Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 03:30, курсовая работа
Цель работы: Изучить роль кризиса в развитии ребенка. Исследовать структуру возрастных кризисов; теоретически и эмпирически выявить взаимосвязь острого протекания возрастного кризиса с факторами социальной среды (семьи, школы).
Объект исследования: Психологические особенности возрастных кризисов.
Введение…………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1.ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КРИЗИСОВ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ.
1.1. Обзор исследований критических возрастов в отечественной и западной психологии………………………………………………………………..5
1.2. Особенности протекания и значение критических возрастов……...7
РАЗДЕЛ 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ ПРОФИЛАКТИКИ ОСТРОГО ПРОТЕКАНИЯ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ.
2.1. Описание выборки и методов исследования…………………………..18
2.2 Анализ результатов……………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………………………………………..38
Приложения
2
СОДЕРЖАНИЕ:
1.1. Обзор исследований критических возрастов в отечественной и западной психологии……………………………………………………
1.2. Особенности протекания и значение критических возрастов……...7
2.1. Описание выборки и методов исследования…………………………..18
2.2 Анализ результатов…………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Приложения
Возрастные кризисы - это переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого.
Актуальность исследования: Кризисы детского развития характеризуются с чисто внешней стороны чертами, обратными по отношению к тем периодам, которые названы устойчивыми или стабильными возрастами. Актуальность подобной работы обусловлена тем, что и педагоги и родители и сами дети в периоды острого протекания возрастных кризисов теряются и зачастую этот период затягивается, проблемы кризиса не получают разрешения. Это приводит к повышению неврозов у детей, психо-соматических заболеваний. Трудновоспитуемость в период острого протекания возрастных кризисов принимает уродливые формы, например в виде девиантного поведения у подростков. Именно поэтому проблема профилактики острого протекания возрастных кризисов очень актуальна.
Цель работы: Изучить роль кризиса в развитии ребенка. Исследовать структуру возрастных кризисов; теоретически и эмпирически выявить взаимосвязь острого протекания возрастного кризиса с факторами социальной среды (семьи, школы).
Объект исследования: Психологические особенности возрастных кризисов.
Предмет исследования: Кризисные периоды в развитии личности ребенка.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что психологическими особенностями возрастных кризисов детства выступают: перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде; изменение потребностей и побуждений, движущие его поведением; резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка.
1. Общепсихологическое обоснование сущности возрастных кризисов на основе обзора исследований критических возрастов в отечественной и западной психологии.
2. Анализ структуры возрастного кризиса.
3. Формирование гипотезы о психологических особенностях протекания возрастных кризисов детства.
4. Разработка совокупности методических процедур, адекватных задачам исследования.
5. Экспериментальное исследование протекания возрастных кризисов (на примере кризиса 7 лет ).
Методологическим основанием исследования являются общенаучные принципы познания, основные общепсихологические принципы: принципы развития, детерминизма, системного подхода к изучению психических явлений, антропологический и исторический подходы к изучению человека. Теоретическую основу исследования образует совокупность положений, содержащихся в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, концепциях критических возрастов К.Н. Поливановой, концепциях Э.Эриксона и Ж.Пиаже, в трудах отечественных психологов: П.П.Блонского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович и др.[10, 37]
Методы: В работе применяются в качестве метода диагностики наличия возрастного кризиса- оригинальная методика К.Н.Поливановой «Интервью с родителями».[22]
Тест – опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столин), Методика PARI (parental attitude research instrument - методика изучения родительских установок) методика «Рисунок семьи», проективная методика «Цветовой тест отношений»М.Эткинда, служат для определения динамики возрастного кризиса, детско-родительских отношений.[22]
Общее количество испытуемых -60человек (30человек-родителей и 30человек-детей).
Результаты данного исследования могут быть использованы: для определения остроты протекания возрастного кризиса у детей, для разработки мер профилактики и дальнейшей консультационно-
Структура и объем работы. Текст работы состоит из: введения, двух разделов, 4 подразделов, заключения, библиографического списка. В тексте имеется 5 таблиц,1 рисунок. Объем работы - 31страница.Список литературы включает 22источника.
1.1. Обзор исследований критических возрастов в отечественной и западной психологии.
