Возрастные кризисы.Причины.Протекание.Преодоление

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 03:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить роль кризиса в развитии ребенка. Исследовать структуру возрастных кризисов; теоретически и эмпирически выявить взаимосвязь острого протекания возрастного кризиса с факторами социальной среды (семьи, школы).
Объект исследования: Психологические особенности возрастных кризисов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1.ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КРИЗИСОВ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ.
1.1. Обзор исследований критических возрастов в отечественной и западной психологии………………………………………………………………..5
1.2. Особенности протекания и значение критических возрастов……...7
РАЗДЕЛ 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ ПРОФИЛАКТИКИ ОСТРОГО ПРОТЕКАНИЯ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ.
2.1. Описание выборки и методов исследования…………………………..18
2.2 Анализ результатов……………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………………………………………..38
Приложения

Работа содержит 1 файл

Особенности протекания и значение критических возрастов (1).doc

— 198.00 Кб (Скачать)


2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение…………………………………………………………………………3

РАЗДЕЛ 1.ИСТОРИЯ  ИЗУЧЕНИЯ  КРИЗИСОВ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ.

1.1.           Обзор исследований критических возрастов в отечественной и западной психологии………………………………………………………………..5

1.2.           Особенности протекания и значение критических возрастов……...7

РАЗДЕЛ 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ ПРОФИЛАКТИКИ ОСТРОГО ПРОТЕКАНИЯ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ.

2.1.    Описание выборки и методов исследования…………………………..18

2.2     Анализ  результатов……………………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………..34

Список использованной литературы……………………………………………………………………..38

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Возрастные кризисы - это переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого.

Актуальность исследования: Кризисы детского развития характеризуются с чисто внешней стороны чертами, обратными по отношению к тем периодам, которые названы устойчивыми или стабильными возрастами. Актуальность подобной работы обусловлена тем, что и педагоги и родители и сами дети в периоды острого протекания возрастных кризисов теряются и зачастую этот период затягивается, проблемы кризиса не получают разрешения. Это приводит к повышению неврозов у детей, психо-соматических заболеваний. Трудновоспитуемость в период острого протекания возрастных кризисов принимает уродливые формы, например в виде девиантного поведения у подростков. Именно поэтому проблема профилактики острого протекания возрастных кризисов очень актуальна.

Цель работы: Изучить роль кризиса в развитии ребенка. Исследовать структуру возрастных кризисов; теоретически и эмпирически выявить взаимосвязь острого протекания возрастного кризиса с факторами социальной среды (семьи, школы).

Объект исследования: Психологические особенности возрастных кризисов.

          Предмет исследования: Кризисные периоды в  развитии личности ребенка.

          Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что психологическими особенностями возрастных кризисов детства выступают: перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде; изменение потребностей и побуждений, движущие его поведением; резкие и капитальные сдвиги  и смещения, изменения и переломы в личности ребенка.

Задачи исследования.

1.   Общепсихологическое обоснование сущности возрастных кризисов на основе обзора исследований критических возрастов в отечественной и западной психологии.

2.   Анализ структуры возрастного кризиса.

3.   Формирование гипотезы о психологических особенностях протекания возрастных кризисов детства.

4.   Разработка совокупности методических процедур, адекватных задачам исследования.

5.   Экспериментальное исследование протекания возрастных кризисов (на примере кризиса 7 лет ).

         Методологическим основанием исследования являются общенаучные принципы познания, основные общепсихологические принципы: принципы развития, детерминизма, системного подхода к изучению психических явлений, антропологический и исторический подходы к изучению человека. Теоретическую основу исследования образует совокупность положений, содержащихся в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, концепциях критических возрастов К.Н. Поливановой, концепциях Э.Эриксона и Ж.Пиаже, в трудах отечественных психологов: П.П.Блонского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович и др.[10, 37]

         Методы: В работе применяются в качестве метода диагностики наличия возрастного кризиса- оригинальная методика К.Н.Поливановой «Интервью с родителями».[22]

Тест – опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столин), Методика PARI (parental attitude research instrument - методика изучения родительских установок) методика «Рисунок семьи», проективная методика «Цветовой тест отношений»М.Эткинда, служат для определения динамики возрастного кризиса, детско-родительских отношений.[22]

Общее количество испытуемых -60человек (30человек-родителей и 30человек-детей).

       Результаты данного исследования могут быть использованы: для определения остроты протекания возрастного кризиса у детей, для разработки мер профилактики и дальнейшей консультационно-профилактической работы.               Разработанная теоретическая концепция и результаты эмпирических исследований могут быть использованы в работе практического психолога.

Структура и объем работы. Текст работы состоит из: введения, двух разделов, 4 подразделов, заключения, библиографического списка. В тексте имеется 5 таблиц,1 рисунок. Объем работы - 31страница.Список литературы включает 22источника.

 


 


РАЗДЕЛ 1.ИСТОРИЯ  ИЗУЧЕНИЯ  КРИЗИСОВ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ.

