Возрастные кризисы.Причины.Протекание.Преодоление

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 03:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить роль кризиса в развитии ребенка. Исследовать структуру возрастных кризисов; теоретически и эмпирически выявить взаимосвязь острого протекания возрастного кризиса с факторами социальной среды (семьи, школы).
Объект исследования: Психологические особенности возрастных кризисов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1.ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КРИЗИСОВ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ.
1.1. Обзор исследований критических возрастов в отечественной и западной психологии………………………………………………………………..5
1.2. Особенности протекания и значение критических возрастов……...7
РАЗДЕЛ 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ ПРОФИЛАКТИКИ ОСТРОГО ПРОТЕКАНИЯ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ.
2.1. Описание выборки и методов исследования…………………………..18
2.2 Анализ результатов……………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………………………………………..38
Приложения

Работа содержит 1 файл

Особенности протекания и значение критических возрастов (1).doc

— 198.00 Кб (Скачать)

Сказанное означает, что возрастное развитие ребенка провоцирует развитие родительской (воспитательной) позиции взрослых. Если взрослый «отказывается» от возможности развития, намеренно или по неведению старается сохранить старые формы взаимодействия с ребенком, это приводит к неблагополучию в отношениях с ребенком, к собственным эмоциональным проблемам, блокирует развитие ребенка.

Таким образом, действия взрослого так же, как и действия ребенка, меняются в критический период. Именно коррекция поведения взрослого является, как правило, условием, обеспечивающим нормальное течение возрастного кризиса у ребенка.

Для грамотного ведения психологического кризиса у ребенка взрослый должен обладать необходимыми знаниями относительно природы происходящих с ребенком изменений и быть готовым не только действовать, но и анализировать собственные действия.

III этап исследования

Однако отсутствие работы с детьми делает нашу исследовательскую работу не полной. Диагностическая работа с детьми построена на основе проективной методики «Цветовой тест отношений» М.Эткинда и тест «Рисунок семьи».[22] Целью психологической диагностики является в данном случае: выявление эмоциональной окраски отношения детей к родителям и уточнить картину детско-родительских отношений. Проективная методика «Цветовой тест отношений» представляет собой невербальный компактный диагностический прием, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека.

Теоретическую основу методики составляет концепция отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности.[11,117]

Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, идея и процедуры которого были разработаны автором. Он базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим - и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь, подтвержденная во многих экспериментальных психологических исследованиях, давно используется в ряде психодиагностических методов.

При разработке ЦТО был использован набор цветов из восьмицветового теста М. Люшера.[22] Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный и желтый), два смешанных цвета (сиреневый и коричневый) и два ахроматических цвета (черный и серый). Процедура тестирования достаточно проста и заключается в необходимости для испытуемого подобрать к каждому из людей и понятий подходящие цвета. Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношении ребенка к тому или другому из родителей, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергаемый родитель ассоциируется с цветами, получившими наибольшие ранги в индивидуальной цветовой раскладке. Диагностически значимым является не только ранг цвета, с которым ребенок ассоциирует кого-либо из родителей, но и сам этот цвет. Совпадение цветов, с которыми ребенок ассоциирует самого себя и одного из родителей, свидетельствует о наличии сильной связи с ним, значимости процесса идентификации. Важную роль играет то, где в цветовой раскладке находится цвет самообозначения: перед цветами, с которыми ассоциируются родители (я хороший - они плохие), после них (я плохой - они хорошие) или между ними (отношения диссоциированы).

Результаты теста дают возможность выделить следующие характерные типы детско-родительских отношений:

Тип А - дети испытывают эмоциональные трудности в отношении с родителями, наличие жестких отношениях в семье, гиперопека . Самооценка чаще всего занижена, строиться по схеме «я плохой -они хорошие».

Тип Б- непонимание и отгороженность ребенка от отца или матери, доминирование в семье одного из родителей, самооценка завышена, строится по схеме «я- хороший, они плохие».

Тип В- наличие сильной эмоциональной связи с одним из родителей, присутствие процесса идентификации. Отношения с родителями диссоциированы.

Отношение испытуемых (детей) к тому или иному типу представлено в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5

 

Тип А

Тип Б

Тип В

Группа 1 %

52,4

39,6

8

Группа 2 %

36,5

38,1

25,4

Группа 3 %

21,7

35,2

43,1

 

Данные таблицы 5 показывают, что дети 1 группы в большей степени испытывают эмоциональные трудности в отношениях с родителями. В группе 2 и в группе 3 также присутствует часть детей с проблемами в детско-родительских отношениях. Данные теста подтверждают наши выводы о том, что эмоциональное состояние детей, их отношение к родителям взаимосвязано с общим семейным климатом, системой воспитания, принятой в данной семье.

Следующий, используемый нами тест, это тест «Рисунок семьи».[22]

Методика «Рисунок семьи» доступна и удобна в применении, она дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Задача тестирования детей: выявить особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье.

Анализ рисунков детей позволяет нам сделать следующие обобщенные выводы.

В экспериментальной 1 группе 85% испытуемых показали негативные чувства к членам семьи, ситуации отчужденности детей от родителей.

Во 2 группе количество испытуемых с негативными чувствами составило 42%.

И в 3 экспериментальной группе было выявлено всего 22,5% испытуемых испытывающих негативные чувства к членам семьи.

