Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 03:30, курсовая работа
Цель работы: Изучить роль кризиса в развитии ребенка. Исследовать структуру возрастных кризисов; теоретически и эмпирически выявить взаимосвязь острого протекания возрастного кризиса с факторами социальной среды (семьи, школы).
Объект исследования: Психологические особенности возрастных кризисов.
Введение…………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1.ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КРИЗИСОВ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ.
1.1. Обзор исследований критических возрастов в отечественной и западной психологии………………………………………………………………..5
1.2. Особенности протекания и значение критических возрастов……...7
РАЗДЕЛ 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ ПРОФИЛАКТИКИ ОСТРОГО ПРОТЕКАНИЯ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ.
2.1. Описание выборки и методов исследования…………………………..18
2.2 Анализ результатов……………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………………………………………..38
Приложения
Частая смена ролей поведения у ребенка - отражает поиск собственной манеры думать, говорить и двигаться.
Дошкольника легко довести до слез. Замечая, как действует заплаканный вид на впечатлительных взрослых, находчивые дети охотно демонстрируют свои страдания и с легкостью добиваются желаемого.
Ребенок может "впадать в детство", требуя покупать ему игрушки для малышей, ползая на четвереньках и сюсюкая. Особенно это характерно для детей, имеющих младших братьев и сестер.
Появление страхов. Это побочный эффект бурной фантазии, направленной на поиски своей социальной роли и на решение других животрепещущих вопросов вида "правда ли, что все динозавры вымерли?"
Противоречивость: ребенок хочет действовать как взрослый, но при этом отказывается помогать родителям или играть по правилам. Шестилетка не умеет сотрудничать и воспринимает "взрослость" как абсолютную независимость.
Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.
Кризис подросткового возраста в первую очередь связан с половым созреванием и перестройкой всего организма ребенка. Иногда весь подростковый возраст называют "затянувшимся кризисом".
В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму "гормональную бурю". Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков все в большей мере осознает истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство — более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении).
По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален. Тем не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Но ребенок может сочетать в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества. Например, девочки, планирующие себе в будущем профессиональную карьеру, часто обладают мужскими чертами характера и интересами, хотя одновременно могут иметь и чисто женские качества. Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического "Я". Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Известны случаи нервной анорексии: девочки, стремясь стать изящными как фотомодель, соблюдают строгую диету, а затем совсем отказываются от пищи и доводят себя до полного физического истощения. Подростков, страдающих таким своеобразным заболеванием, принудительно кормят и лечат в больницах.
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.
На образ физического "Я" и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и, тем самым, провоцируют его протест или раздражение. В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.
В этом возрасте появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается. В семье возникают частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки вмешаться в его жизнь. В это время ребенку уже хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями, он еще ребенок. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подростки испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными в правах со взрослыми.
То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроится - принять чувства своего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей; Контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе. Гиперопека, вседозволенность, а также равнодушие или авторитарное воспитание - все это препятствует успешному развитию личности подростка. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается, то детское послушание, то взрослая самостоятельность.
Вывод: Изучив роль кризиса в развитии ребенка и исследовав структуру возрастных кризисов теоретически можно перейти к эмпирическому исследованию и выявить взаимосвязь острого протекания возрастного кризиса с факторами социальной среды (семьи, школы).
Исследование включает три этапа:
I этап –включает определение наличия среди испытуемых (детей) лиц с симптомами указывающими на наличие возрастного кризиса, в том числе фазы острого его протекания.
II этап – включает исследование детско-родительских отношений, системы воспитание с целью выявить зависимость остроты протекания возрастного кризиса у ребенка от реакции родителей.
III этап исследования –диагностическая работа с детьми. В работе используются методы диагностики острого протекания возрастных кризисов (на примере кризиса 7-лет) для решения задач, связанных с определением динамики протекания возрастного кризиса, с экспериментальным подтверждением гипотезы , что в качестве профилактики острого протекания возрастных кризисов (детства) возможна коррекция поведения взрослого(родителей, педагогов) и ребенка.
