Зрительное восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:15, реферат

Описание работы

Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Из этих процессов более простые обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равной с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга.

Работа содержит 1 файл

Зрительное восприятие.doc

— 179.50 Кб (Скачать)


Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Из этих процессов более простые обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равной с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга.

   Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве, полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно–мышечной сенсорных систем. В пространственном зрении выделяют два основных класса перцептивных операций, обеспечивающих константное восприятие. Одни позволяют оценивать удаленность предметов на основе бинокулярного и монокулярного параллакса движения. Другие позволяют оценить направление. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операции, но их окончательное оформление происходит в приобретаемом в течение жизни опыте практических действий с предметами.

 


Психология цвета.

 

Концепция цвета была выработана Гете: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света – желтый. Это основные цвета, из них идут остальные. Цвета могут оказывать физическое (очень мимолетное) и психическое (при долгом взгляде на определенный предмет) воздействие.

Цвета воспринимаются через ассоциацию, например – синий – холодный. От зрения восприятие цвета идет на органы и доходит до тактильных ощущений.

Цвет оказывает влияние на кровяное давление – оно повышается от синего к зеленому, к желтому и красному (в совокупности и по отдельности), обратный процесс при обратном предъявлении.

Надо обращать внимание на форму – одни цвета поглощают форму (желтый, белый), другие ею поглощаются (синий черный). Все цвета делятся по типу движения:

 

Эксцентрические (желтый)

Концентрические (синий квадрат вызывает тревогу).

 

Сила и тип движения – цвета и тьмы усиливаются при затемнении, из света – “при осветлении”.

 

Не следует злоупотреблять темными тонами – углубление в цвет вызывает тревогу.

Каждый цвет имеет множество значений. Существует взаимодействие цвета и времени – каждая эпоха выбирает свой цвет: серый – пуританство и послевоенная Британия, Древний Рим – пурпур, как символ власти. Очень большое разнообразие цветов – нация процветает.

Существует также школа исцеления с помощью цвета. Впервые над этим задумались древние греки: проходя через окно храма цвет разбивается на спектр, таким образом человек вбирал тот цвет, который хотел. В Древнем Китае на солнце лежали в красном шелке – излечение следов оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи.

Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, то есть состояние меняется на противоположное. Красный всегда влияет на физическое состояние, желтый – на умственное, а голубой – на эмоции. Соответственно влияют и их оттенки.

1. фиолетовый

2. красно–фиолетовый

3. красный

4. оранжевый

5. желтый

6. зеленый

7. голубой

8. синий

 

Предпочитаемый цвет дает представление о сиюминутном состоянии, отвергаемый цвет дает информацию о причинах, которые побуждают совершать ошибки. 

Краткий тест. Первый цвет, называемый человеком, характеризует личность в настоящий момент, второй цвет является рабочим, третий показывает взаимоотношения с окружающими, как человек к ним относится.

Почему некоторые цвета считаются стимулирующими, а другие расслабляющими? Оказывается, такое действие цвета связано с функционированием гипоталамуса и симпатической и парасимпатической нервной системы. Это подтверждают многочисленные эксперименты с цветом. Красно-желтая часть спектра активизирует симпатическую нервную систему, отвечающую за реакции борьбы или бегства: учащается пульс, растет уровень сахара в крови, усиливается кровоснабжение мышц, все чувства обостряются. Синий и зеленый цвета, напротив, подавляют активность симпатической нервной системы, но при этом активизируется парасимпатическая. Организм получает сигнал к отдыху и расслаблению: пульс и дыхание замедляются, кровь приливает к органам пищеварения.

 

Предположительно, такой механизм реагирования на смену цветов сформировался за многие тысячелетия человеческой эволюции, когда вся деятельность человека была подчинена ритмичным сменам дня и ночи. На цвета красно-желтого спектра организм реагирует как на наступление рассвета, подготавливающее его к активности, а сине-зеленый воспринимается как сумерки, сигнал к отдыху. Эта примитивная модель — самое простое объяснение того, почему для каждого из нас в разные моменты жизни предпочтителен определенный цвет: испытывая необходимость в отдыхе, релаксации, мы выбираем голубой, а желая получить заряд бодрости, активности, предпочитаем оранжевый или красный. Самые известные работы в области цвета и психоэмоционального состояния принадлежат известному швейцарскому психиатру Максу Люшеру (Max Luscher), разработавшему на основе своих многочисленных исследований особую систему цветовой психодиагностики личности.

