Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:18, реферат
. Среди средств борьбы с одиночеством – социально-психологические: личностная диагностика и выявление индивидов с повышенным риском одиночества, коммуникативные тренинги для воспитания навыков общения, психотерапия и психокоррекция для устранения болезненных эффектов одиночества и т.д.; организационные: создание клубов и групп общения, формирование у клиентов новых социальных связей и пропаганда новых интересов взамен утраченных, например в результате развода или овдовения, и т.д.; социально-медицицинские: воспитание навыков самосохраняющего поведения и преподавание основ здорового образа жизни. Помогая одиноким людям, социальный работник хорошо должен представлять себе комплектность проблемы и мультифакторность ее возможного решения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 2
Глава 1. Что такое одиночество?…………………………………….. 3
1.1 Одиночество – психическое заболевание……………….. 7
1.2 Одиночество – отсутствие общения……………………… 8
Глава 2. Пути преодоления одиночества……………………………. 12
2.1. Измерение степени одиночества…………………………. 12
2.2. Как жить в одиночестве?………………………………….. 13
2.3. Преодоление одиночества путем тренинга……………… 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….. 20
Бесспорно, мотивационно-смысловые
характеристики личности влияют на обращение
участников общения друг с другом.
Слабее исследовано влияние
Как и всякое действие, коммуникативной акт включает в себя прежде всего анализ ситуации общения, построение адекватного представления о партнере. Эффективность этой части коммуникативного акта определяет и эффективность действия в целом.
Одним из проявлений неэффективности
ориентировочной части
В состав инструментальных аспектов общения входит и умение адекватно выражать свои мысли, выбирать способ коммуникации в соответствии с особенностями партнера и обстановка в общения, а это, в частности, должно опираться на понимание партнера и ситуации в целом.
Являясь следствием инструментальных
трудностей, непонимание партнера отражается
на смысловом уровне в формировании
определенного отношения к
Трудности в общении могут возникать также из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. Следствием этого является несходство их жизненного опыта, что накладывает отпечаток не только на имеющийся у них образа мира – природу, общество, человека, отношение к ним, но и на конкретное поведение в основных жизненных ситуациях. Несходство жизненного опыта представителей разных возрастных групп применительно к общению выражается в неодинаковом уровне развития и проявления познавательных процессов при контактах с другим человеком, неодинаковом запасе и характере переживаний, неодинаковом богатстве поведенческих форм.
Все это по-разному
будет сопряжено с
В.А. Лабунской исследовались типы структур психологниских трудностей общения. Были выявлены их «поля», возникающие как по инициативе партнера, так и приписываемых себе, и прослежены их различия. Используя в качестве основного принципа наименования структуры трудностей общения статистически значимое преобладание степени оценки того или иного фактора в общей структуре трудностей, ученая выявила следующие типы структур: «социально- перцептивный - условия общения»; «экспрессивно-речевой - социально- перцептивный»; «формы обращения - условия общения»; «социально-перцептивный
- отношения-обращение» и др.
Выделенные типы структур
психологических трудностей общения
свидетельствуют о
В.А. Лабунская фактически показала, что общение по-разному деформируется личностными особенностями его участников. К этим личностным особенностям относится и эгоцентризм. Из-за крайне сильной центрированности на себе - своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, переживаниях - индивид оказывается неспособным изменить исходную познавательную перспективу по отношению к другому субъекту, его мнению и представлению.
Эгоцентрическая направленность личности, как показала Т.И. Пашукова, проявляется не только в познавательном, но и в эмоциональном и поведенческих планах.
В познавательном плане эгоцентризм связан с приверженностью к известному способу решения проблем, к своему приему рассуждений и доказательств, а это приводит к неспособности человека изменить познавательную перспективу, взглянуть иными глазами на других людей.
В эмоциональном плане он вызывается обращенностью к своим чувствам и нечувствительностью к переживаниям других людей. Диагностировать его можно по низкой степени эмпатии и неадекватности эмоционального тона во взаимодействии.
В поведенческом плане эгоцентризм проявляется в виде нескоординированности действий с партнером.
Т.Н. Пашукова с помощью эгоцентрического проективного теста Т.
Сцустровой выявила два типа эгоцентрической направленности: эгоцентризм как стремление рассуждать со своей точки зрения эгоизм как тенденция говорить о себе.
Т.В. Ивановой установлено, что в характерах людей, испытывающих трудности в общении, обнаруживается комплекс лабильных, сензитивных, астеноневротических черт, что свидетельствует о присущей им чрезмерной впечатлительности. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее в следствии своей исключительной робости и застенчивости.
Вначале они производят впечатление крайне сдержанных, холодных, скованных, что также затрудняет их контакты с окружающими. На личностном уровне анализа у этой группы обследуемых Т.В. Ивановой были обнаружены: повышенный уровень тревоги, эмоциональная неустойчивость высокий самоконтроль поведения, экстернальность.
