Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:18, реферат
. Среди средств борьбы с одиночеством – социально-психологические: личностная диагностика и выявление индивидов с повышенным риском одиночества, коммуникативные тренинги для воспитания навыков общения, психотерапия и психокоррекция для устранения болезненных эффектов одиночества и т.д.; организационные: создание клубов и групп общения, формирование у клиентов новых социальных связей и пропаганда новых интересов взамен утраченных, например в результате развода или овдовения, и т.д.; социально-медицицинские: воспитание навыков самосохраняющего поведения и преподавание основ здорового образа жизни. Помогая одиноким людям, социальный работник хорошо должен представлять себе комплектность проблемы и мультифакторность ее возможного решения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 2
Глава 1. Что такое одиночество?…………………………………….. 3
1.1 Одиночество – психическое заболевание……………….. 7
1.2 Одиночество – отсутствие общения……………………… 8
Глава 2. Пути преодоления одиночества……………………………. 12
2.1. Измерение степени одиночества…………………………. 12
2.2. Как жить в одиночестве?………………………………….. 13
2.3. Преодоление одиночества путем тренинга……………… 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….. 20
Установлено, что одиночество зависит от того, как человек к себе относится, т.е. от его самооценки. У многих людей чувство одиночества связано с явно заниженной самооценкой. Порождаемое ею ощущение одиночества нередко приводит к появлению у человека чувства неприспособленности и никчемности.
Ощущение одиночества
способно усиливаться или ослабляться
в зависимости от динамических изменений
в индивидуально принятых стандартах
интенсивности нормального
Одинокие люди нередко
в самих себе причину своего одиночества,
приписывая его к недостаткам
характера, отсутствию способностей, личной
непривлекательности в большей
степени, чем факторам, подвластным
сознательному волевому контролю: недостаток
собственных усилий, прилагаемых
для налаживания контактов, неэффективность
применяемых для этого средств
и пр. Каузальная атрибуция таких
людей характеризуется
Предпочитаемый способ реагирования человека на одиночество – депрессия или агрессия – зависит от того, как человек объясняет свое собственное одиночество. При внутреннем локусе контроля чаще возникает депрессия, а при внешнем – агрессия. Повышенная склонность к покорности или, напротив, к проявлению враждебности положительно коррелирует с фактическим одиночеством человека среди людей.
Одинокие люди часто чувствуют себя никчемными, некомпетентными, нелюбимыми, и усилению этих самоуничижительных чувств способствует их повышенная самокритичность.
Связь, существующая между низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двояким образом. Во-первых, ссылками на то, что низкая самооценка порождает внутреннее самоотчуждение человека; во-вторых, исходя из предположения, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций, которые сами по себе существенно затрудняют межличностное общение.
Есть и другие гипотезы,
объясняющие феномен
Индивиды, невысоко оценивающие себя, ожидают, что, и другие так же к ним относятся. Такие люди острее многих других реагируют на предложения и отказы в установлении личных контактов с окружающими. Вместе с тем люди с низкой самооценкой особенно отзывчивы к обращениям и просьбам со стороны, реагируя повышенно враждебно на тех, кто лично их отвергает. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике и рассматривают ее как подтверждение собственной неполноценности. Они же, как выяснилось, с трудом воспринимают комплименты в свой адрес, более неуверенно ведут себя в обращении и повышенно осторожны.
В целом же низкая самооценка
порождает взаимосвязанный
Одним из факторов, способствующих
одиночеству, является нежелание человека
оказаться в такой ситуации межличностного
общения, при которой он подвергается
риску получить отказ в установлении
нужных для него взаимоотношений, почувствовать
смущение и разочарование. Враждебность
и пассивность, как возможные
причины и одновременно следствия
одиночества, часто сопровождают его.
Из-за боязни отрицательных результатов
проявления инициативы в установлении
межличностных контактов
Нередко одиночество возникает по независящим от человека причинам.
Вдовство, развод или
разрыв личных отношений - наиболее распространенные
социальные причины, ведущие к одиночеству.
В подобных случаях оно зарождается
вследствие внезапно возникающей полной
или частичной эмоционально-
Есть смысл различать
три типа отношений одиночества:
хронический, ситуативный и переходящий.
Хроническое одиночество
Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например брачных. После короткого времени дистресса ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества. Переходящее одиночество выражает в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.
Потеря одного из родителей
в результате развода или недостаток
эмоционально близких, доверительных
отношений, родительской поддержки
в детстве могут сделать
1.1. Одиночество – психическое заболевание.
Один из психогенных
факторов, влияющих на эмоциональное
состояние человека, находящегося в
измененных (непривычных) условиях изоляции
от других людей. Как только люди попадают
в условия одиночества, обуславливаемого
экспериментальной, географической, социальной
или тюремной изоляцией, то сразу
же все непосредственные («живые») связи
с другими людьми прерываются («отрубаются»),
что вызывает появление острых эмоциональных
реакций. В ряде случаев возникает
психологический шок, характеризующийся
тревожностью, депрессией и сопровождающийся
выраженными вегетативными
(куклы и др.), различных
животных (от пауков до лошадей),
создают силой воображения
(«публичность одиночества»
– О.Н. Кузнецов) у ряда лиц
появляются необычные
1.2. Одиночество – отсутствие общения.
Трудности общения могут
быть рассмотрены с позиций
Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждой из них проявляются те или иные психические свойства личности. Таким образом, стоя на позициях общей психологии, мы вправе не только исследовать типичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его протекания, но и выявлять трудности общения, т.е. те характеристики психических процессов, состояний и свойств личности, которые объединяясь, имеют своим следствием взаимодействие людей, не отвечающие критериям психологически оптимального общения.
…А какое же общение считается психологически оптимальным? По нашему мнению, психологически оптимальное общение имеет место тогда, когда в нем осуществляются цели участвующих в нем людей в соответствии с мотивами, обуславливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения.
При этом было бы ошибочно полагать, что психологически оптимальное общение – это непременно своеобразное слияние умов, чувств, воли его участников. Психологически оптимальным может быть и общение, в котором партнерам удается сохранить желаемую для каждого из них субъективную дистанцию.
Поскольку общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива, или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.
Конкретными психологическими
причинами этого могут быть: нереальные
цели, неадекватная оценка партнера, его
способностей и интересов, неверное
представление своих
И.П. Шкуратова обоснованно отмечает, что при изучении трудностей общения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально-перцептивных функций. В действительности же эта проблема приобретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты общения.
По данным И.П. Шкуратовой, роль системообразующего фактора для всех проявлений интересующих нас трудностей выполняют цели общения, поскольку эти трудности это тоже помехи на пути к достижению поставленных человеком целей.
Среди личностных образований, детерминирующих постановку целей, она специально выделяет мотивацию общения, которая обусловливает трудности межлюдского взаимодействия. Характер рассматриваемых нами трудностей во многом зависит от содержания или направленности мотивации; ее влияние проявляется в нарушении какой-либо из функций общения (перцептивной, коммуникативной и т.п.). Существует также особый вид трудностей, который состоит в невозможности реализации значимых для личности мотивов с людьми из своего окружения. Эта категория трудностей не всеми осознается, так как требует достаточно развитой рефлексии, но переживается, выражаясь в жалобах на отсутствие понимания со стороны партнеров.
Вместе с тем Е.В.
Улыбина совершенно обоснованно
утверждает, что структура межличностного
общения должна рассматриваться
со стороны внутренней (побуждения
к действию) и внешней (средства,
способы) коммуникации. В реальных актах
общения эти стороны
Будучи тесно связанным,
мотивационные и
(инструментального