Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 07:15, курсовая работа
Цель моей курсовой работы: выявить психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников.
В ходе работы я поставила перед собой следующие задачи:
- Проанализировать теоретические аспекты психологических особенностей проявления творческих способностей.
- Выявить психологические особенности творческих способностей у дошкольников.
- Исследовать психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников
Объектом исследования данной курсовой работы являются творческие способности.
Предмет данной работы – психологические особенности проявлений творческих способностей.
В данной курсовой работе я применила следующие методы научно-психологического исследования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………….5
1.1. Понятие общих способностей…………………………………………...5
1.2. Природа и факторы развития способностей…………………………. 9
1.3. Понятие творчества и творческих способностей……………………..10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ……………...12
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования…………..12
2.2. Анализ результатов исследования творческих
способностей у дошкольников…………………………………………… 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..16
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….17
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.
1.
Реализм воображения –
2. Умение видеть целое раньше частей.
3.
Надситуативно –
Глава 2.Эмпирическое исследование творческих способностей у дошкольников.
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования
С целью определения уровня творческих способностей мною было проведено их исследование у детей дошкольного возраста в детском саде № 207 в группе №3 и группе №4. Для того, чтобы выяснить как социальные условия влияют на проявление и развитие творческих способностей, я нацелено проводила методики в двух группах детского сада.
Детский сад №207 принадлежит к обычным дошкольным учреждениям, но в группе № 4 воспитатель более углубленно подготавливает ребенка к школе, дополняет занятие театральными постановками, сюжетно-ролевыми играми, чем воспитатель в группе №3
Для исследования я выбрала 2 методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В.Сильнякова.
Для проведения методики «Солнце в комнате» предварительно необходимо подготовить стимульный материал: картинку с изображением комнаты, в которой находится человек, солнце, стул, стол.
В
ходе этой методики можно выявить
способности ребенка к
Психолог показывает ребенку картинку и говорит: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". Когда ребенок перечислит основные детали изображения (стол, стул, человечек, солнышко), психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной". В процессе проведения методики психолог фиксирует ответы ребенка.
В методике «Как спасти зайку» психолог также готовит стимульный материал: фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, лист бумаги.
Основная цель этой методики - оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Перед ребенком на столе располагают стимульный материал. Психолог, беря в руки зайчика, обращается к ребенку: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов. Психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе: «Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"
В
процессе работы фиксируется характер
ответов и их обоснование.
2.2. Анализ результатов исследования творческих способностей у дошкольников.
После проведение 2-х методик, зафиксированные ответы обрабатываются.
В методике «Солнце в комнате» психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.
2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) - 2 балла.
3.
Содержательное устранение
а) простой ответ (нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.
4.
Конструктивный ответ (
В методике «Как спасти зайку» данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку, при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий
уровень. Для спасения зайки предлагается
использовать лист бумаги. Для этой
цели нужно сделать из листа кораблик.
У детей находящихся на этом уровне,
имеет место установка на преобразование
наличного предметного
Проведя
исследование, мы получили результаты
по группе №3. Развитие реализма
воображения у 80% детей находится на низком
уровне, и у 20% детей – на среднем. Развитие
такой способности как надситуативно-
Но
в группе №4 результаты отличаются
от предыдущих показателей. Развитие
реализма воображения у 10% детей находится
на низком уровне, и у 70% детей – на среднем,
у 20% детей – на высоком. Развитие такой
способности как надситуативно-
После
обработки результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческие
способности – это
Проанализировав труды таких психологов как В.Н. Дружинин, А.Г. Маклаков, Д.Б Богоявленская, мы обозначили, что для проявления творческих способностей необходимо не только наличие врожденных анатомо-физиологических особенностей организма - задатков, но и создание благоприятных условий социальной среды. Она включает в себя воспитание, обучение и образование.
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников выделили следующие универсальные творческие способности
1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3.
Надситуативно –
После
проведения методик «Солнце в
комнате» и «Как спасти зайку» В.Синельников
В.Кудрявцев, которые выявляют реализм
воображения и надситуативно
– преобразовательный характер творческих
решений, мы еще раз убедились,
что социальная среда несет огромную
роль в проявлении способностей у
дошкольников. А сравнительный анализ
показал, что уровень развития способностей
на высоком уровне только там, где
создаются условия для их развития.
Список использованных источников
1 Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 320с.
2 Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского. – М.: Академия, 1997. – 496с.
3 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336с.
4 Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002.– 368 с.
5 Коломинский Я.Л. Человек: Психология – Минск, Унiверсiтэцкае, 1998
6 Лейтес Н.С.Умственные способности и возраст. – М., Педагогика, 1971.–280 с.
7 Лук А.Н. Психология творчества. – М.,Наука, 1978. - 125 с.
8 Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
9 Одаренные дети: Пер. с англ. / Под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.
10 Психология. Учеб. Для ин-тов физич. культ./ Под ред. П.А. Рудика. – М., Физкультура и спорт, 1974. – 512 с.
11 Психология. Учеб. Пособие для учащихся пед. училищ. / Под ред. проф. В.А. Крутецкого. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., Просвещение, 1974. – 304с.
12 Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб., Питер, 2001. – 656с.
13 Рудик П.А. Психология. Учебн. для учащихся техникумов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 239с.
14 Шадриков
В.Д. Способности человека. – М., Институт
практической психологии, 1997. – 288с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение№1
Методика
"Как спасти зайку"
Основание. Надситуативно-
Цель. Оценка способности и превращение
задачи на выбор в задачу на преобразование
в условиях переноса свойств знакомого
предмета в новую ситуацию.
Материал. Фигурка зайчика, блюдце,
ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный
шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению.
Перед ребенком на столе располагают
фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку,
сдутый шарик и лист бумаги. Психолог,
беря в руки зайчика: "Познакомься с
этим зайчиком. Однажды с ним приключилась
такая история. Решил зайчик поплавать
на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко
от берега. А тут начался шторм, появились
огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь
зайке можем только мы с тобой. У нас для
этого есть несколько предметов (психолог
обращает внимание ребенка на предметы,
разложенные на столе). Что бы ты выбрал,
чтобы спасти зайчика?"
Обработка данных.
В ходе обследования фиксируются характер
ответов ребенка и их обоснование. Данные
оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце
или ведерко, а также палочку при помощи,
которой можно зайку поднять со дна, не
выходя за рамки простого выбора; ребенок
пытается использовать предметы в готовом
виде, механически перенести их свойства
в новую ситуацию. Оценка - 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего
символизма, когда ребенок предлагает
использовать палочку в качестве бревна,
на котором зайка сможет доплыть до берега.
В этом случае ребенок вновь не выходит
за пределы ситуации выбора. Оценка - 2
балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается
использовать сдутый воздушный шарик
или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть
шарик ("Зайка на шарике может улететь")
или сделать из листа кораблик. У детей
находящихся на этом уровне, имеет место
установка на преобразование наличного
предметного материала. Исходная задача
на выбор самостоятельно превращается
ими в задачу на преобразование, что свидетельствует
о надситуативном подходе к ней ребенка.
Оценка - 3 балла.