Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:06, курсовая работа
Кризисный период оказывается трудным для ребенка, а также для окружающих его взрослых - педагогов и родителей, которым становится необходимо вырабатывать стратегии воспитания и обучения на основе происходящих с ребенком кардинальных изменений в психике. Поведение детей в эти периоды характеризуется трудновоспитуемостью и представляет особую сложность для взрослых. Для того чтобы подобрать адекватные воспитательные меры, необходимо проанализировать предпосылки возникновения кризиса, особенности социальной ситуации развития, сущность происходящих с ребенком изменений, новообразования кризисного периода. Возрастные кризисы характерны не только для детского возраста, выделены также нормативные кризисы взрослости. Эти кризисы отличаются особым своеобразием в протекании периода, в характере личностных новообразований человека и т. д.
Цель работы заключается в анализе психологической сущности, структуры и содержанию возрастных кризисов.
Введение…………………………………………………………………. 3 стр.
1. Сущность возрастного кризиса……………………………………5 стр.
2. Возрастные кризисы ………………………………………………..7стр.
2.1. Кризис новорожденного …………………………………………..8 стр.
2.2. Кризис одного года ……………………………………………….10 стр.
2.3. Кризис трех лет …………………………………………………....11 стр.
2.4. КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ………………………..12 СТР.
2.5 Кризис подросткового возраста………………………………….14 стр.
2.6 Кризис среднего возраста …………………………………………17 стр.
2.7 «УЗЕЛКОВЫЙ ПЕРИОД» КРИЗИС СТАРОСТИ………………………...19 СТР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..21 СТР.
Список используемой литературы …………………………………...23 стр.
Важные события в психической жизни ребенка – возникновения слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й недели, зрительное – на 3-5 недели.
Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Лицо взросло вызывает у ребенка состояния «блаженство» - он улыбается. Улыбка на лице ребенка и является концом кризисом новорожденности. С этого момента у него начинаются индивидуальная психическая жизнь.
Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела. Младенец все время находится в движении. Он откликается эмоционально. Комплекс оживления включает четыре основных компонентов:
Вокализации – вскрики (громкий отрывистые звуки), гуканье (тихие короткие звуки «кх», «гк»), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц – «гуулллиии» и п.р.).
Дети,
отстающие в развитие
прежде всего отстают
именно в появления
комплекса оживления.
Комплекс оживления,
как первый специфический
поведенческий акт ребенка,
становится определяющим
для всего последующего
его психического развития.
Он является первым
актом общения ребенка
со взрослым и свидетельствует
о переходе в новый стабильный
период – период младенчество.
2.2.
Кризис одного
года
Как
всякий кризис, он связан со всплеском
самостоятельности, появления аффективных
реакций. Аффективные вспышки у
ребенка обычно возникают, когда
взрослые не понимают его желания, его
слов, его жестов и мимики, или
понимают, но не выполняют то, что
он хочет. Поскольку ребенок уже
ходит или активно ползает
по дому, в это время резко
Аффективные
реакции при очередном
«нельзя» или «нет»
могут достигать
значительной силы:
некоторые дети пронзительно
кричат, падают на пол,
бьют по нему руками
и ногами. Чаще всего
появления сильных
аффектов у ребенка
связано с определенным
стилем воспитания в
семье. Это или
излишнее давление,
не допускающее даже
небольших проявлений
самостоятельности,
или непоследовательность
в требованиях
взрослых, когда сегодня
можно, а завтра нельзя,
или можно при
бабушке, а при
папе – ни в коем
случае. Установление
новых отношений
с ребенком, предоставление
ему некоторой
самостоятельности,
то есть большей свободы
действий в допустимых
пределах, наконец, терпение
и выдержка близких
взрослых смягчают кризис,
помогают ребенку
избавиться от острых
эмоциональных реакций.
Познавательное и
эмоциональное развитие
ребенка основывается
в первую очередь
на потребности в
общении со взрослым
– центральном новообразовании
данного возрастного
периода.
2.3. Кризис трех лет
Кризис трех лет, возникает
при появлении и проявлении
«воли» ребенка. В этот период
взаимоотношения ребенка и
взрослого оборачиваются
Важные симптомы кризиса трех лет ( Э. Келер):
- негативизм: Выражен отказом подчиняться требованиям взрослых .
