Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 03:30, курсовая работа
Цель работы: Изучить роль кризиса в развитии ребенка. Исследовать структуру возрастных кризисов; теоретически и эмпирически выявить взаимосвязь острого протекания возрастного кризиса с факторами социальной среды (семьи, школы).
Объект исследования: Психологические особенности возрастных кризисов.
Введение…………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1.ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КРИЗИСОВ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ.
1.1. Обзор исследований критических возрастов в отечественной и западной психологии………………………………………………………………..5
1.2. Особенности протекания и значение критических возрастов……...7
РАЗДЕЛ 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ ПРОФИЛАКТИКИ ОСТРОГО ПРОТЕКАНИЯ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ.
2.1. Описание выборки и методов исследования…………………………..18
2.2 Анализ результатов……………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………………………………………..38
Приложения
Рассмотрим полученные результаты.
Группа 1. У этих детей выражено конфликтное поведение.В интервью родители отмечают у них такие симптомы, как спор, паузы, непослушание, несколько реже встречаются упрямство, хитрость, капризы, болезненная реакция на критику. Были представлены такие реакции, как пауза (сначала), затем спор, затем открытое непослушание. В меньшей степени родители обращали внимание на упрямство, капризы, болезненную реакцию на критику. Таким образом, преобладали активные типы поведенческих реакций.
Группа 2. Детей этой группы характеризует равная представленность симптомов всех трех категорий: конфликтное поведение; демонстративная взрослость, некоторая самостоятельность - все особенности поведения, относящиеся к переходному периоду .Если рассмотреть качественную сторону отмечаемых родителями особенностей поведения, можно обратить внимание на некоторую «стертость» выделенных симптомов. Среди симптомов негативизма родители больше говорят о «пассивных» характеристиках поведения - паузах, наивной хитрости, несколько вязкой требовательности и т.п.
Группа 3. Эту группу составляют дети, у которых кризисные симптомы выражены слабее. Вся симптоматика носит гораздо менее выраженный характер.
Рис.2.1
Таким образом на основе полученных данных можно сказать, что дети респондентов входящие в 1 группу находятся в фазе острого протекания возрастного кризиса.
Одной из причин возникновения трудностей в поведении в том, что ребенок, используя новые возможности, еще не может предвидеть результаты своих действий. Но в этих проявлениях ребенка нет злого умысла. Понятно, что пресечение действий ребенка не только безрезультатно, но и вредно.
Действия взрослого, как правило, проходят два этапа - этап усиления и этап поиска: сначала воспитатель пытается усилить старые формы взаимодействия, ужесточить их, а потом, при неуспехе первых, ищет новые. Первая реакция взрослого, как в любой ситуации непонимания, - сказать громче, сделать указание жестче, наказать при невыполнении требуемого. Это попытка восстановить равновесие привычным способом. Именно реакция взрослого становится условием трудновоспитуемости.
На II этапе исследования родителям был предложен Тест – опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столин) и Методика PARI.[22]
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Структура настоящего опросника была построена на основе математического выявления значимых факторов. В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 5 значимых фактора: «принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник».
Основной задачей было выявить зависимость острого протекания возрастного кризиса у детей от отношения родителей.
Родительское отношение оценивалось по количеству баллов набранных родителями по основным шкалам опросника.
Интерпретация основных шкал опросника:
1. « Принятие-отвержение».
Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. «Кооперация».
Шкала отражает социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. «Симбиоз».
Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.
Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. «Авторитарная гиперсоциализация».
Шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. «Маленький неудачник».
Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Результаты тестирования родителей были сведены в таблицу 2.3.
Таблица 2.3
Количество родителей (%) получивших высокие баллы по шкалам ОРО (тест -опросник родительского отношения к детям)
| Принятие/отвержение % | Кооперация % | Симбиоз % | Авторитарная Гиперсоция % | Маленький Неудачник % |
1группа | 37,2/62,8 | 12,5 | 37,5 | 67,8 | 62,5 |
2группа | 45,3/54,7 | 66,6 | 44,4 | 16,6 | 33,3 |
3группа | 80/20 | 90 | 50 | - | 20 |
В таблице 1,2,3 группы следует считать как группы родителей. Они были условно разделены на группы в соответствии с тем, к какой группе на 1 этапе исследования были отнесены их дети. Таким образом в 1 группу входят родители чьи дети были отнесены к 1 группе (т.е. имеют выраженные симптомы протекания возрастного кризиса) и.т.д.
