Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 09:54, курсовая работа
цель курсового проектирования – разработка рекомендаций, обеспечивающих использование оптимального стиля поведения в конкретном конфликте.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
изучение стилей поведения в конфликте, их сильных и слабых сторон;
обобщение факторов, определяющих выбор оптимального стиля поведения в конфликте;
диагностика конкретного конфликта, выявление интересов взаимодействующих сторон;
оценка функциональной направленности конфликта и его последствий;
обоснование стиля (стратегии) поведения участника конфликта на основании анализа выявленных детерминирующих факторов;
разработка описания тактик, обеспечивающих реализацию выбранного стиля (стратегии) поведения в конфликте.
Введение 3
Теоретическая часть 5
Стили конфликтного поведения 4
Уклонение 6
Приспособление 7
Конфронтация 9
Сотрудничество 10
Компромисс 11
Аналитическая часть 13
Описание конфликта, произошедшего в данной организации 14
Причины конфликта 15
Функции конфликта 15
Функции рсассматриваемого конфликта 16
Фазы и стадии конфликта 18
Модель поведения в конфликте 19
Шаги к преодолению конфликта 20
Переговоры как конструктивная технология разрешения конвликтов 21
Карта конфликта 24
Проектная часть 25
Обоснование стратегии и методов урегулирования выбранного конфликта и алгоритма их реализации 26
Обоснование , в соответствии с выбранной темой, комплекса мероприятий, направленных на предупреждение подобных конфликтов в организации 27
Стратегии и способы разрешения конфликта 28
Переговорный процесс при межличностном конфликте 31
Методы разрешения конфликтов 32
Заключение 34
Литература 35
Конфронтация вовсе не означает, что непременно употребляется грубая сила или делается ставка лишь на власть и высокий ранг того, кто добивается возобладания своего мнения, собственных интересов. Возможно, что настойчивое стремление выиграть противостояние опирается на более убедительные аргументы, на умение одного из оппонентов искусно драматизировать свои идеи, подавать их в эффектном изложении, в манере броского вызова.
Нельзя, однако, забывать, что любое давление, в какой бы «элегантной» форме оно ни происходило, может обернуться взрывом необузданных эмоций, разрушением уважительных и доверительных отношений, чрезмерно негативной реакцией со стороны тех, кто окажется побежденным и не оставит попыток добиться реванша. Потому конфронтационность, желание считать себя всегда правым — мало пригодный стиль поведения в большей части ■ межличностных конфликтов, не лучший вариант сохранения здоровой морально-психологической атмосферы в организации, создания условий, позволяющих сотрудникам ладить друг с другом.
Сотрудничество, как и конфронтация, нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но в отличие от конфронтационного стиля сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Это возможно при условии своевременной и точной диагностики проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения как внешних проявлений, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей для всех цели.
Стиль сотрудничества охотно используется теми, кто воспринимает конфликт как нормальное явление социальной жизни, как потребность решить ту или иную проблему без нанесения ущерба какой-либо стороне. В конфликтных ситуациях возможность сотрудничества появляется в тех случаях, когда:
Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях. Но такой путь продвижения к положительному исходу конфликта по-своему тернист. Он требует времени и терпения, мудрости и дружеского расположения, умения выразить и аргументировать свою позицию, внимательного выслушивания оппонентов, объясняющих свои интересы, выработки альтернатив и согласованного выбора из них в ходе переговоров взаимоприемлемого решения. Наградой за общие усилия служат конструктивный, всех устраивающий результат, совместно найденный оптимальный выход из конфликта, а также укрепление партнерского взаимодействия.
Компромисс занимает срединное место в сетке стилей конфликтного поведения. Он означает расположенность участника (участников) конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Этот стиль в равной мере предполагает активные и пассивные действия, приложение индивидуальных и коллективных усилий. Стиль компромисса предпочтителен тем, что обычно преграждает путь к недоброжелательности, позволяет, хотя и отчасти, удовлетворить притязания каждой из вовлеченных в конфликт сторон. К компромиссу обращаются в ситуациях, когда:
Способность
к компромиссу — признак
Выявленные существенные характеристики конфликта представляются в форме заполненной Карты конфликта (таблица 1).
