Возрастные кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Кризисный период оказывается трудным для ребенка, а также для окружающих его взрослых - педагогов и родителей, которым становится необходимо вырабатывать стратегии воспитания и обучения на основе происходящих с ребенком кардинальных изменений в психике. Поведение детей в эти периоды характеризуется трудновоспитуемостью и представляет особую сложность для взрослых. Для того чтобы подобрать адекватные воспитательные меры, необходимо проанализировать предпосылки возникновения кризиса, особенности социальной ситуации развития, сущность происходящих с ребенком изменений, новообразования кризисного периода. Возрастные кризисы характерны не только для детского возраста, выделены также нормативные кризисы взрослости. Эти кризисы отличаются особым своеобразием в протекании периода, в характере личностных новообразований человека и т. д.
Цель работы заключается в анализе психологической сущности, структуры и содержанию возрастных кризисов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3 стр.
1. Сущность возрастного кризиса……………………………………5 стр.
2. Возрастные кризисы ………………………………………………..7стр.
2.1. Кризис новорожденного …………………………………………..8 стр.
2.2. Кризис одного года ……………………………………………….10 стр.
2.3. Кризис трех лет …………………………………………………....11 стр.
2.4. КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ………………………..12 СТР.
2.5 Кризис подросткового возраста………………………………….14 стр.
2.6 Кризис среднего возраста …………………………………………17 стр.
2.7 «УЗЕЛКОВЫЙ ПЕРИОД» КРИЗИС СТАРОСТИ………………………...19 СТР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..21 СТР.
Список используемой литературы …………………………………...23 стр.

Работа содержит 1 файл

психология реферат.docx

— 45.71 Кб (Скачать)

     Многие  подростки переживают кризис во внешних  проявлениях негативизме  – бессмысленном  противодействии  других, немотивированном противостоянии родителям, учителям.  Задача близких взрослых и психологов здесь однозначна - необходимо включиться в проблемы отрока и постараться облегчить его жизнь в этот период.

     Не  всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое  испытание душевным кризисом. А те, кто  проходят, по большей  части выбираются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.6. Кризис среднего  возраста 

     Кризис  среднего возраста – самая странная и страшная пора в психическом  развитии человека. Многие люди ( особенно творческие ), не найдя в себе силы, и не обретя новый смысл жизни, просто уходят из нее. На этот период ( после подросткового)  приходится наибольшее число суицидов.

   Как уже говорилось выше, у взрослого человека начинают формироваться вопросы, на которые он не в состоянии ответить, но которые сидят внутри и разрушают его. « В чем смысл моего существования!?», «Это то, чего я хотел!? Если да, то что же дальше!?» и т.д. Представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и т. п. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни. Самореализовав себя в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же задачей – поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости «что-то предпринимать» и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень – возраст взрослости. «Кризис тридцати» – условное название этого кризиса. Это состояние может наступить и раньше, и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать на протяжении жизненного пути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь.

     Для мужчин в это время  характерны разводы, смена работы или  изменение образа жизни, приобретение дорогих вещей  ( автомобили, мотоциклы), частая смена сексуальных партнерш, причем прослеживается четкая ориентация на юный возраст последних, как бы начинает добирать то, чего не смог получить в более раннем возрасте, реализует свои детские и юношеские потребности.

     У женщин во время кризиса 30-летия  обычно меняются приоритеты, установленные в  начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных  на замужество и воспитание детей, теперь в большей  степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время  те, кто отдавал  свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи  и брака.

Переживая этот кризисный момент своей жизни, человек  ищет возможность  укрепления своей  ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого: он хочет иметь  хорошую работу, он стремится к безопасности и стабильности. Человек  еще уверен в том, что возможно полное воплощение надежд и  чаяний, образующих «мечту», и усердно  трудится для этого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.7. «Узелковый период» Кризис старости 

     В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

     Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, трансформируясь в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни. Наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчетливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности.

Тем не менее старение, смертельные болезни и умирание воспринимаются не как составные части процесса жизни, а как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности возможностей управлять природой. С точки зрения философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и успеха, умирающий является потерпевшим поражение.

Сейчас  наша социальная структура, равно как и  философия, религия и медицина почти ничего не могут предложить для облегчения душевных мук умирающего. Пожилые и престарелые люди, как правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий.  Этот период также называют «узелковым», потому что, не желая обременять своей старостью и смертью, многое пожилые люди начинают готовиться к смерти, собирать сопутствующие обряду вещи, откладывать деньги на проведение похорон. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни.

