Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 07:15, курсовая работа
Цель моей курсовой работы: выявить психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников.
В ходе работы я поставила перед собой следующие задачи:
- Проанализировать теоретические аспекты психологических особенностей проявления творческих способностей.
- Выявить психологические особенности творческих способностей у дошкольников.
- Исследовать психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников
Объектом исследования данной курсовой работы являются творческие способности.
Предмет данной работы – психологические особенности проявлений творческих способностей.
В данной курсовой работе я применила следующие методы научно-психологического исследования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………….5
1.1. Понятие общих способностей…………………………………………...5
1.2. Природа и факторы развития способностей…………………………. 9
1.3. Понятие творчества и творческих способностей……………………..10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ……………...12
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования…………..12
2.2. Анализ результатов исследования творческих
способностей у дошкольников…………………………………………… 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..16
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….17
Приложение №2
Методика"
Солнце в комнате"
Основание: Реализация воображения.
Цель: Выявление способностей ребенка
к преобразованию "нереального" в
"реальное" в контексте заданной
ситуации путем устранения несоответствия.
Материал: Картинка с изображением
комнаты, в которой находится человечек
и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению.
Психолог, показывая ребенку картинку:
"Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно
и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении
деталей изображения (стол, стул, человечек,
лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее
задание: "Правильно. Однако, как видишь,
здесь солнышко нарисовано в комнате.
Скажи, пожалуйста, так может быть или
художник здесь что-то напутал? Попробуй
исправить картинку так, чтобы она были
правильной".
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно,
он может просто объяснить, что нужно сделать
для "исправления" картинки.
Обработка данных.
В ходе обследовании психолог оценивает
попытки ребенка исправить рисунок. Обработка
данных осуществляется по пятибалльной
системе:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания
("Не знаю, как исправить", "Картинку
исправлять не нужно") - 1 балл.
2. "Формальное устранение несоответствия
(стереть, закрасить солнышко) -2 балла.
3. Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (Нарисовать в другом
месте - "Солнышко на улице") -3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок -
"Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.
4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий
элемент от других, сохранив его в контексте
заданной ситуации ("Картинку сделать",
"Нарисовать окно", "Посадить солнышко
в рамку" и т.д.) -5 баллов.