При исследовании проявлений у детей симптомов острого протекания возрастного кризиса используется оригинальная методика Е.Поливановой «Интервью с родителями»; Тест – опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столин) – для исследования системы отношений детей и родителей в период острого протекания возрастного кризиса. [22]
Общее количество респондентов – 60 чел. Это 30 чел (родители детей в возрасте 6-7лет) и 30чел. детей в возрасте 6-7 лет. Исследование проходило в группе, составляющей подготовительный класс школы в течении двух месяцев.
Изменение поведения детей в переходные периоды происходит одновременно в нескольких сферах. По отношению к возрасту 6-7 лет такими значимыми сферами являются социальная (школьная) и домашняя. Возрастной переход не только предполагает возникновение новой значимой сферы (школьной - для детей 7 лет), но и трансформирует привычную ситуацию (домашнюю). Изучение домашнего поведения семилетних детей позволило выявить ситуации возникновения трудновоспитуемости, как одного из симптомов острого протекания возрастного кризиса.
На I этапе исследования респондентам была предложена методика «Интервью с родителями».
Методика «Интервью с родителями» представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление появления у ребенка новых поведенческих характеристик в домашней ситуации.
1. Что нового появилось в поведении вашего ребенка в последнее время?
2. Что вас радует, что расстраивает в его (ее) поведении в последнее время?
3. Каковы его (ее) отношения с братом, с сестрой? Изменились ли эти отношения в последнее время? В чем новизна?
4. Каковы его (ее) отношения с другими членами семьи (бабушками, дедушками)? Появилось ли что-то новое? В чем новизна?
5. О чем ваш ребенок любит говорить с вами? Эти темы появились в последнее время или они привычны?
6. Ребенок более склонен задавать вопросы или говорить сам?
7. В чем основные ваши трудности в общении с ребенком?
8. Чем ребенок любит заниматься дома? Один или при вашем участии?
9. Рассказывает ли о детском саде? Самопроизвольно или после вопросов?
10. Говорит ли о школе? Что говорит?
Ответы родителей позволяют систематизировать новые поведенческие характеристики детей.
Все поведенческие характеристики можно условно (и в соответствии с оценками родителей) разбить на три категории. Симптомы первой категории имеют характер прямого нарушения некоторых устоявшихся в данной семье отношений. Симптомы второй категории в определенной мере нейтральны, |последняя категория включает положительные приобретения взрослеющего ребенка (см.таблицу 2.1.).
Таблица 2.1.
Категория | Симптомы | Число упоминаний,% |
1 | Спор Непослушание Пауза Требовательность Упрямство Хитрость Реакция на критику Капризы | 89,6 79,5 62,0 37,9 34,4 27,5 20,6 13,4 |
2 | Внешний вид Взрослое поведение | 24,1 72,4 |
3 | Самостоятельность Самостоятельные занятия Общие вопросы Школа | 65,5 75,7 56,1 2 56,1 |
Наличие этих симптомов говорит о том, что все дети респондентов вступили в период перелома, возрастного кризиса. Однако выраженность симптомов у всех различна.
Выраженность симптомов рассчитывалась следующим образом: за 100% принималось максимально возможное количество упоминаний симптомов данной категории. Далее вычислялся процент числа реальных упоминаний к максимально возможному. На основе выраженности симптомов протекания возрастного кризиса всех испытуемых (детей) можно разделить на три группы. Выраженность симптомов представлена в таблице 2.2.
Выраженность симптомов трех категорий у детей с различной динамикой протекания возрастного кризиса
| Категория 1 | Категория 2 | Категория 3 |
Группа 1 | 86,7 | 61,7 | 94,1 |
Группа 2 | 60,0 | 54,1 | 63,1 |
Группа 3 | 56,8 | 59,1 | 57.9 |
Информация о работе Возрастные кризисы.Причины.Протекание.Преодоление