В истории детской психологии многими авторами эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие зарубежные исследователи рассматривали эти моменты как болезни развития, и негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью, а также как результат нарушения детско-родительских отношений. Развивая взгляд на возрастные кризисы как на формы отклонения психического развития от нормального пути, некоторые зарубежные психологи приходили к выводу о том, что кризисов в развитии может и не быть.[12, 15]
Первое обоснованное деление онтогенеза на отдельные возрасты дал в отечественной психологии П. П. Блонский. Он же обращает внимание на особые - переходные - возрасты и подчеркивает, что эти так называемые «переходные возрасты» представляют в педагогическом отношении трудности. Нередко их называют также критическими возрастами. Название «критический возраст» утвердилось прочнее всего за возрастом полового созревания. П. П. Блонский указывает на неустойчивость нервной системы и неуравновешенное, немотивированное поведение детей в критические периоды.[10, 179]
Л.С.Выготский опирается на представления П.П.Блонского, но подходит к анализу возрастной динамики и месту кризисов в общем ходе развития со стороны общей теоретической модели развития.[3, 244]
В работе «Проблема возраста» Л.С.Выготский наряду с общими вопросами определения возраста и построения новой периодизации развития в онтогенезе вводит и теоретическое представление о двух типах возрастов - критическом и стабильном. Описывая критические периоды в развитии, Л.С.Выготский пишет, что с чисто внешней стороны они характеризуются чертами, противоположными устойчивым, или стабильным, возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие и кардинальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности.[3, 245]
Л. С. Выготский разработал концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития - возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических периодов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте. Л.С. Выготский описал следующие возрастные кризисы:
кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
кризис одного года - отделяет младенчество от раннего детства;
кризис трех лет - переход к дошкольному возрасту;
кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
кризис тринадцати лет - совпадает с переходом к подростковому возрасту.[3, 246]
Хронологические границы возрастных кризисов достаточно условны, что объясняется значительным различием индивидуальных, социокультурных и других параметров. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Помимо учения Л.С. Выготского о возрасте, в основу созданной Д. Б. Элькониным концепции периодизации психического развития легли такие общепринятые в отечественной психологии развития положения и принципы, как конкретно-историческое понимание природы детства с учетом социально-исторических условий развития ребенка, а также признание роли ведущей деятельности в психическом развитии. Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности.[21, 61]
Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи) в стадии онтогенеза психики.
Так, в 3 года и в 12-13 лет имеют место кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях. В 1 год, 7 лет возникают кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.[21, 62]
Кризисы психического развития, возрастные и жизненные кризисы широко представлены в самых разных психологических исследованиях Л.С. Выготского, концепциях критических возрастов К.Н. Поливановой, концепциях Э.Эриксона и Ж.Пиаже, в трудах отечественных психологов А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович и др..[12, 85]
Кризис развития возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.
Разрыв, противоречие между актуальной и потенциальной формами совместного существования и создают, по мнению разных ученых, явление кризиса, когда ребенок к чему-то стремится, сам не ведая, что душе угодно.
В словаре иностранных слов[1] кризис (от греческого krisis – решение, поворотный пункт, исход) преподносится как резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние. С.И. Ожегов в своем «Толковом словаре русского языка» говорит о кризисе как о затруднительном, тяжелом положении.
В.Б. Шапарь в «Рабочем словаре психолога – консультанта» под кризисом понимает любое внезапное прерывание нормального хода событий в жизни индивида или общества, которое требует переоценки моделей деятельности и мышления.[20, 207]
Форма, длительность и острота кризисов может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Возникающая в результате таких кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает юному человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.
Жизненные кризисы являются предметом пристального внимания психологов. Разделяя человеческую жизнь на периоды, стадии, они обращают внимание на трудности перехода от одной стадии к другой. При этом подчеркиваются особенности кризисных явлений, анализируются факторы, инициирующие кризисы. В зависимости от научной ориентации одни исследователи видят причины кризисов в биологическом развитии человека, обращают внимание на сексуальные изменения, другие большее значение придают социализации личности, третьи — духовному, нравственному становлению.[13,29] К числу детских возрастных кризисов принадлежит кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис (11-12 лет),а также описанный позже всех - кризис новорожденности. Что же это за кризисы и как они проявляются?
Ребенок проходит через ряд возрастных кризисов в своем развитии. Не бывает такого, чтобы возрастные кризисы миновали ребенка. Кризисы – это прежде всего изменение системы связей ребенка с окружающими, упрямство, капризность, сопротивление власти взрослых, эмоциональная неустойчивость.
Кризис 1года. Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом "нельзя", но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.
Информация о работе Возрастные кризисы.Причины.Протекание.Преодоление