Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 07:15, курсовая работа
Цель  моей курсовой работы: выявить психологические  особенности проявления творческих способностей  у дошкольников.
     В ходе работы я поставила перед  собой следующие задачи:  
     -   Проанализировать теоретические  аспекты психологических особенностей  проявления творческих способностей. 
     -   Выявить психологические особенности   творческих способностей у дошкольников.
     -   Исследовать  психологические  особенности проявления творческих  способностей у дошкольников
     Объектом  исследования данной курсовой работы  являются творческие способности. 
     Предмет данной работы – психологические  особенности  проявлений творческих способностей.
     В данной курсовой работе я применила  следующие методы научно-психологического  исследования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ  СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………….5
1.1. Понятие общих способностей…………………………………………...5
    1.2. Природа и факторы развития  способностей…………………………. 9
1.3. Понятие творчества и творческих способностей……………………..10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 
ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ……………...12
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования…………..12
2.2. Анализ результатов исследования творческих 
способностей у дошкольников…………………………………………… 13 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...15 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..16
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….17
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.
     1. 
Реализм воображения – 
2. Умение видеть целое раньше частей.
     3. 
Надситуативно – 
 
 
 
 
 
Глава 2.Эмпирическое исследование творческих способностей у дошкольников.
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования
С целью определения уровня творческих способностей мною было проведено их исследование у детей дошкольного возраста в детском саде № 207 в группе №3 и группе №4. Для того, чтобы выяснить как социальные условия влияют на проявление и развитие творческих способностей, я нацелено проводила методики в двух группах детского сада.
Детский сад №207 принадлежит к обычным дошкольным учреждениям, но в группе № 4 воспитатель более углубленно подготавливает ребенка к школе, дополняет занятие театральными постановками, сюжетно-ролевыми играми, чем воспитатель в группе №3
Для исследования я выбрала 2 методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В.Сильнякова.
Для проведения методики «Солнце в комнате» предварительно необходимо подготовить стимульный материал: картинку с изображением комнаты, в которой находится человек, солнце, стул, стол.
     В 
ходе этой методики можно выявить 
способности ребенка к 
Психолог показывает ребенку картинку и говорит: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". Когда ребенок перечислит основные детали изображения (стол, стул, человечек, солнышко), психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной". В процессе проведения методики психолог фиксирует ответы ребенка.
В методике «Как спасти зайку» психолог также готовит стимульный материал: фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, лист бумаги.
Основная цель этой методики - оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Перед ребенком на столе располагают стимульный материал. Психолог, беря в руки зайчика, обращается к ребенку: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов. Психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе: «Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"
     В 
процессе работы фиксируется  характер 
ответов  и их обоснование. 
2.2. Анализ результатов исследования творческих способностей у дошкольников.
После проведение 2-х методик, зафиксированные ответы обрабатываются.
В методике «Солнце в комнате» психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.
2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) - 2 балла.
     3.  
Содержательное устранение 
а) простой ответ (нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.
     4. 
Конструктивный ответ (
В методике «Как спасти зайку» данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку, при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
     Третий 
уровень. Для спасения зайки предлагается 
использовать лист бумаги. Для этой 
цели нужно сделать из листа кораблик. 
У детей находящихся на этом уровне, 
имеет место установка на преобразование 
наличного предметного 
     Проведя 
исследование, мы получили  результаты 
по  группе №3.  Развитие реализма 
воображения у 80% детей находится на низком 
уровне, и у 20% детей –  на среднем.  Развитие 
такой  способности как  надситуативно-
     Но 
в группе №4 результаты   отличаются 
от предыдущих показателей.  Развитие 
реализма воображения у 10% детей находится 
на низком уровне, и у 70% детей –  на среднем, 
у 20% детей – на высоком.  Развитие такой  
способности как  надситуативно-
     После   
обработки результатов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
     Творческие 
способности – это 
Проанализировав труды таких психологов как В.Н. Дружинин, А.Г. Маклаков, Д.Б Богоявленская, мы обозначили, что для проявления творческих способностей необходимо не только наличие врожденных анатомо-физиологических особенностей организма - задатков, но и создание благоприятных условий социальной среды. Она включает в себя воспитание, обучение и образование.
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников выделили следующие универсальные творческие способности
1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
     3. 
Надситуативно – 
     После 
проведения методик «Солнце в 
комнате» и «Как спасти зайку»  В.Синельников 
В.Кудрявцев, которые выявляют реализм 
воображения и надситуативно 
– преобразовательный характер творческих 
решений,  мы еще раз убедились, 
что социальная среда несет  огромную 
роль в проявлении способностей у 
дошкольников. А сравнительный анализ 
показал, что уровень развития способностей  
на высоком уровне только там, где  
создаются условия для их развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список использованных источников
1 Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 320с.
2 Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского. – М.: Академия, 1997. – 496с.
3 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336с.
4 Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002.– 368 с.
5 Коломинский Я.Л. Человек: Психология – Минск, Унiверсiтэцкае, 1998
6 Лейтес Н.С.Умственные способности и возраст. – М., Педагогика, 1971.–280 с.
7 Лук А.Н. Психология творчества. – М.,Наука, 1978. - 125 с.
8 Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
9 Одаренные дети: Пер. с англ. / Под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.
10 Психология. Учеб. Для ин-тов физич. культ./ Под ред. П.А. Рудика. – М., Физкультура и спорт, 1974. – 512 с.
11 Психология. Учеб. Пособие для учащихся пед. училищ. / Под ред. проф. В.А. Крутецкого. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., Просвещение, 1974. – 304с.
12 Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб., Питер, 2001. – 656с.
13 Рудик П.А. Психология. Учебн. для учащихся техникумов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 239с.
     14 Шадриков 
В.Д. Способности человека. – М., Институт 
практической психологии, 1997. – 288с. 
 