Методика PARI (parental attitude research instrument - методика изучения родительских установок) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет.[22] В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 — оптимальный эмоциональный контакт, 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация на ребенке. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.
По результатам тестирования, у родителей первой группы наблюдается наиболее высокие баллы по шкале «эмоциональная дистанция»- 56,6 % (число родителей к общему числу родителей в 1 группе) и по шкале «излишняя концентрация на ребенке»-43,4% (число родителей к общему числу родителей в 1 группе). Во 2 группе число родителей, набравших высокие баллы по шкале «Излишняя концентрация на ребенке» составило 39,2%.Количество родителей во 2 группе набравших высокие баллы по шкале «Оптимальный эмоциональный контакт» составило 50,8%, и наконец количество родителей с высокими баллами по шкале «Эмоциональная дистанция с ребенком» составило-10% от общего числа родителей второй группы. В 3 группе число родителей, набравших высокие баллы по шкале «Излишняя концентрация на ребенке» составило 38,8%.Количество родителей в 3 группе набравших высокие баллы по шкале «Оптимальный эмоциональный контакт» составило 53,2%.И высокий балл по шкале «эмоциональная дистанция» набрали родители составившие 8,2% к общему числу родителей в 3 группе. Все эти данные для большей наглядности сведены в таблицу 2.4.
Количество родителей, набравших высокие баллы по шкалам методики PARI
Группы | Количество родителей набравших высокие баллы по шкале «эмоциональная дистанция»% | Количество родителей набравших высокие баллы по шкале «излишняя концентрация на ребенке»% | Количество родителей набравших высокие баллы по шкале «оптимальный эмоциональный контакт»% |
1 | 56,6 | 43,3 | - |
2 | 10 | 39,2 | 50,8 |
3 | 8,2 | 38,8 | 53,2 |
На основе полученных результатов по обоим методикам можно сделать вывод о том, что в семьях респондентов, которые относятся к 1группе (наиболее нас интересующей нас) присутствует отношения к ребенку и к переменам происходящим с ним большей частью отрицательное. Оно выражается в авторитарном стиле воспитания: родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. И также в этой группе больший процент по шкалам: «Отвержение» и «Маленький неудачник».Отношения к ребенку таких родителей в период возрастного кризиса можно выразить в виде двух стратегий. Это видно из таблицы 4. Первая стратегия - безусловный запрет, эмоциональная дистанция с ребенком, вторая - полное попустительство, излишняя концентрация на ребенке.
При прямом запрете ребенок лишается возможности осуществить реальные действия, его представления о взрослости остаются на уровне мифологической абсолютизации внешних признаков свободы, его развитие блокируется. Но и полное попустительство вызывает отрицательную реакцию ребенка. Эти стратегии, и это очень важно, неправильны не потому, что ведут к ссорам при запрете или опасным последствиям при попустительстве, а потому, что не выполняют основного своего назначения - превратить действия ребенка в пробу, дать ему почувствовать все стороны и последствия нового поведения.
И таким образом поведение взрослых связано и влияет на остроту протекания возрастного кризиса у ребенка. В сущности, для взрослого критический период развития ребенка оказывается кризисом собственной системы воспитания. Термин «кризис» употреблен неслучайно: изменение поведения ребенка приводит к обнаружению неэффективности старой стратегии воспитания, субъективному переживанию этой ситуации, пробам построения новых поведенческих стратегий и тактик и переходу к новым формам взаимодействия с ребенком. Эта последовательность в целом повторяет структуру возрастного кризиса с одним существенным отличием: если ребенок переживает «активный» кризис, то кризис воспитания взрослого - реактивный. Ребенок «сам» разрушает привычные формы совместности со взрослым, взрослый же «реагирует» на разрушение, вначале делая попытки их сохранить.
Течение критического периода может быть успешным, если в результате происходит разрешение кризиса, т.е. взрослый выходит из него обогащенным новыми, более продуктивными способами взаимодействия с ребенком, понимающим причины возникших трудностей.
Информация о работе Возрастные кризисы.Причины.Протекание.Преодоление