных заданий и значимо влияет на продуктивность обучения.

В современной психологии показана особая роль восприятия в  становлении мышления и большое  значение уровня развития мышления для  восприятия. Установлено, что сенсорная  чувствительность возрастает в процессе решения мыслительных задач. Это  объясняется тем, что сенсорные  процессы тесно связываются с  мыслительными операциями и активизируются в ходе решения задач. Мышление выступает  как причина изменения сенсорной  чувствительности.

Связь восприятия и мышления выявляется на этапе формирования образов, на котором осуществляется различение и интегрирование признаков объектов. К мыслительным операциям относятся  сличение зрительных образов с хранящимися  в памяти эталонами, идентификация  и категоризация образов. В процессе восприятия происходит переход от элементарного  анализа сенсорных данных к формированию обобщенных представлений.

Тесная связь восприятия с другими психическими функциями  определяет иерархию уровней формирования системного зрительного образа. На базовом сенсорно-перцептивном уровне (ощущение и восприятие) формируются так называемые первичные образы при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Каждый орган чувств осуществляет отражение тех или иных свойств объектов, что соответствует ощущениям разных модальностей: зрительной, слуховой, тактильной и т.д.

Представления (вторичные  образы) возникают без непосредственного  воздействия на органы чувств внешних  объектов; они отражают те же свойства объектов, которые отражены в ощущениях  и в восприятии. Однако при переходе от первичных к вторичным образам может меняться их структура; одни признаки усиливаются, подчеркиваются, а другие редуцируются. Представления соединяют наглядность с обобщенностью; чаще всего в них редуцируются случайные и подчеркиваются существенные, наиболее информативные признаки. Формирование вторичных образов содержит две тенденции: детализацию и интеграцию, обобщение и схематизацию. Яркость, четкость, степень детализации и другие характеристики образов зависят от деятельности субъекта.

К уровню представлений относятся  образная память, воображение, последовательные образы и т.д. Образная память – запечатление и последующее воспроизведение  сенсорно-перцептивных образов. Воображение – формирование новых вторичных образов на основе комбинации и трансформации тех, которые имеются в памяти. На уровне представлений формируются образы-эталоны, когнитивные карты. Вторичные образы обеспечивают возможности выхода за пределы непосредственного восприятия.

Речемыслительный уровень  отражения связан с формированием  понятий и оперированием знаковыми  системами. Соотношение образных процессов  и логических операций при построении образа на этом уровне зависит от цели и задач конкретной деятельности индивида.

Итак, системный образ  включает все три уровня психического отражения. Регулирующая роль образа в  обучении и поведении ребенка  будет осуществляться только тогда, когда чувственные данные соединяются  с рациональным. Образ, обедненный чувственными данными, не может обеспечить адекватную, эффективную регуляцию обучения и поведения.

Системный образ, выполняющий  когнитивную и регулятивную функции, обладает рядом свойств. Главное  свойство образа – предметность, т.е. содержанием образа являются объекты  и явления внешнего мира. Системный  образ зрительной модальности формируется  на основе исходного, сенсорно-перцептивного образа (ощущение и восприятие). «Нормальное практическое зрение основывается не на абстрактно-зрительной функции, а на предметности, ситуативности зрительного образа».

При нормальном зрении в  сознании индивида формируется целостный  образ объекта. Это свойство образного  отражения связано с механизмами  памяти (последовательное или одномоментное  сличение образа с эталоном) и мышления (операции анализа и синтеза).

Влияние накопленного зрительного  опыта на процесс восприятия, связь  образа с прошлым опытом обозначаются как апперцепция. Это свойство реализуется  в результате извлечения материала  из памяти, сопоставления его с  событиями текущего момента.

Уровень сформированности и объем прошлого опыта определяют свойство антиципации – опережающего отражения, которое основано на способности принимать решение об объекте с определенным пространственно-временным предвосхищением.

Зрительный образ характеризуется  свойством константности, т.е. независимостью восприятия объекта от изменения  условий освещенности, расстояния его  от глаз, ориентировки, местоположения и других переменных факторов.

Обобщенность образа связана  с абстрагированием от случайных  признаков, элементов, выделением существенных свойств и связей объекта и  на их основе отнесением его к определенной категории. Свойство обобщенности зависит  от мыслительных операций: анализа-синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

Таким образом, предметность, целостность, структурность, апперцепция, антиципация, константность, обобщенность не являются изначальными свойствами, а возникают в процессе формирования зрительных образов.

Информация о работе Особенности зрительного восприятия