Выбор оптимального стиля поведения в конкретном конфликте с целью осуществления собственных интересов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

цель курсового проектирования – разработка рекомендаций, обеспечивающих использование оптимального стиля поведения в конкретном конфликте.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
изучение стилей поведения в конфликте, их сильных и слабых сторон;
обобщение факторов, определяющих выбор оптимального стиля поведения в конфликте;
диагностика конкретного конфликта, выявление интересов взаимодействующих сторон;
оценка функциональной направленности конфликта и его последствий;
обоснование стиля (стратегии) поведения участника конфликта на основании анализа выявленных детерминирующих факторов;
разработка описания тактик, обеспечивающих реализацию выбранного стиля (стратегии) поведения в конфликте.

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 5
Стили конфликтного поведения 4
Уклонение 6
Приспособление 7
Конфронтация 9
Сотрудничество 10
Компромисс 11
Аналитическая часть 13
Описание конфликта, произошедшего в данной организации 14
Причины конфликта 15
Функции конфликта 15
Функции рсассматриваемого конфликта 16
Фазы и стадии конфликта 18
Модель поведения в конфликте 19
Шаги к преодолению конфликта 20
Переговоры как конструктивная технология разрешения конвликтов 21
Карта конфликта 24
Проектная часть 25
Обоснование стратегии и методов урегулирования выбранного конфликта и алгоритма их реализации 26
Обоснование , в соответствии с выбранной темой, комплекса мероприятий, направленных на предупреждение подобных конфликтов в организации 27
Стратегии и способы разрешения конфликта 28
Переговорный процесс при межличностном конфликте 31
Методы разрешения конфликтов 32
Заключение 34
Литература 35

Работа содержит 1 файл

курсовик по конфликтологии.doc

— 231.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Фазы  и стадии конфликта.

    Конечно, все конфликты нельзя подогнать  под единую универсальную схему. Есть конфликты типа схватки, где можно рассчитывать только на победу, конфликты типа дебатов, где возможны споры, маневры, обе стороны могут рассчитывать на компромисс. Есть конфликты типа игры, где стороны действуют в рамках одних правил и т.д.

  •   Зарождение конфликта - латентная стадия, часто даже незаметная для внешнего наблюдателя. Действия развиваются на социально психологическом уровне - разговоры на кухне, в курилках, раздевалках. Развитие этой фазы можно отслеживать по некоторым косвенным признакам (рост числа увольнений, прогулов).

    Ни  один конфликт не возникает мгновенно. Социальное напряжение, эмоциональное  раздражение накапливаются в  течение какого-то времени, и предконфликтная  стадия может быть растянутой.

  •   Предконфликтная стадия - это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсные возможности. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на противоположную сторону, информация, власть, связи, союзники, на поддержку которых можно рассчитывать и тд.

    Первоначально участники конфликта ищут пути достижения целей без воздействия на соперничающую сторону. Когда такие попытки оказываются тщетными, индивид, коллектив, социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его вины, степень возможного противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.

    Бывают  ситуации, когда причина фрустрации скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта  для социального конфликта, который  не имеет отношения к блокированию потребности, то есть происходит ложная идентификация. Иногда ложная идентификация создается искусственно с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации, социального напряжения. В сложнейшем переплетении социальной жизни опытные политики довольно часто выпускают пар социального напряжения, создавая ложные объекты фрустрации. Например, руководитель предприятия, не умея разумно распорядиться финансовыми ресурсами, объясняет невыплату заработной платы действиями центрального правительства.

    Предконфликтная стадия характеризуется также выработкой каждой из конфликтующих сторон сценария или даже нескольких сценариев своих  действий, выбором способов воздействия  на противоборствующую сторону. Предконфликтная  стадия представляет научный и практический интерес для управленцев, социологов, поскольку при правильном выборе стратегии, способов воздействия на участников можно тушить возникающие конфликты или, наоборот, их раздувать, используя определенные политические или иные цели.

