Выявление задатков к развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 07:15, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы: выявить психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников.
В ходе работы я поставила перед собой следующие задачи:
- Проанализировать теоретические аспекты психологических особенностей проявления творческих способностей.
- Выявить психологические особенности творческих способностей у дошкольников.
- Исследовать психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников
Объектом исследования данной курсовой работы являются творческие способности.
Предмет данной работы – психологические особенности проявлений творческих способностей.
В данной курсовой работе я применила следующие методы научно-психологического исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………….5
1.1. Понятие общих способностей…………………………………………...5
1.2. Природа и факторы развития способностей…………………………. 9
1.3. Понятие творчества и творческих способностей……………………..10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ……………...12
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования…………..12
2.2. Анализ результатов исследования творческих
способностей у дошкольников…………………………………………… 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..16
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая за 2011 год .docx

— 43.55 Кб (Скачать)

     Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев  и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные  творческие способности, сложившиеся  в процессе человеческой истории.

     1. Реализм воображения – образное  схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности  развития целостного объекта,  до того, как человек имеет  о ней четкое понятие и может  вписать её в систему строгих  логических категорий. 

     2. Умение видеть целое раньше  частей. 

     3. Надситуативно – преобразовательный  характер творческих решений  – способность при решении  проблемы не просто выбирать  из навязанных извне альтернатив,  а самостоятельно создавать альтернативу.   
 
 
 
 
 

     Глава 2.Эмпирическое исследование творческих способностей у дошкольников.

     2.1. Организация и  проведение эмпирического  исследования

     С целью определения  уровня  творческих способностей  мною было проведено  их исследование  у детей  дошкольного возраста в детском саде № 207 в группе №3 и группе №4. Для того, чтобы выяснить как социальные условия влияют на проявление  и развитие творческих способностей, я нацелено  проводила  методики в двух группах детского сада.

     Детский сад №207 принадлежит к обычным дошкольным учреждениям, но в группе № 4 воспитатель более  углубленно подготавливает ребенка к школе, дополняет занятие театральными постановками, сюжетно-ролевыми играми, чем воспитатель в группе №3

     Для исследования  я выбрала 2 методики кандидатов  психологических наук  В. Кудрявцева и В.Сильнякова.

     Для проведения методики «Солнце в комнате» предварительно необходимо подготовить  стимульный материал: картинку  с  изображением  комнаты, в которой  находится  человек, солнце, стул, стол.

     В ходе этой методики можно выявить  способности ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в  контексте заданной ситуации путем  устранения несоответствия. 

     Психолог  показывает ребенку картинку и говорит: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней  нарисовано". Когда ребенок перечислит основные детали изображения (стол, стул, человечек,  солнышко), психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так  может быть или художник здесь  что-то напутал? Попробуй исправить  картинку так, чтобы она были правильной". В процессе  проведения методики психолог фиксирует ответы ребенка.

     В методике «Как спасти  зайку» психолог также готовит стимульный материал: фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, лист бумаги.

     Основная  цель этой методики - оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Перед ребенком на столе располагают стимульный материал. Психолог, беря в руки зайчика, обращается к ребенку: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов. Психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе: «Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

     В процессе работы фиксируется  характер ответов  и их обоснование. 

     2.2. Анализ результатов  исследования творческих  способностей у  дошкольников.

     После проведение 2-х методик, зафиксированные  ответы обрабатываются. 

     В методике «Солнце в комнате»  психолог оценивает попытки ребенка  исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 

     1. Отсутствие ответа, непринятие задания  ("Не знаю, как исправить", "Картинку  исправлять не нужно") - 1 балл. 

     2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) - 2 балла.

     3.  Содержательное устранение несоответствия: 

     а) простой ответ (нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла. 

     б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

     4. Конструктивный ответ (отделить  несоответствующий элемент от  других,  сохранив его в контексте  заданной ситуации ("Картинку  сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку"  и т.д.) - 5 баллов.   

     В методике «Как спасти зайку» данные оцениваются  по трехбалльной системе.

     Первый  уровень. Ребенок выбирает блюдце или  ведерко, а также палочку, при  помощи которой можно зайку поднять  со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически  перенести их свойства в новую  ситуацию. Оценка – 1 балл.