 
 
 
                              
 
 
 
 
        
 
 
 
     ПРИЛОЖЕНИЕ 
Приложение№1
     Методика 
"Как спасти зайку" 
 
Основание. Надситуативно-
Цель. Оценка способности и превращение 
задачи на выбор в задачу на преобразование 
в условиях переноса свойств знакомого 
предмета в новую ситуацию.  
Материал. Фигурка зайчика, блюдце, 
ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный 
шарик, лист бумаги.  
Инструкция к проведению. 
Перед ребенком на столе располагают 
фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, 
сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, 
беря в руки зайчика: "Познакомься с 
этим зайчиком. Однажды с ним приключилась 
такая история. Решил зайчик поплавать 
на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко 
от берега. А тут начался шторм, появились 
огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь 
зайке можем только мы с тобой. У нас для 
этого есть несколько предметов (психолог 
обращает внимание ребенка на предметы, 
разложенные на столе). Что бы ты выбрал, 
чтобы спасти зайчика?"  
Обработка данных. 
В ходе обследования фиксируются характер 
ответов ребенка и их обоснование. Данные 
оцениваются по трехбалльной системе. 
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце 
или ведерко, а также палочку при помощи, 
которой можно зайку поднять со дна, не 
выходя за рамки простого выбора; ребенок 
пытается использовать предметы в готовом 
виде, механически перенести их свойства 
в новую ситуацию. Оценка - 1 балл. 
Второй уровень. Решение с элементом простейшего 
символизма, когда ребенок предлагает 
использовать палочку в качестве бревна, 
на котором зайка сможет доплыть до берега. 
В этом случае ребенок вновь не выходит 
за пределы ситуации выбора. Оценка - 2 
балла. 
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается 
использовать сдутый воздушный шарик 
или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть 
шарик ("Зайка на шарике может улететь") 
или сделать из листа кораблик. У детей 
находящихся на этом уровне, имеет место 
установка на преобразование наличного 
предметного материала. Исходная задача 
на выбор самостоятельно превращается 
ими в задачу на преобразование, что свидетельствует 
о надситуативном подходе к ней ребенка. 
Оценка - 3 балла.