    Фазы  конфликта:

Здесь необходимо перечислить следующие стадии:

  • Инцидент (формальный повод);
  • Начало;
  • Развитие;
  • Пик.
 

Модель  поведения в конфликте  и стратегии его  разрешения.

    Что касается модели поведения в конфликте, Прохор Платонович выбирает наиболее оптимальную:  конструктивную.  Таким образом у обеих сторон сохраняется ощущение достоинства и самоуважения. Данная модель строится на принципе: "Я выигрываю - Ты выигрываешь". Именно такое поведение в конфликте приводит к достижению целей. Именно умение найти компромисс повышает уверенность в себе и позволяет сохранить взаимоотношения открытыми.

      Каждый  конфликт индивидуален и многогранен, поэтому  стратегии его разрешения часто меняются, в зависимости  от ситуации. В фильме мы можем наблюдать  как конфронтацию, так и компромисс с приспособлением. Бандиты - очень опасные люди, с ними нельзя играть в игры, они всегда добиваются того, чего хотят и мало задумываются о морали, человеческих ценностях и тд. Однако, используя разные стратегии разрешения конфликта, Прохору Платоновичу все же удается держать ситуацию под контролем. В начале разговора происходит конфронтация – столкновение интересов Директора завода и Креста. Каждый действует активно и самостоятельно, пытаясь добиваться осуществления собственных интересов без учета интересов другой стороны, а то и в ущерб им.

      Далее участники пытаются найти компромисс. Поскольку данный стиль предполагает расположенность участников конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов, то такая стратегия поведения не оправдала себя и оказалась неприемлемой для бандитов, что, в свою очередь, вынудило Прохора Платоновича приспособиться к условиям бандитской группировки и заставило играть по их правилам. Однако в отличие от уклонения этот стиль предполагает в большей мере учитывать интересы оппонентов и не избегать совместных с ними действий.

 

      Шаги (меры) к преодолению конфликта.

 

    В разрешении конфликта можно выделить следующие этапы:

  • определить ваши склонности по разрешению конфликта; 
  • определить суть конфликта в части участвующих в нем сторон;
  • определить суть конфликта по существу возникшей проблемы;
  • четко определить, в чем, где и как вы расходитесь в конфликтной ситуации;
  • посмотреть на конфликт глазами противника;
  • создать участникам конфликта определенные стимулы для разрешения конфликта;
  • обуздать свои эмоции, чтобы они не привели к обострению конфликта;
  • установить минимальные требования сторон в данном конфликте.
 

    Переговоры  как конструктивная технология разрешения конфликтов.

    Основным  позитивным методом разрешения конфликтов являются переговоры. Данной технологией и воспользовался  Прохор Платонович.

    Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. В том случае, когда делается акцент на переговоры как часть конфликта, их стремятся вести с позиции силы, с целью достигнуть односторонней победы. Естественно, такой характер переговоров, обычно, приводит к временному, частичному разрешению конфликта, и переговоры служат лишь дополнением к борьбе за победу над противником. Если же переговоры понимаются имущественно как метод урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки и взаимное удовлетворение определенной части интересов сторон.

    Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:

    • существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;
    • отсутствия значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта;
    • соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;
    • участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.

    Правильно организованные переговоры проходят последовательно  несколько стадий:

      1. подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров);
      2. предварительный отбор позиции (первоначальные заявления участников об их позиции в данных переговорах);
      3. поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба, установление реальной позиции оппонентов);
      4. завершение (выход из возникшего кризиса или переговорного тупика).

Подготовка  к началу переговоров. Перед началом любых переговоров крайне важно хорошо к ним подготовиться: провести диагностику состояния дел, определить сильные и слабые стороны участников конфликта, спрогнозировать расстановку сил, выяснить, кто будет вести переговоры и интересы какой из групп они представляют. Кроме сбора информации, на этой стадии необходимо четко сформулировать свою цель участия в переговорах .

Возможные цели и результаты участия в переговорах.