Впрочем, диагностика и лечение при помощи цвета существовали в древней медицине всегда. В аюрведе семь цветов радуги связаны с цветами семи чакр, каждая из которых отвечает за определенные свойства и психоэмоциональные характеристики личности. В древнекитайской медицине — с цветами пяти элементов: огня (красный и оранжевый), земли (желтый), дерева (зеленый), воды (голубой, синий, фиолетовый и черный) и металла (белый). Каждая из стихий оказывает влияние на определенную систему органов. Скажем, при проблемах с почками врач мог порекомендовать отказаться от черного в одежде. Подобные приемы использовались и в народной медицине кельтов и славян. Самый известный пример — повязка из красной ткани против зубной боли. То, что выглядит как чистой воды предрассудок, оказывается вполне возможным с точки зрения науки: каждый цвет имеет определенную длину волны, которая воспринимается любой живой клеткой. И зрение — лишь одна из возможностей организма воспринимать цвет.

Зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, снимает головную боль, усталость, раздражительность, снижает кровяное давление. Красный увеличивает содержание адреналина в крови, повышает работоспособность и поэтому особенно рекомендуется для медлительных, вялых людей. Однако избыток красного и зеленого на уровне подсознания пробуждает в человеке жажду наживы, а красный, помимо прочего, повышает агрессивность. Фиолетовый цвет улучшает работу сердца и легких, увеличивает выносливость организма. И тем не менее им не стоит злоупотреблять: этот цвет является подпороговым катализатором усталости. Так что если вам захотелось купить фиолетовую кофточку, значит, пора в отпуск.

Переход в помещении от желтого цвета к синему успокаивает. По розовому полу ходят с опаской, по коричневому — уверенно. Белый люминесцентный цвет раздражающе действует на нервную систему, а желто-оранжевый свет ламп способствует творческому мышлению и хорошему настроению.

Подмечено также, что в общественных местах, где окраска ограничивается белым, черным и серым, люди без слишком большой необходимости не задерживаются. Цвета могут визуально расширять помещения (например, желтый и желто-зеленый) или сужать их (красно-оранжевый). При этом в красной комнате кажется на 3-4 градуса теплее, чем в оранжевой, а в оранжевой — на 3-4 градуса теплее, чем в сине-зеленой.

Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при стимулировании учебной деятельности ( в нашем случае). Так, сочетание красного и сине-зеленого цвета стимулируют общую работоспособность. Желтый или желто-зеленый с оранжевым снимают умственное утомление, а желтый цвет отдельно способствует умственной деятельности. В целом, во время работы и учебы наиболее оптимальны желто-зеленые тона в различных сочетаниях и оттенках. Во время еды предпочтительны оранжево-красные тона, а в часы отдыха важен не столько тон, сколько динамика красок.

 

Так каким же цветам рекомендуется отдавать предпочтение при оформлении классной комнаты? Лучше использовать желтые тона, но в небольших количествах: они стимулируют мозговую деятельность и повышают эффективность умственного труда. Умеренные дозы желтого способствуют успеху переговоров, поскольку стимулируют стремление к поиску компромиссов.

Цвета премиум-сегмента: синий, золотой, белый, черный, красный

( например, в одежде) ассоциируются с уверенностью, солидностью, соединение красного цвета с желтым связано с ощущением радости, теплоты, веселья. Свои ассоциации есть у зеленого и голубого, которые считаются цветами майского утра.

Существуют также цвета, которые категорически запрещено сочетать друг с другом, поскольку они вызывают негативные эмоции у людей. Например, соединение фиолетового с оранжевым говорит о безысходности, суициде. Тот же эффект вызывает надпись, написанная, например, белыми буквами на глухом черном фоне.

Приемы построения изображения,
учитывающие психологические особенности восприятия
визуально-образной информации.