     Второй  уровень.  Решение с элементом  простейшего символизма, когда ребенок  предлагает использовать палочку в  качестве бревна, на котором зайка  сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит  за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

     Третий  уровень. Для спасения зайки предлагается использовать лист бумаги. Для этой цели нужно сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла. 

     Проведя исследование, мы получили  результаты по  группе №3.  Развитие реализма воображения у 80% детей находится на низком уровне, и у 20% детей – на среднем.  Развитие такой способности как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений у 20% детей - на низком уровне, у 60% - на среднем уровне, и 20% детей - на высоком. Анализируя полученные результаты можно сделать следующий вывод, что творческие способности детей в этой группе находятся относительно на низком уровне.

      

     Но  в группе №4 результаты   отличаются от предыдущих показателей.  Развитие реализма воображения у 10% детей находится на низком уровне, и у 70% детей – на среднем, у 20% детей – на высоком.  Развитие такой способности как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений у 10% детей - на низком уровне, у 30% - на среднем уровне, и 60% детей - на высоком. Анализируя полученные результаты можно сделать следующий вывод, что творческие способности детей в этой группе находятся на высоком уровне.

     После   обработки результатов становиться  очевидна разница между уровнем  творческих способностей в группе, где воспитатель ни много даёт детям того что могло бы развивать их творческие способности и в группе где воспитатель более углубленно подготавливает ребёнка к школе, ставят театральные постановки, играют в сюжетно-ролевые игры.  Нет сомненья, что в группе №4 уровень творческих способностей намного выше благодаря тому, что педагог  способствуют проявлению и развитию творческих способностей у детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Творческие  способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые  определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

     Проанализировав труды  таких психологов как В.Н. Дружинин, А.Г. Маклаков, Д.Б  Богоявленская, мы  обозначили, что для проявления творческих способностей необходимо не только наличие  врожденных анатомо-физиологических  особенностей организма - задатков, но и создание благоприятных условий  социальной среды. Она включает в  себя воспитание, обучение и образование.

     Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев  и В. Синельников выделили следующие  универсальные творческие способности

     1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. 

     2. Умение видеть целое раньше  частей. 

     3. Надситуативно – преобразовательный  характер творческих решений  – способность при решении  проблемы не просто выбирать  из навязанных извне альтернатив,  а самостоятельно создавать альтернативу. 

     После проведения методик «Солнце в  комнате» и «Как спасти зайку»  В.Синельников  В.Кудрявцев, которые выявляют реализм  воображения и надситуативно  – преобразовательный характер творческих решений,  мы еще раз убедились, что социальная среда несет  огромную роль в проявлении способностей у  дошкольников. А сравнительный анализ показал, что уровень развития способностей  на высоком уровне только там, где  создаются условия для их развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников

     1  Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ.  высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 320с.

     2  Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского. – М.: Академия, 1997. – 496с.

     3 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336с.

     4 Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002.– 368 с.

     5 Коломинский Я.Л. Человек: Психология – Минск,  Унiверсiтэцкае, 1998

     6 Лейтес Н.С.Умственные способности и возраст. – М., Педагогика, 1971.–280 с.

     7 Лук А.Н. Психология творчества. – М.,Наука, 1978. - 125 с.

     8 Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.

     9 Одаренные дети: Пер. с англ. / Под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.

     10 Психология. Учеб. Для ин-тов физич. культ./ Под ред. П.А. Рудика. – М., Физкультура и спорт, 1974. – 512 с.

     11 Психология. Учеб. Пособие для учащихся пед.  училищ. / Под ред. проф. В.А. Крутецкого. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., Просвещение, 1974. – 304с.

     12  Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб., Питер, 2001. – 656с.

     13 Рудик П.А. Психология. Учебн. для учащихся техникумов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 239с.

     14 Шадриков В.Д. Способности человека. – М., Институт практической психологии, 1997. – 288с. 
 
 
 
 

                                     
 
 
 
 

            

      

        
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 

     Приложение№1

     Методика "Как спасти зайку"  
Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.  
Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.  
Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.  
Инструкция к проведению. 
Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"  
Обработка данных. 
В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе. 
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка - 1 балл. 
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка - 2 балла. 
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка - 3 балла.
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Выявление задатков к развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста