Выбор оптимального стиля поведения в конкретном конфликте с целью осуществления собственных интересов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

цель курсового проектирования – разработка рекомендаций, обеспечивающих использование оптимального стиля поведения в конкретном конфликте.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
изучение стилей поведения в конфликте, их сильных и слабых сторон;
обобщение факторов, определяющих выбор оптимального стиля поведения в конфликте;
диагностика конкретного конфликта, выявление интересов взаимодействующих сторон;
оценка функциональной направленности конфликта и его последствий;
обоснование стиля (стратегии) поведения участника конфликта на основании анализа выявленных детерминирующих факторов;
разработка описания тактик, обеспечивающих реализацию выбранного стиля (стратегии) поведения в конфликте.

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 5
Стили конфликтного поведения 4
Уклонение 6
Приспособление 7
Конфронтация 9
Сотрудничество 10
Компромисс 11
Аналитическая часть 13
Описание конфликта, произошедшего в данной организации 14
Причины конфликта 15
Функции конфликта 15
Функции рсассматриваемого конфликта 16
Фазы и стадии конфликта 18
Модель поведения в конфликте 19
Шаги к преодолению конфликта 20
Переговоры как конструктивная технология разрешения конвликтов 21
Карта конфликта 24
Проектная часть 25
Обоснование стратегии и методов урегулирования выбранного конфликта и алгоритма их реализации 26
Обоснование , в соответствии с выбранной темой, комплекса мероприятий, направленных на предупреждение подобных конфликтов в организации 27
Стратегии и способы разрешения конфликта 28
Переговорный процесс при межличностном конфликте 31
Методы разрешения конфликтов 32
Заключение 34
Литература 35

Работа содержит 1 файл

курсовик по конфликтологии.doc

— 231.50 Кб (Скачать)
 

    Проектная часть.

 

    Проектная часть предназначена для обоснования  конкретных предложений исполнителя курсового проекта.

    Проектные предложения включают:

а) обоснование стратегии и методов урегулирования (разрешения) выбранного конфликта и алгоритма их реализации;

б) обоснование, в соответствии с выбранной темой курсового проекта,  комплекса мероприятий, направленных на предупреждение (профилактику) подобных конфликтов в организации.

 

 а) Обоснование стратегии  и методов урегулирования выбранного конфликта  и алгоритма их реализации.

    Опираясь  на вышесказанное, можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом разрешения конфликтов являются переговоры. Благодаря правильному, умелому, последовательному их проведению  Прохору Платоновичу удалось не только сохранить завод, но и впоследствии вывести его на высокий уровень производительности, не смотря на больше количество конкурентов. Конструктивные возможности переговоров и посредничества крайне высоки. Одним из существенных плюсов данного метода является то, что его применение возможно как при вертикальных конфликтах («вертикальные переговоры»: начальник - группа работников; трудовой коллектив - администрация предприятия), так и при горизонтальных («горизонтальные переговоры»: начальник отдела - начальник отдела; группа работников - группа работников).

 
 

    Вспомним  еще раз все  стадии успешных переговоров:

  1. подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров);
  2. предварительный отбор позиции (первоначальные заявления участников об их позиции в данных переговорах);
  3. поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба, установление реальной позиции оппонентов);
  4. завершение (выход из возникшего кризиса или переговорного тупика).

     

б) обоснование, в соответствии с выбранной темой  курсового проекта,  комплекса мероприятий, направленных на предупреждение (профилактику) подобных конфликтов в организации.

    В случае особой остроты конфликтной  ситуации или невозможности провести переговоры своими силами как дополнение к методу переговоров используется технология посредничества. В процедуре посредничества задействуется независимая нейтральная третья сторона, посредник, который содействует в переговорах между сторонами в неформальной обстановке и помогает им найти приемлемое соглашение и достигнуть его.

    Предопределение типа выхода из конфликта необходимо начинать с рассмотрения конфликтов и определения их. Затем необходимо рассмотреть причины конфликтов и заострить внимание на источнике напряжения. Например, некоторые конфликты вызваны обстоятельствами; некоторые связаны с особенностями вовлечения в них людей; другие могут быть обусловлены повторяющейся формой поведения или отношения, которая может лечь в основу конфликтной ситуации.

    Полезно иметь представление о некоторых  общих причинах конфликтов между  людьми, которые являются результатом недостаточного общения или непонимания; различия в планах, интересах и оценках; противостояния в групповых конфликтных ситуациях; неверных предположений в отношении чьих-либо действий; отсутствия сочувствия нуждам и желаниям других людей и т.д.

    После обнаружения скрытых причин и  источников конфликта следующим  шагом является коррекция проблемы путем проходящей реакции. Например, если конфликт вызван недостаточным  общением или его отсутствием, очевидная  реакция состоит в поиске путей  налаживания общения. Если конфликт связан с различием в жизненных планах, реакция будет заключаться в одном из компромиссов, выработанных в результате переговоров и поиска решений, при которых в выигрыше остается каждый участник конфликта. Если же помехой является собственные страхи и нерешительность, то решение заключается в выработке методов преодоления этих препятствий на пути. 

    Причинами же нашего конфликта являются социально-экономическая  и политическая ситуация в стране, а так же ограниченность ресурсов, поэтому директору предприятия ничего не оставалось кроме как набраться терпения и ждать нового экономического прорыва в стране, а тем временем попытаться сделать все возможное, чтобы сгладить все острые углы, возникающие между работниками предприятия, в связи с кризисом.

    При соответствующем опыте действия в конфликтных ситуаций, потенциальные конфликты могут быть вообще предотвращены, или разрешены и даже использованы в качестве источника улучшения отношений с другими людьми и самосовершенствования. Задача состоит не в том, чтобы уйти от конфликта, который потенциально возможен во всех общественных отношениях и ситуациях внутреннего выбора, а в распознавании конфликта и контроле над ним с целью получения наилучшего итога.

 

Стратегии и способы разрешения конфликта.

Разрешение конфликта - многоэтапный процесс, имеющий свою логику:

  1. Аналитический этап - сбор и оценка информации по следующим проблемам:
  • объект конфликта
  • оппонент
  • собственная позиция
  • причины и непосредственный повод
  • социальная среда
  • вторичная рефлексия

2.  Прогнозирование варианта решения:

  • наиболее благоприятный
  • наименее благоприятный
  • что будет, если просто прекратить действия

3.  Действия  по реализации намеченного плана

4.  Коррекция  плана

5.  Контроль  эффективности действий

6.  Оценка  результатов конфликта

    Стратегии разрешения конфликта - основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имеет два существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий.

    Во-первых, в стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат конфликта. Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем вариантам:

    • Односторонний выигрыш;
    • Односторонний проигрыш;
    • Взаимный проигрыш;
    • Взаимный выигрыш.

    Данные  варианты нашли отражение в конкретных стратегиях переговоров Р.Фишера, У.Юри, У.Мастенбрука и других исследователей. Такими стратегиями являются:

    • Выигрыш-проигрыш
    • Проигрыш-выигрыш
    • Проигрыш-проигрыш
    • Выигрыш-выигрыш

    Во-вторых, выбор той или иной стратегии в переговорном процессе.

 
Тип стратегии  Стратегические  цели  Факторы стратегии
Выигрыш-проигрыш  Выигрыш за счет проигрыша оппонента  Предмет конфликта; завышен образ конфликтной ситуации; поддержка конфликтанта в форме  подстрекательства со стороны участников социального взаимодействия; конфликтная личность
Проигрыш-выигрыш  Уход от конфликта, уступка оппоненту  Предмет конфликта; занижен образ конфликтной ситуации; запугивание в форме угроз, блефа  и т.п.; низкие волевые качества, личность конформистского типа
Проигрыш-проигрыш  Самопожертвование во имя гибели противника  Предмет конфликта; неадекватен образ конфликтной  ситуации; личность конфликтующих (природная  или ситуативная агрессивность); отсутствия видения других вариантов  решения проблем
Выигрыш-выигрыш  Достижение  взаимовыгодных соглашений  Предмет конфликта; адекватен образ конфликтной  ситуации; наличие благоприятных  условий для конструктивного  разрешения проблемы

    Если  мы посмотрим на эти стратегии, то увидим, что в принципе они соответствуют  стратегиям поведения в конфликте. Это неудивительно, ведь они являются продолжением последних. Речь идет о стратегиях соперничества, компромисса, уступки и сотрудничества. Отсутствует только избегание, поскольку в случае применения в конфликте стратегии избегания не может идти речь о его  окончательном разрешении.

Переговорный  процесс при межличностном  конфликте

В решении  межличностного конфликта очень  часто используют манипулятивные приемы, которые нужно знать.

Чаще  всего встречаются:

  • ссылки  на авторитет
  • выдергивание отдельных фраз из контекста
  • уход от темы разговора
  • намеки
  • лесть
  • шутки-высмеивания
  • предсказание  ужасных последствий.

Это так называемые простые  приемы. Есть и более  сложные:

  • имитация  решения проблемы
  • альтернативные  формулировки вопросов. Требующие ответа «да» или «нет»
  • сократовские вопросы (техника первого «да»)
  • оттягивание решения и др.

    Для того, чтобы успешно противостоять  манипуляциям, необходимо знать их и уметь выбрать правильный ответ. Вот несколько примеров с ответами на манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости»:

 
 
 
 
Способ  поведения  Ожидаемая реакция  Способ  противодействия
Патетическая  просьба «войти в положение»  Вызвать благосклонность  и великодушие  Не брать  на себя обязательств
Создание  видимости того, что позиция оппонента слишком сложна и непонятна  Принудить партнер  раскрыть больше информации, чем ему  нужно  Спросить о  том, что именно непонятно
Изображение делового партнера, представление существующих проблем как несущественных, побочных вопросов  Показать, что вы – умудренный опытом человек, которому не пристало осложнять жизнь другим  Твердо указать  на то, что есть много препятствий  для решения проблем
Поза  «благоразумности» и «серьезности», авторитетные заявления, основанные на «очевидных» и «конструктивных» идеях  Страх показаться глупым, несерьезным и неконструктивным  Заявить, что  некоторые очень важные аспекты  еще не были приняты во внимание

    Однако  все эти манипуляции очевидны и просты. Им можно с легкостью  противостоять, если уметь определять их. Существует уровень манипуляций, который выявить достаточно проблематично. Манипуляция преследует, как правило. Иерархические цели и всегда является средством компенсации и самоутверждения. Главное – учиться постепенно распознавать манипуляцию и уметь противостоять ей в конфликте.

 

Методы  разрешения конфликтов.

  1. С точки зрения распознавания конфликта, идеальным является рационально - интуитивный метод разрешения конфликтов, разработанный американским ученым Джини Грехем Скотт. С самого начала этот метод вовлекает в работу сознание и интуицию при осуществлении выбора образа действия в конфликтной ситуации. Этот подход основывается на оценке обстоятельств, характеров, интересов и нужд вовлеченных в конфликт людей, а так же собственных целей, интересов, нужд.

    В серьезные конфликты всегда вовлечены эмоции участников. Таким образом, одним из первых шагов к разрешению конфликта является подавление рождаемых им отрицательных эмоций - собственных и эмоций других людей.

    После подавления эмоций появляется возможность  использовать соответственно разум или интуицию для того, чтобы сформулировать возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон.

    Вывод:  основной способ применения рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит в том, чтобы рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему или потенциальную проблему, которая ждет своего решения. Затем подбирается подходящий метод решения проблем, пользуясь арсеналом возможных стратегических мер контроля конфликтных ситуаций. Выбираемая стратегия будет зависеть от того, на какой стадии находится конфликт (потенциальный конфликт, развивающийся конфликт, открытый конфликт), от важности конкретного решения, от оценки нужд и желаний других людей, а также от характера эмоций, проявляемых в конфликте. После выбора подходящего метода определяется наилучший способ его применения.

  1. Для более успешного разрешения конфликта эффективно составление карты конфликта, разработанной Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Суть ее в следующем:
    • определение проблемы конфликта в общих чертах;
    • определение сторон, вовлеченных в конфликт;
    • определение потребностей и опасений каждого из главных участников конфликта.

Информация о работе Выбор оптимального стиля поведения в конкретном конфликте с целью осуществления собственных интересов