Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 07:15, курсовая работа
Цель моей курсовой работы: выявить психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников.
В ходе работы я поставила перед собой следующие задачи:
- Проанализировать теоретические аспекты психологических особенностей проявления творческих способностей.
- Выявить психологические особенности творческих способностей у дошкольников.
- Исследовать психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников
Объектом исследования данной курсовой работы являются творческие способности.
Предмет данной работы – психологические особенности проявлений творческих способностей.
В данной курсовой работе я применила следующие методы научно-психологического исследования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………….5
1.1. Понятие общих способностей…………………………………………...5
1.2. Природа и факторы развития способностей…………………………. 9
1.3. Понятие творчества и творческих способностей……………………..10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ……………...12
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования…………..12
2.2. Анализ результатов исследования творческих
способностей у дошкольников…………………………………………… 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..16
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….17
Специальные
— это способности к
В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л.Рубинштейн, ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.
Помимо
разделения способностей на общие и
специальные, В.А.Крутецкий разделяет
способности на теоретические и
практические. Теоретические и практические
способности отличаются друг от друга
тем, что первые предопределяют склонность
человека к абстрактно-теоретическим
размышлениям, а вторые — к конкретным
практическим действиям. В отличие
от общих и специальных
Существует также деление на учебные и творческие способности, предлагаемое А.Г. Маклаковым. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др. Если мы попытаемся определить, какие способности из данной группы имеют большее значение для человечества, то в случае признания приоритета одних над другими мы, вероятнее всего, совершим ошибку. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные способности — это, прежде всего, общие способности, а творческие — специальные, определяющие успех творчества.
Помимо разграничения на общие и специальные, учебные и творческие и т.п.,способности также делят по уровню их развития на одаренность, мастерство, талант и гениальность. Одаренных людей очень много. Можно сказать даже, что людей, не имеющих возможности проявить свою одаренность ни к чему на свете, нет вообще (если только данный человек не страдает серьезным психическим расстройством). Все дело в том, как помочь ему найти свое призвание. Талантливых же людей, т.е. достигающих особенно высокого уровня развития способностей, значительно меньше. Ну, а гении встречаются исключительно редко.
Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.
Индивидуальные
различия одаренных людей обнаруживаются
главным образом в
Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.
Высокую
степень способностей личности к
определенной деятельности, проявляющуюся
в оригинальности и новизне подхода,
сопровождающихся достижениями наиболее
высоких результатов, называют талантом.
Талант человека, направляясь выраженной
потребностью в творчестве, всегда
отражает определенные общественные запросы.
Развитие талантов решающим образом
зависит от общественно-исторических
условий. Талант может проявляться
в любой человеческой деятельности,
не только в области науки или
искусства. Поэтому талантливым
может быть и лечащий врач, и
учитель, и летчик, и новатор
Гениальность
— это высшая степень одаренности.
О гениальности говорят, когда творческие
достижения человека составляют, целую
эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
Принято считать, что за всю пятитысячную
историю цивилизации их было не более
400 человек. Так, мы говорим о гениальности
Моцарта в музыке, Ч. Дарвина в естествознании,
М. В. Ломоносова в физике и механике, Д.
И. Менделеева в химии и т. д. Высокий уровень
одаренности, который характеризует гения,
неизбежно связан с незаурядностью в различных
областях деятельности.
1.2.
Природа и факторы
развития способностей.
Прежде чем говорить о природе способностей, необходимо ознакомится с понятием задатков, т.к. они являются природными предпосылками способностей.
П.А. Рудик понимает под задатками врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей. Для способностей преимущественно в двигательной деятельности такими задатками могут быть особенности лабильности нервно-мышечной системы, для интеллектуальных способностей — подвижность нервной системы, хорошее кровоснабжение мозга и т. п. К задаткам могут относиться некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, типологические свойства нервной системы, от которой зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и др.
Задатки
создают предпосылки для
Существенной
характеристикой задатков является
их многозначность, поскольку на основе
одних и тех же задатков (например,
хорошее цветоразличение) могут
развиваться различные
Будучи
многозначными, задатки могут быть
более или менее общими. Более
общими являются задатки, обусловленные
общим типом нервной системы.
Но кроме общих свойств нервной
системы (сила, уравновешенность, подвижность)
имеются и парциальные
Задатки
проявляются в легкой восприимчивости
и запечатлеваемости того материала,
который привлекает, и, главное, в
умении конструировать новое, что особенно
характерно для большого дарования.
1.3.
Понятие творчества
и творческих способностей
Анализ
проблемы развития творческих способностей
во многом будет предопределяться тем
содержанием, которое мы будем вкладывать
в это понятие. Очень часто
в обыденном сознании творческие
способности отождествляются со
способностями к различным
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью В.Н. Дружинин понимает такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Понятие
природы творчества связано с
вопросом о критериях творческой
деятельности. Творчество может быть
рассмотрено в различных
Продукты
творчества - это не только материальные
продукты - здания, машины и т.д., но и
новые мысли, идеи, решения, которые
могут и не найти сразу же материального
воплощения. Другими словами, творчество
- это создание нового в разных планах
и масштабах.
При
характеристике сущности творчества важно
учитывать разнообразные
Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.
С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.
Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
Если
внимательно рассмотреть
Кроме
репродуктивной деятельности в поведении
человека присутствует творческая деятельность,
результатом которой является не
воспроизведение бывших в его
опыте впечатлений или
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Творческие
способности представляют собой
сплав многих качеств. И вопрос о
компонентах творческого