Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:18, реферат
. Среди средств борьбы с одиночеством – социально-психологические: личностная диагностика и выявление индивидов с повышенным риском одиночества, коммуникативные тренинги для воспитания навыков общения, психотерапия и психокоррекция для устранения болезненных эффектов одиночества и т.д.; организационные: создание клубов и групп общения, формирование у клиентов новых социальных связей и пропаганда новых интересов взамен утраченных, например в результате развода или овдовения, и т.д.; социально-медицицинские: воспитание навыков самосохраняющего поведения и преподавание основ здорового образа жизни. Помогая одиноким людям, социальный работник хорошо должен представлять себе комплектность проблемы и мультифакторность ее возможного решения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 2
Глава 1. Что такое одиночество?…………………………………….. 3
1.1 Одиночество – психическое заболевание……………….. 7
1.2 Одиночество – отсутствие общения……………………… 8
Глава 2. Пути преодоления одиночества……………………………. 12
2.1. Измерение степени одиночества…………………………. 12
2.2. Как жить в одиночестве?………………………………….. 13
2.3. Преодоление одиночества путем тренинга……………… 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….. 20
(хорошо там, где нас нет).
Чаще всего реакцию на одиночество можно определить как «печальную пассивность» (К. Рубинстайн и Ф. Шейвер). Что это за реакция? Поплакать, поспать, ничего не делать, поесть, посмотреть телевизор, напиться или
«отключиться», лежать на диване и размышлять, фантазировать. Конечно, такие способы лишь усугубляют одиночество.
Лучше «активное уединение». Начать что-нибудь писать, заняться любимым делом, сходить в кино или театр, почитать, музицировать, заняться физическими упражнениями, послушать музыку и потанцевать, сесть учить уроки или начать делать какую-то работу, пойти в магазин и растратить сэкономленные деньги.
Надо не бежать от одиночества, а поразмышлять, что можно сделать, чтобы преодолеть свое одиночество. Напомнить себе, что у вас в действительности есть хорошие отношения с другими людьми. Подумать о том, что у вас есть хорошие качества (задушевность, глубина чувств, отзывчивость и т. д.).
Сказать себе, что одиночество не вечно и что дела пойдут лучше. Подумать о занятиях, в которых вы всегда преуспевали в жизни (спорт, учеба, домашнее хозяйство, искусство и т.д.). Сказать себе, что большинство людей бывают одинокими и в тот или иной момент времени. Отвлечься от чувства одиночества, серьезно задумавшись о чем-то другом. Подумать о возможной пользе испытанного вами одиночества (сказать себе, что вы научились быть уверенным в себе, поняли свои новые цели отношений с обществом, друзьями, любимыми – с теми, с кем произошел разрыв отношений).
Еще лучше, если вы попытаетесь
изменить свою жизнь. Попытайтесь быть
более дружелюбным с другими
людьми (скажем, приложите усилия к
тому, чтобы заговорить с родителями,
одноклассниками). Сделайте что-нибудь
полезное для кого-то (помогите однокласснику
выполнить домашнее задание, добровольно
возьмитесь выполнять общественное
поручение и т.д.). Попытайтесь
найти новые способы
Сделайте что-нибудь для улучшения своих социальных навыков (научитесь танцевать, научитесь быть более уверенным в себе, овладейте психорегуляцией, выполните все упражнения в книге и т. д.).
Используя эти способы, вы преодолеете одну из самых опасных качеств
«психологического моратория» – поиск негативной идентичности («хочу стать ничем», тенденция к самоубийству).
2.3. Преодоление одиночества путем тренинга.
После рассмотрения трудностей общения естественно поставить вопрос о путях их предотвращения и средствах коррекции.
Стержневой проблемой
в этом направлении является создание
продуманной системы
Поэтому сейчас необходима
такая коррекция
Нуждается в расширении, а там, где ее нет, и в организации специальная служба помощи людям, испытывающим психологические трудности в общении на работе, в учебной группе, в общежитии т.д.
Коррекция общения должна строиться на основе одновременной диагностики трудностей в его мотивации, потому что, изменяя только внешнюю оперциональную сторону общения и не раскрывая глубинных причин затруднения и их устранения, невозможно гармонизировать человеческое взаимодействие.
Подготовка к общению должна разворачиваться на основе индивидуально- групповых программ обучения, учитывающих центральную проблему общения не только для группы, но и для каждого их ее участников. Программа обучения должна носить подвижный характер, изменяться в соответствии с развитием личности как субъекта общения и появления новых трудностей.
Создание дифференцированных программ индивидуально-групповой работы предполагает решение ряда задач и, прежде всего, определение «поля» психологических трудностей общения участников обучения. Наряду с названной задачей необходимо изучить особенности оценки трудностей общения, по крайней мере, в двух аспектах: оценка и определение трудностей, которые испытывает сам субъект, и оценка трудностей, возникающих из-за партнера. И, наконец, должен быть выделен комплекс устойчиво повторяющихся трудностей в ситуации изменения статусно-ролевых характеристик партнера.