Таким образом дети, которые входят в 1 группу показывают наиболее высокие результаты по негативному отношению к своим близким. В этой группе наблюдается наибольший процент детей испытывающих эмоциональный дискомфорт в отношениях с родителями.

Если мы сравним результаты тестирования родителей и результаты тестирования детей, мы можем сказать, что испытуемые относящиеся к 1 экспериментальной группе испытывают трудности в плане детско-родительских отношений. Это связано с а) прохождением детьми фазы острого протекания возрастного кризиса; б) с непониманием родителями характера изменений происходящих с детьми; в) неспособность взрослых к пластичности, ригидность системы воспитания. Таким образом напрашивается вывод о проведении коррекционно-развивающей работы с детьми и коррекционно-профилактической работы с родителями.

Во 2 и 3 группе симптоматика острого протекания возрастного кризиса несколько ослабленная, смазанная. Здесь можно сказать об отсутствии именно острой фазы протекания возрастного кризиса. При анализе результатов тестирования родителей испытуемых входящих во 2 и 3 группу, мы можем наблюдать тенденцию к ослаблению авторитарной системы отношений с детьми, больший эмоциональный контакт с ребенком. Можно сказать, что испытуемые 2 и 3 группы (и родители, и дети) нуждаются в большей степени в профилактическом консультировании и в меньшей степени в коррекционной работе.

Вывод: Консультирование и просвещение родителей можно считать мерами профилактики возникновения острого протекания возрастного кризиса у детей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итоги исследования, осуществив краткий обзор существующих теорий о природе возрастных кризисов, основных положений концепции возрастных кризисов в отечественной психологии и западных теориях развития.      Возрастной кризис - это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую социальную ситуацию развития и провоцирует образование новой.

На основе рассмотренного материала можно дать общее определение возрастного кризиса.

Возрастной кризис состоит в преобразовании социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая. Возрастной кризис может сопровождаться особым синдромом - трудновоспитуемостью.

Трудновоспитуемость является одним из симптомов острого протекания возрастного кризиса.

Для выработки мер профилактики острого протекания возрастного кризиса мы рассмотрели структуру возрастного кризиса, причины возникновения фазы острого протекания возрастных кризисов. В качестве одной из основных причин острого протекания возрастного кризиса мы считаем, что характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций, отношений в семье, системы воспитания, эмоционального состояния ребенка. Если родители, воспитатели, учителя и другие значимые для ребенка люди своевременно учитывают происходящие в нем изменения и в соответствии с ними выстраивают свое отношение, то протекание кризиса в значительной мере смягчается. Таким образом мы можем предположить, что в качестве профилактики острого протекания возрастных кризисов (детства) является коррекция поведения взрослого и ребенка.

Иными словами, родителям надо научиться видеть в требованиях ребенка более широкий пласт содержаний его запросов, их неоднозначность, многоплановость.

Ребенок на каждом возрастном переходе пытается действовать иначе, чем принято, чем раньше. Его действия пронизаны идеей свободы от внешнего управления. Но подлинное свободное (произвольное) действие всегда совершается относительно многих контекстов, смыслов, значений.

В сущности, для взрослого критический период развития ребенка оказывается кризисом собственной системы воспитания.

Течение критического периода может быть успешным, если в результате происходит разрешение кризиса, т.е. взрослый выходит из него обогащенным новыми, более продуктивными способами взаимодействия с ребенком, понимающим причины возникших трудностей.

Сказанное означает, что возрастное развитие ребенка провоцирует развитие родительской (воспитательной) позиции взрослых. Если взрослый «отказывается» от возможности развития, намеренно или по неведению старается сохранить старые формы взаимодействия с ребенком, это приводит к неблагополучию в отношениях с ребенком, к собственным эмоциональным проблемам, блокирует развитие ребенка.

Таким образом, действия взрослого так же, как и действия ребенка, меняются в критический период. Именно коррекция поведения взрослого является, как правило, условием, обеспечивающим нормальное течение возрастного кризиса у ребенка.

Данные проведенного нами исследования полностью подтвердили нашу гипотезу.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.Божович Л.И. Избранные психологические труды. Москва, 1995.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4.

4.Выготский Л.С. статья "Проблемы возрастной периодизации детского  развития".

5.Государев Н.А. Специальная психология. Москва, 2008

6.Гуськова Т.В., Елагина М.Г. статья "Личностные новообразования у  детей в период кризиса трех лет".

7.Ермолаева М. В. Психология развития. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЕК", 2006.

8.Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций /Е.Н. Каменская. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

9.Крайг. Г., Бокум Д. Психология развития. Санкт-Петербург, 2004

10.Мухина В.С. Возрастная психология. Москва, 2000

11. Нуркова В.В. , Березанская Н.Б. Психология: Учебник. - М.: Высшее образование, 2006.
12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2007.

13. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. Сост. К.В. Сельченок.- Мн.: Харвест, 2003г.

14. Поливанова К.Н. Аннотация "Возрастные кризисы глазами психолога и педагога". Статья, эссе, 2003.

15.Поливанова К.Н. Становление возрастной психологии в психологическом институте.//Вопросы психологии. 2004-2 (март-апрель).

16. Психология подростка: учебник/под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. - СПб.; ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК,2006.

17.Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Москва, 2005

18. В.Б. Шапарь Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Информация о работе Возрастные кризисы.Причины.Протекание.Преодоление