1.1. Обзор исследований критических возрастов в отечественной и западной психологии.

В истории детской психологии многими авторами эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие зарубежные исследователи  рассматривали эти моменты как болезни развития, и негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью, а также как результат нарушения детско-родительских отношений. Развивая взгляд на возрастные кризисы как на формы отклонения психического развития от нормального пути, некоторые зарубежные психологи приходили к выводу о том, что кризисов в развитии может и не быть.[12, 15]

Первое обоснованное деление онтогенеза на отдельные возрасты дал в отечественной психологии П. П. Блонский. Он же обращает внимание на особые - переходные - возрасты и подчеркивает, что эти так называемые «переходные возрасты» представляют в педагогическом отношении трудности. Нередко их называют также критическими возрастами. Название «критический возраст» утвердилось прочнее всего за возрастом полового созревания. П. П. Блонский указывает на неустойчивость нервной системы и неуравновешенное, немотивированное поведение детей в критические периоды.[10, 179]

Л.С.Выготский опирается на представления П.П.Блонского, но подходит к анализу возрастной динамики и месту кризисов в общем ходе развития со стороны общей теоретической модели развития.[3, 244]

В работе «Проблема возраста» Л.С.Выготский наряду с общими вопросами определения возраста и построения новой периодизации развития в онтогенезе вводит и теоретическое представление о двух типах возрастов - критическом и стабильном. Описывая критические периоды в развитии, Л.С.Выготский пишет, что с чисто внешней стороны они характеризуются чертами, противоположными устойчивым, или стабильным, возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие и кардинальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности.[3, 245]

Л. С. Выготский разработал концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития - возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических периодов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте. Л.С. Выготский описал следующие возрастные кризисы:

        кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

        кризис одного года - отделяет младенчество от раннего детства;

        кризис трех лет - переход к дошкольному возрасту;

        кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

        кризис тринадцати лет - совпадает с переходом к подростковому возрасту.[3, 246]

Хронологические границы возрастных кризисов достаточно условны, что объясняется значительным различием индивидуальных, социокультурных и других параметров. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Помимо учения Л.С. Выготского о возрасте, в основу созданной Д. Б. Элькониным концепции периодизации психического развития легли такие общепринятые в отечественной психологии развития положения и принципы, как конкретно-историческое понимание природы детства с учетом социально-исторических условий развития ребенка, а также признание роли ведущей деятельности в психическом развитии. Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности.[21, 61]

Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи) в стадии онтогенеза психики.
Так, в 3 года и в 12-13 лет имеют место кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях. В 1 год, 7 лет возникают кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.[21, 62]

  Кризисы психического развития, возрастные и жизненные кризисы широко     представлены в самых разных психологических исследованиях Л.С. Выготского, концепциях критических возрастов К.Н. Поливановой, концепциях Э.Эриксона и Ж.Пиаже, в трудах отечественных психологов А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович и др..[12,  85]

Кризис развития возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

Разрыв, противоречие между актуальной и потенциальной формами совместного существования и создают, по мнению разных ученых, явление кризиса, когда ребенок к чему-то стремится, сам не ведая, что душе угодно.

В словаре иностранных слов[1] кризис (от греческого krisis – решение, поворотный пункт, исход) преподносится как резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние. С.И. Ожегов в своем «Толковом словаре русского языка» говорит о кризисе как о затруднительном, тяжелом положении.

В.Б. Шапарь в «Рабочем словаре психолога – консультанта» под кризисом понимает любое внезапное прерывание нормального хода событий в жизни индивида или общества, которое требует переоценки моделей деятельности и мышления.[20, 207]

1.2. Особенности протекания и значение критических возрастов.

Форма, длительность и острота кризисов может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Возникающая в результате таких кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает юному человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

   Жизненные кризисы являются предметом пристального внимания психологов. Разделяя человеческую жизнь на периоды, стадии, они обращают внимание на трудности перехода от одной стадии к другой. При этом подчеркиваются особенности кризисных явлений, анализируются факторы, инициирующие кризисы. В зависимости от научной ориентации одни исследователи видят причины кризисов в биологическом развитии человека, обращают внимание на сексуальные изменения, другие большее значение придают социализации личности, третьи — духовному, нравственному становлению.[13,29]   К числу детских возрастных кризисов принадлежит кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис (11-12 лет),а также описанный позже всех -  кризис новорожденности. Что же это за кризисы и как они проявляются?

Ребенок проходит через ряд возрастных кризисов в своем развитии. Не бывает такого, чтобы возрастные кризисы миновали ребенка. Кризисы – это прежде всего изменение системы связей ребенка с окружающими, упрямство, капризность, сопротивление власти взрослых, эмоциональная неустойчивость.

Кризис 1года.    Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом "нельзя", но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.

Информация о работе Возрастные кризисы.Причины.Протекание.Преодоление