Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:06, курсовая работа
Кризисный период оказывается трудным для ребенка, а также для окружающих его взрослых - педагогов и родителей, которым становится необходимо вырабатывать стратегии воспитания и обучения на основе происходящих с ребенком кардинальных изменений в психике. Поведение детей в эти периоды характеризуется трудновоспитуемостью и представляет особую сложность для взрослых. Для того чтобы подобрать адекватные воспитательные меры, необходимо проанализировать предпосылки возникновения кризиса, особенности социальной ситуации развития, сущность происходящих с ребенком изменений, новообразования кризисного периода. Возрастные кризисы характерны не только для детского возраста, выделены также нормативные кризисы взрослости. Эти кризисы отличаются особым своеобразием в протекании периода, в характере личностных новообразований человека и т. д.
Цель работы заключается в анализе психологической сущности, структуры и содержанию возрастных кризисов.
Введение…………………………………………………………………. 3 стр.
1. Сущность возрастного кризиса……………………………………5 стр.
2. Возрастные кризисы ………………………………………………..7стр.
2.1. Кризис новорожденного …………………………………………..8 стр.
2.2. Кризис одного года ……………………………………………….10 стр.
2.3. Кризис трех лет …………………………………………………....11 стр.
2.4. КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ………………………..12 СТР.
2.5 Кризис подросткового возраста………………………………….14 стр.
2.6 Кризис среднего возраста …………………………………………17 стр.
2.7 «УЗЕЛКОВЫЙ ПЕРИОД» КРИЗИС СТАРОСТИ………………………...19 СТР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..21 СТР.
Список используемой литературы …………………………………...23 стр.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Сущность возрастного кризиса……………………………………5 стр.
2. Возрастные кризисы ………………………………………………..7стр.
2.1. Кризис новорожденного …………………………………………..8 стр.
2.2. Кризис одного года ……………………………………………….10 стр.
2.3. Кризис трех лет …………………………………………………....11 стр.
2.4. Кризис семи лет. Готовность к школе………………………..12 стр.
2.5 Кризис подросткового возраста………………………………….14 стр.
2.6 Кризис среднего возраста …………………………………………17 стр.
2.7
«Узелковый период»
Кризис старости………………………...19
стр.
Заключение …………………………………………………
Список
используемой литературы
…………………………………...23
стр.
Введение
В
психологических теориях
В период возрастных кризисов резко изменяется эмоциональный фон, появляются элементы депрессивной симптоматики, выраженной тревожности, напряженности, снижения работоспособности, дезадаптированности и т. д. Все это является следствием рассогласования в системе самопрогнозирования, уровня притязаний личности: человек не может обеспечивать продуктивное выполнение индивидуальных программ. Реализация этих программ начинает требовать огромных энергетических усилий.
Если рассматривать
возрастные кризисы с точки зрения
перемен, наступающих в поведении
ребенка, то все они характеризуются
некоторыми общими чертами. В критические
периоды дети становятся непослушными,
капризными, раздражительными: часто
вступают в конфликт с окружающими
взрослыми, особенно родителями и воспитателями;
у них возникает отрицательное
отношение к ранее
Проблематика
возрастных кризисов в онтогенезе является
актуальной, чрезвычайно интересной
и в то же время недостаточно разработанной
в теоретическом и
Кризисный
период оказывается трудным для
ребенка, а также для окружающих
его взрослых - педагогов и родителей,
которым становится необходимо вырабатывать
стратегии воспитания и обучения
на основе происходящих с ребенком
кардинальных изменений в психике.
Поведение детей в эти периоды
характеризуется
Цель работы
заключается в анализе
- теоретический анализ аспектов изучения проблемы возрастных кризисов;
- раскрытие сущности и содержания возрастных кризисов;
- изучение общих принципов возрастного психического развития;
-
психологический
анализ кризисов
возрастного развития;
1.
Сущность возрастного
кризиса
Кризис, от греческого (krineo), буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.
Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий ( чаще всего внешних ), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры. Однако наряду с отрицательными, негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, глубинное понимание истинной ценности, духовное осознание себя. Поэтому психологический кризис – это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и трансформация, развитие и личностный рост – с другой. Таким образом, источник кризиса психического развития лежит не в конфликте человека с внешней системой отношений, а обусловлен внутренним конфликтом отношения реальной и идеальной формы. Именно это отношение и провоцирует сначала конфликт, затем попытки его разрешения, а затем и переход в новую систему сотрудничества, то есть переход к новой ведущей деятельности.
Кризис
- это не тупик, а некие противоречия,
которые накапливаются у
Все
жизненные кризисы подобны
Хотя у человека и есть внутренние резервы ( адаптационные свойства ) для того, чтобы решить возникающие трудности, зачастую эти защитные механизмы не справляются.
Рассматривая кризисы как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и причины возникновения, их можно по меньшей мере предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека .
Самой,
пожалуй, важной функцией кризиса, является
его влияние на развитие человека
- Л.С. Выготский писал, что «если бы
кризисы не были обнаружены экспериментально,
их тем не менее следовало бы задать теоретически».
Основанием для такого утверждения служит
то, что процесс развития человека происходит
«рывками», от одной стадии к другой, т.
е. скорее революционным, чем эволюционным
путем. В эти периоды в относительно короткий
срок происходят кардинальные изменения,
сильно заметные окружающим.
2.
Возрастные кризисы
Возрастные
кризисы – это особые, относительно
непродолжительные по времени (до года),
возрастные периоды, характеризующиеся
резкими психическими изменениями
личности человека, возникающие при
переходе от одной возрастной ступени
к другой, связанные с системными
качественными изменениями в
сфере социальных отношений человека,
его деятельности и сознания. Возрастной
кризис обусловлен возникновением основных
новообразований
Хронологически
выделяют следующие возрастные кризисы:
кризис новорожденности;
кризис одного года;
кризис трех лет; кризис
семи лет; кризис семнадцати
лет; кризис тридцати
лет; пенсионный кризис.
Понятие об отдельных критических возрастах
вводились в науку эмпирическим путем
и в случайном порядке. Анализ кризисных
периодов позволит вскрыть психологическую
сущность процесса онтогенетического
развития личности. Основные отличие критических
периодов развития от стабильных периодов
заключается в длительности протекания,
в характеристиках динамики психических
изменений, в характере возникающих новообразования.
Возрастной кризис может сопровождаться
особым синдромом – трудновоспитуемость.
2.1
Кризис новорожденного
Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Рождение – это всегда резкий переход к новому. Психоаналитики называют рождение травмой и считают, что вся последующая жизнь человека носит печать пережитой им при рождении травмы.
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери и попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. При переходе к внеутробному существованию коренным образом меняется не только условия жизни, но само физиологические существование малыша. До рождение ребенок и мать слиты в одно. Его температура равна температуре тела матери. Он живет в мире, где нет контрастов темноты и света, тепла и холода. Рождаясь, младенец попадает в мир контрастов и противоречий, и самое первое из них – первый вздох.
С обрезанием пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать. Чтобы эта потеря не была травмирующей, совершенно необходимо присутствие и внимание матери с первых минутах жизни младенца. Ощущение ее тепла, запаха, звука ее голоса, биение ее сердца – все это связывает его с прежней жизнью и делает его приход в этот не таким резким, болезненным и травмирующим. Очень важно чувствовать и видеть своего малыша с первой минуты его появления на свет и для матери: в это время материнские чувства наиболее остры.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития новорожденного. Приспособится к новым, чудным для него условиям ребенку помогает наследственно закрепления механизма – безусловные рефлексы: это, прежде всего, система пищевых рефлексов, а также защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими – они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда « обезьяньим» пропадает уже на втором месяцы жизни .
Человеческое дитя наиболее беспомощно среди всех детенышей в момент своего рождения. Это не зрелость не только в высших регуляторных, но и многих нежелающих физиологических механизмов, что приводит к возникновению новой социальной ситуации. В данный период вообще нельзя рассматривать ребенка отдельно от взрослого. Сказанное чрезвычайно важно, ибо ребенок еще не обладает никакими способами взаимодействия со взрослыми.