На  современном этапе  кризисная ситуация для пожилых и  престарелых людей обусловлена и усугубляется следующими обстоятельствами:

  1. Экономический статус данной социальной группы чрезвычайно низок, происходит процесс обнищания.

Отсутствует продуманная система  профессиональных маршрутов  для лиц пенсионного  возраста, сохранивших  трудовую и социальную активность.

Состояние здоровья людей данной возрастной категории  обычно хуже, чем  у молодых членов общества. Наличие  хронических болезней вынуждает их чаше обращаться к медицинской  помощи, а это, соответственно, ведет к дополнительным расходам.

  1. Нарастающая новизна ситуации, постоянное возникновение новых, необычных реалий общественной жизни на финальном этапе онтогенетического развития человека порождает чувство тревоги, апокалипсические настроения, кризис социальной идентичности у пожилых и престарелых.

Службы  оказания социальной помощи находятся  в зачаточном состоянии. 
 
 
 
 
 

Заключение 

      В данной работе были представлены особенности  и характеристики  возрастных кризисов: их симптомы, психологическое содержание, динамика протекания, пути выхода их них. Также рассмотрены особенности  каждого из возрастных кризисов  как определенных « вех» в психическом  развитии человека.

     Цели  действий участников взаимодействия в  ситуации возрастного  кризиса практически  всегда неосознанны. Цели ребенка определяются особенностями социальной ситуации развития, в которую он попадает в критический  период. Действия направляются желанием поступать  как взрослый (или  более старший). В  цели ребенка ни объективно, ни тем более субъективно  не входит разрушение отношений с родителями. Целью является осуществление иного поведения, отличного от привычного, выступающего как символ взрослости. Такое поведение привлекательно для ребенка, поскольку позволяет непосредственно почувствовать себя взрослым.

Многие  взрослые в период возрастного кризиса  своего ребенка сталкивается с кризисом собственной  системы воспитание, поскольку изменения  в поведении ребенка  начинают свидетельствовать  о неэффективности  старой стратегии  воспитания, приводят к субъективному  переживанию этой ситуации, пробам построения новых поведенческих  стратегий и тактик и переходу к новым формам взаимодействия с ребенком. Эта последовательность в целом повторяет структуру возрастного кризиса с одним существенным отличием: если ребенок переживает активный кризис, то кризис воспитание взрослого – реактивный. Ребенок «сам» разрушает привычные формы совместности со взрослым, взрослый же «реагирует» на разрушение, вначале делая попытку их сохранить.

     В период возрастного  кризиса меняются действия всех участников взаимодействия: и  взрослых, и детей. Условием для успешного  разрешения кризиса  является именно коррекция  поведения взрослых. Взрослому необходимо иметь определенные знания об изменениях, происходящих с ребенком на данном возрастном этапе. Только на основе этих знаний можно определенным образом действовать и анализировать собственные действия.

Как правило, возрастной кризис у взрослых людей усугубляется определенными ненормативными факторами (сильные  эмоциональные переживания  и крупные неудачи  – потеря важных родственных связей, смерть, развод, выкидыш  и др.). На современном  этапе количество людей, испытывающих те или иные кризисные  состояния, неуклонно  возрастает. С одной  стороны, это может  быть связано с  резкими изменениями  условий жизни (нестабильность общественных структур, болезни, изменение  социального окружения), с другой – с  определенным эволюционным этапом в развитии психики людей  в целом.

Длительность  кризисных переживаний, возможность конструктивного  или деструктивного выхода из кризиса  в значительной мере определяются типом  совладания, отношения личности к неблагоприятной жизненной ситуации. Наиболее типичные варианты отношений личности к кризисам: игнорирующее; преувеличивающее; демонстративное; волюнтаристское; продуктивное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Российское педагогическое агентство, 2004. – 193с.

2. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис / Центрполиграф, 2003. – 133с.

3 .Абрамова Г.С. Возрастная психология  Эксмо, 2003. – 301с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология  /, 2006. – 608с

5. Рогов Е.И. Общая психология,  2002. – 202с

6.  Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов педагогических вузов, 2007. – 640с

7. Эльконин  Д.Б.  Избранные психологические труды Педагогика, 2000. – 560с.

8. Холлис Д. Перевал в середине пути: кризис среднего возраста 2005. – 192с.  
9. Крайг Г., Бокум Б. Психология развития  2005с. – 944с

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений, 2006. – 406с.

Информация о работе Возрастные кризисы