-упрямство: Происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с ней считались. Ребенок настаивает на своих требованиях и решениях.
-строптивость: Как правило, это протест против порядков, существующих в доме.
-своеволие: Ребенок сам хочет что-то делать, стремится к эмансипации от взрослого.
- обесценивание взрослых: Мама – «дура» .
- протест-бунт: Ребенок находится в состоянии конфликта, войны с окружающими.
- стремление к деспотизму: встречается в семьях с единственным ребенком.
Все эти симптомы развиваются внутри отношений взрослого и ребенка. Попытки общения с ребенком в рамках сложившихся до этого отношений могут привести к поддержанию противостояния, упрямства и негативизма. Именно взрослый должен в каждом отдельном случае найти выход из ситуации, в которой ребенок глубоко переживает свою обособленность от других. Ведь, настаивая на своем, ребенок не только реализует свою самостоятельность, но и впервые испытывает отторжение от других, которое он провоцирует своим дурным поведением, или своей волей.
Данный
период становится решающим
для установления
соотношения между
доброй волей и
полным ненависти
самоутверждением, между
кооперативностью и
своеволием, самовыражением
или смиренной угодливостью.
Но именно переживания
кризиса обостряют чувствительность
ребенка к чувствам
и переживаниям других
людей, учат не только
навыкам позитивного
общения, но и навыкам
приемлемых форм обособления
себя от окружающих.
Учат умению общаться
и сравнивать себя с
другими людьми в социальном
пространстве, в котором
приняты правила о правах
и обязанностях, выраженные
для детского сознания
словами «можно» и «нельзя».
Из этого периода ребенок
должен выйти с чувством
инициативы, как основным
для достоверного ощущения
собственных амбиций
и целей.
2.4.
Кризис семи лет.
Готовность к школе.
Основным симптомом кризиса
Это обусловлено тем, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент – переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка, что оно может принести. Это внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь осуществление деятельности, его положительные и негативные проявления, удовлетворение или неудовлетворение от него. Таким образом, в психическом развитии ребенка впервые возникает эмоционально-смысловая основа поступка. Согласно взглядам Д.Б.Эльконина, когда появляется ориентация на смысл поступка, тогда можно говорить о переходе ребенка в новый возраст. Диагностика этого перехода является одной из самых актуальных проблем современной возрастной психологии. К этой проблеме непосредственно примыкает проблема готовности ребенка к школе, его психическое и нравственное развитие.
В этот период характерными особенностями поведения ребенка выступают, так называемое , «манерничанье» и симптом «горькой конфеты». Манерничанье проявляется в том, что ребенок постоянно что-то из себя «строит», играет придуманные им самим роли и образы, зачастую становится скрытным. Симптом «горькой конфеты» у ребенка обусловлен желанием скрыть внутреннее (а порой и физическое) ощущение боли и страха. Ребенок начинает замыкаться в себе и становится неуправляемым. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, нового содержания отношений, в том числе и с близкими. Ребенок стремится осуществлять обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность ( по Д.Б.Эльконину) Эти тенденции выражаются в стремлении скорее пойти в школу.
Проблема
готовности к школе
до сих пор не имеет
четкого решения.
Нередко ребенок
приходит в школу
с более высокими
показателями развития,
однако позже обнаруживается,
что психически ребенок
оказывается не готов.
Переход к системе
школьного обучения
– это переход
от естественной, реактивной
программы к упорядоченной
программе школьных
предметов, усвоению
научных понятий ( Л.С.Выготсткий ).
Однако в мире существуют
различные учреждения
и программы, направленные
на подготовку ребенка
к школе, постепенный
интеллектуальный и
психический переход
от стадии детства к
более ответственному
и серьезному периоду
– школьному.
2.5.
Кризис подросткового
возраста
На
образ физического “Я” и
Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.
Подростковый возраст- период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психологической зависимости, что проявляет себя в возникновении напряженности, тревоги, раздражительности.
Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. На этом фоне, рефлексируя на свое «падение», подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.
Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы взаимодействия юных сексуальных партнеров. Многие подростки на почве неблагополучного опыта обретают неврозы, а некоторые - и венерические заболевания. Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве (курильщик, сексуальный партнер и др.) в результате потери самоидентичности толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса.
Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения отрока (возникают новые отношения с близкими, сверстниками, учителями; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом - вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.