Формулировка  целей Возможные результаты
  • отражают в максимальной степени наши интересы;
  • учитывают наши интересы;
  • практически не учитывают наши интересы;
  • ущемляют наши интересы.
  • наиболее желательные для нас результаты;
  • допустимые результаты;
  • неприемлемые результаты;
  • совершенно неприемлемые.

    Вторая  стадия переговоров - первоначальный отбор позиции (официальные заявления участников переговоров). Эта стадия позволяет реализовать две цели участников переговорного процесса: показать оппонентам, что их интересы вам известны и вы их учитываете; определить поле для маневра и попытаться оставить в нем как можно больше места для себя. Если переговоры проходят с участием посредника (ведущего, переговорщика), то он должен каждой стороне дать возможность высказаться и сделать все от него зависящее, чтобы оппоненты не перебивали друг друга.

    Третий  этап переговоров состоит в поиске взаимоприемлемого решения, психологической борьбе.

    На  этом этапе стороны определяют возможности  друг друга, насколько реальны требования каждой из сторон и как их выполнение может отразиться на интересах другого участника. Оппоненты представляют факты, выгодные только им, заявляют о наличии у них всевозможных альтернатив. Здесь же возможны различные манипуляции и психологическое давление на ведущего, захватить инициативы всеми возможными способами. Цель каждого из участников - добиться равновесия или небольшого доминирования.

    Задача  посредника на данном этапе - увидеть  и привести в действие возможные  комбинации интересов участников, способствовать внесению большого количества вариантов решений, направить переговоры в русло поиска конкретных предложений. В случае, если переговоры начинают приобретать резкий характер, задевающий одну из сторон, ведущий должен найти выход из создавшегося положения.

    Четвертый этап - завершение переговоров или выход из тупика.

К этому  этапу уже существует значительное количество различных вариантов  и предложений, но соглашение по ним  еще не достигнуто. Время начинает поджимать, увеличивается напряженность, требуется принятие какого-то решения. Несколько последних уступок, сделанных обеими сторонами, могут спасти дело. Но здесь важно для конфликтующих сторон четко помнить, какие уступки не влияют на достижение их основной цели, а какие сводят на нет всю предыдущую работу.

КАРТА КОНФЛИКТА
КОнфликт  между директором предприятия и бандитами
Вопросы Ответы
Кто участвует Директор завода «Гранит» -Прохор Платонович, главарь  бандитской группировки - Крест
Где происходит конфликт Кабинет директора
Что происходит Бандиты требуют  большой процент за предоставление выгодного госзаказа
Вид конфликта производственно-экономический, общий, острый длительный, затяжной, межличностно-групповой, реальный, объективный, организационный, деловой, горизонтальный, негативный, деструктивный, скрытый, неизбежный, компромиссный, частично разрешаемый.
ОБъект  конфликта Доходы предприятия, скрытые от государства
предмет конфликта Способ и  механизм распределения доходов
Причины конфликта:

а) общие

б) частные

 
социально-экономические и политические

различие в  целях и средствах, ограниченность ресурсов

методы  диагностики конфликта Наблюдение, опрос, изучение документов
Функции конфликта Сигнализация  об очагах социальной напряженности, профилактика (предотвращение) разрушительных противоборств, трансформация (преобразование) межличностных и межгрупповых отношений.
Фазы  и стадии конфликта:

А) фазы конфликта

Б) стадии конфликта

Инцидент,  начало, развитие, пик

предконфликтная, конфликтная

Модель  поведения в конфликте Конструктивная
Стратегия разрешения конфликта Конфронтация, компромисс, приспособление
Технологии  управления конфликтом Социально-психологические, коммуникативные, административно-экономические
Стрессоры:

А) стрессоры в окружающей среде

Б) личные стрессоры

потребности, эмоциональная устойчивость, гибкость, толерантность , самооценка.  
Методы  разрешения конфликта Переговоры, уход от конфликта, ответные агрессивные  действия
Чем кончается конфликт Директору завода приходится приспособиться к условиям бандитов

Информация о работе Выбор оптимального стиля поведения в конкретном конфликте с целью осуществления собственных интересов