Коррекционную работу, нацеленную
на оптимизацию общения, следует
строить с учетом возраста, вида
труда, пола, индивидуальных особенностей
и спецификации социализации. В школьном
возрасте бывает достаточно обучения
внимательно выслушивать
Работа должна быть направлена
не столько на отработку необходимых
навыков общения, тренировку экспрессивно-речевых
умений, сколько на коррекцию отношения
к другим людям и связанной
с ним самооценки преодоление
внутренних конфликтов, активизацию
самосознания. Наиболее эффективным
для таких людей является обучения
самоанализу как средству, способствующему
саморазвитию, а также групповой
социально-психологический
Специалистами осуществлена систематизация отдельных техник социально- психологического тренинга. В поведенческом тренинге преимущественно имеет смысл использовать ролевую игру, в психокоррекционном - в основном групповую дискуссию.
Ролевая игра может:
- осуществлять поиски
эффективных форм
- закреплять ведущие к успеху модели поведения, цель которых - психологически нормальные контакты с другими людьми;
- экстериоризировать содержание проблемы и противоречия межличностных и внутриличностных отношений определенного человека (психо- исоциодрама). То есть она может быть средством деинтеграции, средством интеграции, в качестве дополнения входить в другие методы.
Групповая дискуссия может:
- экстериорезировать содержание проблемы и противоречия личностных отношений определенной персоны;
- осуществлять поиск
эффективных форм
- подавать обратную связь относительно поведения в ролевой игре.
То есть она может быть средством дезинтеграции, средством интеграции, в качестве дополнения входить в другие методы.
Психологические приемы инновационных игр дают в групповой динамике скачок эмпатии участников от выявления ролевых позиций каждого в первый день до самоорганизации группы к концу работы через развитие действенного сопереживания партнеров в достижении целей совместной деятельности.
Неся в себе общее
в стратегии и тактике
Е.В. Кузнецова разработана
специально для педагогов комплексную
программу, предполагающую осознание
важнейших особенностей индивидуально
экспрессивного репертуара, устойчивых
невербальных паттернов, которые по
тем или иным причинам могут затруднять
профессиональное общение, а также
самосовершенствования
В программу включены приемы и упражнения, активизирующие направленное осознание различных форм невербальной активности, развивающие «чувства тела», специальные техники самомассажа для снятия напряжения в области
«личностных зажимов», а также упражнения для совершенствования выразительных возможностей мимики, жестикуляции, голоса и др.
Для осуществления коррекции разрешения педагогических конфликтов был предложен цикл занятий, сочетающих традиционные (тренинг, социально-ролевое проигрывание педагогических ситуаций, коррекционные педагогические игры и др.) методы обучения. Главная цель курса - ориентировать учителя на личность воспитанника при разрешении конфликта, видеть смысл конфликта в том, чтобы дать учащемуся положительное «приращение» его личности.
Кроме того, в процессе
занятий формируется
Комплексный инструментарий для осуществления коренной перестройки структуры личности педагога как объекта и субъекта общения и резкого увеличения у него запаса обобщенных умений, нужных для творчества при установлении контактов с людьми, представлен в работе Т.С. Яценко.
В настоящее время широко практикуются различные формы социально- психологического тренинга, цель которых обучение психологически грамотному общению родителей, руководителей различных рангов, актеров, спортсменов, лиц, страдающих различными формами неврозов и испытывающих трудности в общении.
При этом специалисты
единодушно отмечают, что особые преимущества
для диагностики и коррекции
трудностей общения появляются в
условиях активного социально-
Последнее обстоятельство
создает возможность для
Правильно утверждает О.В.
Суханова, что таким образом появляется
возможность превращения
Одним из основных направлений
работы по снятию психологических трудностей
в общении является индивидуальное
психологическое
А.Ф. Копьев и Т.А. Флоренская уже много лет нарабатывают инструментарий помощи личности, испытывающей различные психологические трудности в ее повседневной жизни, в том числе при общении. Главным достижением этих поисков следует считать создание способов помощи через доверительное диалогическое общение людям, у которых не ладятся отношения с субъективно значимыми для них лицами, входящими в их окружение. Бесценная изюминка, которую они наработали, - это филигранно отточенная методика усиления побуждений в мотивационной сфере личности, следование которым снимает конфликтность в ее отношениях с окружающими, и одновременного торможения побуждений, которые до этого доминировали и мешали ей нормально общаться с людьми.
Следует отметить, что мы не ставили перед собой задачу исчерпывающе представить основную феноменологию психологических трудностей межличностного общения и раскрыть все субъективные причины, их вызывающие.
Мы лишь крайне конспективно
указали основные пути предотвращения
и устранения этих трудностей. Конечно
же, можно и нужно анализировать
психологические трудности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Все исследователи сходятся на том, что одиночество связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, истории, семьи, природы, культуры. Причем современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного принудительного общения («одинокая толпа», одинокие и далекие, как планеты во Вселенной, члены семьи, одноклассники, ежедневно встречающиеся подруги), когда человек чувствует тягостный разлад с самим собой, страдание и кризис своего «Я», оторванность и лишение смысла мира («распалась связь времен» – помните Гамлета?).
Вынужденное общение, массовое производство одинаковых маек, брюк, клипсов, причесок, выражения лиц, фраз, вкусов, оценок, стилей поведения, привычек, чувств, мыслей, желаний уничтожает нашу уникальность и неповторимость, стирает представление о себе как самоценности.