Каждый человек воспринимает информацию субъективно, и по-разному видит одно и то же изображение.  Это происходит из-за того, что цвет как физическое явление представляет собой излучение какого-нибудь тела - источника цвета, а действие цветовых волн на органы зрения порождают ощущение цвета.

Источник цвета, цветовые волны существуют объективно, т.е. вне воспринимающего человеческого сознания, но ощущение цвета зависит от органа зрения, зрительного нерва, головного мозга. Ощущение есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания, в визуальный образ. 
Субъективная основа восприятия изображения тесно связана с «психологией образа». Представления человека о мире, его личный опыт, окружающая среда формируют в его сознании определенный образ тех или иных явлений или объектов. Для того чтобы зритель понимал изображение так, как мы этого хотим, необходимо, чтобы система образов, с помощью которой мы создаем изображение, была близка к системе образов зрителя. Нужно  помнить: если мы хотим, чтобы нас поняло максимальное число зрителей, необходимо использовать обобщенную систему образов и тем самым выполнять закон типизации.


Таким образом получается, что существует объективная основа восприятия. В результате экспериментов было отмечено, что несмотря на разность работы зрительного нерва и восприятия, определенные изображения вызывают у большинства людей одни и те же эмоциональные реакции или реакции, очень близкие друг к другу. В ряде экспериментов было показано, что и содержание, и форма  изображения играют существенную роль для одинакового восприятия его разными людьми. Объективная основа восприятия визуально-образной информации связана с механизмами функционирования человеческого мозга, а также с функциональной асимметрией его работы.


  Наиболее сильный эффект дает использование принципов «золотого сечения», «прекрасной линии», круговой (овальной) композиционной формы.
Рассмотрим работу названных принципов в построении вертикали и горизонтали  изображения. Наличие в кадре четко выраженной вертикальной или горизонтальной линии, проведенной через середину кадра, фактически разбивает этот кадр на две равные части, которые человек воспринимает отдельно. Если это не желательно и не несет никакой смысловой нагрузки,  рекомендуется эту линию чем-то прерывать или размещать ее в соответствии с принципом «золотого сечения», т.е. на расстоянии одной трети от какого-либо края кадра. Психофизиологами отмечено, что человек подсознательно делит плоскость кадра на три части и по горизонтали, и по вертикали.

Две диагонали в кадре, правая и левая, вызывают у человека разные эмоциональные реакции. Правая (мажорная) вызывает у большинства зрителей чувства, связанные с движением, радостью, легкостью. Левая (минорная) - чувства, связанные с преодолением, трудностью, грустью.
Нужно отметить, что диагонали и наклонные линии в кадре всегда смотрятся более выигрышно, чем горизонтальные и вертикальные линии.
Также по принципу «золотого сечения» определяются «активные» точки кадра. Человек быстрее и наиболее полно воспринимает изображенный объект, если он расположен в одной из "активных" точек. Это обуславливается последовательностью осмотра изображения. Все самое главное желательно размещать в верхней половине кадра, как можно ближе к точкам 2 и 1 (См. рис1)


Психофизиологами открыто, что человек воспринимает изображение в зоне второй «активной» точки как самое главное в кадре. Эта зона составляет практически левую верхнюю четверть кадра без площади, отсекаемой верхним левым скосом угла. Данный феномен давно используется художниками, и в частности работниками рекламы, которые размещают в этой части либо изображение рекламируемого товара, либо рекламный текст, либо фирменный знак в зависимости от того, на чем они хотят заострить внимание: на самом товаре, его потребительских свойствах или на названии фирмы. В процессе обучения на доске в этом месте преподаватель, как правило, записывает тему занятия.


Согласно исследованиям Э.Эйнгрона, восприятие изображения осуществляется последовательно от левого верхнего до правого нижнего угла по Z-образной линии, которая идет через следующие точки: левый верхний угол, правый верхний угол, центр, левый нижний угол и правый нижний угол.

Новейшие исследования психофизиологов показывают, что в восприятии изображения можно выделить следующие этапы:


• зрительное выделение самого яркого пятна на плоскости изображения;
• осмотр зоны первой «активной» точки;

Информация о работе Зрительное восприятие