Опишем конфликт между директором предприятия и бандитами из учебного фильма. Конфликт происходит в 90-х годах на заводе Красноярского края «Гранит», занимающемся обработкой породы. Трудно рассматривать данный конфликт отдельно от общей ситуации в стране в то время. 90-е годы характеризуются чрезвычайно низкими показателями доходов населения, невыплатой заработной платы, пенсий, пособий, что в свою очередь превратилось в системный узел проблем социально-экономического развития России. За годы проведения рыночных реформ реальные доходы населения снизились более чем в два раза, ухудшились практически все показатели уровня и качества жизни населения. Российская действительность 90-х годов убедительно свидетельствует о том, что экономика “дешевого работника”, удовлетворение его потребностей на минимальном уровне оказывают угнетающее воздействие не только на работника, но и на возможности развития экономики в целом.
В данных условиях каждый выживает по-своему, кто-то честным путем, трудясь в поте лица и пытаясь хоть чем-то помочь стране, а кто-то предпочитает более простой способ наживы – вымогательство, что и произошло на заводе «Гранит». В Связи с отсутствием больших и выгодных госзаказов, чтобы сохранить завод, директор предприятия вынужден сотрудничать с бандитской группировкой города, которая чувствуя свое превосходство и власть, вымогает взамен своим услугам очень крупный процент.
Данный конфликт развивается на протяжении всего фильма, но мы рассмотрим его непосредственное начало-зарождение. Для этого вспомним самый первый разговор директора с главарем бандитской группировки, так называемой, крышей.
Участниками конфликта являются непосредственно директор – Прохор Платонович и главарь бандитской группировки по прозвищу Крест.
Объектом, в свою очередь, являются доходы предприятия, скрытые от государства, так как лишь на них могут претендовать бандиты.
Причины конфликта.
Причины конфликта - это проблемы, явления, события, которые предшествуют конфликту и при определенных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.
Причины конфликта раскрывают источники их возникновения и предопределяют характер протекания, методы урегулирования. Среди огромного множества причин конфликтов можно выделить общие и частные причины.
Функции конфликта.
Конфликты могут выполнять самые разные функции как позитивные, так и негативные.
Позитивные | Негативные |
|
|
Функции рассматриваемого конфликта:
Конфликтное столкновение позволяет не только обнаружить нерешенные проблемы и серьезные промахи в ведении дела, но и предоставляет возможность для открытого выражения потребностей, интересов и устремлений людей, их неудовлетворенности или протеста. Обычно возникновение конфликтной ситуации предупреждает о неблагополучном положении в данной организации, обнаруживая и предавая гласности, к примеру, нетерпимые условия труда, произвол администрации, злоупотребления отдельных должностных лиц, отступления от производственной демократии и т.п.
Конфликт, поляризуя противоположные силы, одновременно создает предпосылки для их объединения и сплоченности на новой основе, способствует укреплению взаимного уважения и доверия.
Конфликт, если он протекает на здоровой основе, укрепляет базу солидарности и сотрудничества людей, занятых совместным делом, удовлетворения их потребности в уважении к себе и общественном признании, обеспечивая тем самым выбор приемлемых для большинства правил поведения. В пределах конкретной организации такой конфликт улучшает социально-психологический климат в коллективе, ослабляет или вовсе устраняет напряженность, приносит профилактический эффект очищения атмосферы межличностных и межгрупповых отношений, создает условия, которые благоприятствуют хорошему настроению и социальному оптимизму персонала.
Если же в конфликте преобладают негативные начала, такой конфликт отвращает противоборствующие стороны от сотрудничества, воздвигает искусственные преграды на пути к взаимопониманию, подогреваемые стремлением продолжить противостояние и, не считаясь ни с чем, любой ценой настоять на своем. В результате ухудшается морально-психологическая атмосфера, осложняются отношения между соучастниками общего дела, ослабляется их уверенность в своей нравственной защищенности при общении с коллегами.
Достигая разрядки напряженности между участниками конфликта, улаживая возникшие и обострившиеся разногласия, удается избежать столкновений со значительным материальным ущербом и нравственными потерями, длительным разладом в коллективе, выбивающим всю организацию из нормальной колеи. К примеру, недостаточное внимание к своевременному урегулированию коллективных трудовых споров, социальных конфликтов на почве задержки выплаты заработной платы, недооценка примирительных процедур могут обернуться общим социально-трудовым конфликтом вплоть до ее крайней формы - забастовки.