Третий уровень анализа составил особенности образа «Я» и самооценки у этой категории лиц. У них был отмечен высокий уровень самоотрицания, самоунижения. При опросах они говорили о своей замкнутости, интервертированности, застенчивости, зависимости, конформности.
Образ «Я» лиц этой группы включал такие параметры, как заниженная индивидуальная и социальная самооценка. Свой образ представлялся им пассисным, простым. Вместе с низким уровнем активности и способности «Я» к изменениям такое строение образа «Я» приводит к тому, что субъект становится закрытым для воспитания нового опыта, который мог бы изменить стиль его поведения и общения, и продолжает продуцировать низкоэффективные формы коммуникативной деятельности.
В.Н. Петровский (Ростов-на-Дону) психологически тонко раскрыл специфические трудности общения с лицами, у которых ярко выражена тревожность. Он показал, что тревожность, возникшая вследствие
«нецелостности», «безобразности», «слабости» «Я» или диерархизации мотивационной системы индивида, может приводить к ослаблению «внутреннего контура» контроля его коммуникативной активности.
«Не находя себя в себе», «тревожный» пытается «найти себя вовне», в частности в оценках и мнениях окружающих о нем, становясь к ним более чувствительным, а где и инициируя их проявление.
Специфика активности «тревожного» состоит в предпочтении или инициации им форм деятельности и общения, обеспечивающих обратную связь с высокой вероятность содержания оценок, мнений о нем. При этом общение такого человека может оказаться насыщенным противоречивыми выразительными формами и характеристиками его активности, в своей совокупности
«транслирующими тревожность
на собеседника», «размывающими» внешнее
выразительное поведение «
- инициирование «тревожным»
оценок и одобрения окружающих
посредством подчеркивания
- вызывающая, бравирующая
искусственность внешнего
- снижение интереса
к общению, если оно не
«тревожного» или не позволяет ему такие оценки инициировать у окружающих, к которым он может одновременно проявлять рефлексивное внимание, принимающее иногда грубые формы лести.
Еще одну трудность, относящуюся к рассматриваемому виду, анализирует
В.Н.Куницина - это застенчивость, которая представляет собой личностное свойство, возникающее в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющееся в состоянии нервно-психического напряжения и психологического напряженья и психологического дискомфорта.
При этом застенчивые по своим личностным и коммуникативным свойствам не являются однородной группой. Среди них выделены неадаптированные (особо застенчивые и шизоидные личности) и адаптированные (застенчивые).
К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся, кроме застенчивости, аутистичность, отчужденность, одиночество, чрезмерная сензитивность, истероидность, невротизация. Невротизированные люди и лица с низкой саморегуляцией объединяются в группу самых неуспешных и плохо адаптирующихся.
Природа и содержание трудностей общения, испытываемых застенчивыми, аутистичными, глубоко невротизированными и неадаптированными лицами, утверждает далее Куницина, имеет некоторые общие черты, что позволяет говорить о синдроме трудностей.
Освещая индивидуально-психологические различия между людьми по параметру испытываемых ими трудностей в общении, можно предложить типологию, конечно, очень условную и нуждающуюся в дальнейшем развитии и доработке: 1) глобальны или парциальны для личности трудности в общении; 2) по отношению к какому контингенту в окружении личности оно испытываются; 3) при обсуждении проблематики какого содержания они выступают наиболее сильно; 4) вид нарушения; 5) их ситуативность или устойчивость; 6) глубина нарушений; 7) источники и причины, вызывающие у личности трудности в общении.
Трудности общения могут
быть рассмотрены с позиций
Ряд исследователей с
помощью личностных методик рассмотрели
особенности мотивации
Особую форму трудностей при общении с окружающими испытывают лица, страдающие легоневрозами. в нашей лаборатории их с успехом исследует и снимает Ю.Б. Некрасова. Своей многолетней работой с пациентами она убедительно показала, что у каждого их них свой комплекс неполноценности, который, начинаясь с глубокой неудовлетворенности притязаний в сфере коммуникаций, деформирует отношение личности легоневротика к другим сторонам его бытия. Возвращая с помощью уникальной методики нормальную речь, Ю.Б. Некрасова выводит на новый высокий уровень развития личность бывшего легоневротика, и у него капитально реконструируется отношение к самому себе, изменяется на положительное и отношение к другим людям, а общение с ними начинает проходить, как правило, на фоне стенических чувств.
Глава 2. Психологические трудности общения и пути их преодоления.
2.1. Измерение степени одиночества.
Воспользуемся методикой Д. Рассела.
Укажите, как часто вы испытываете состояние, описанное в каждом нижеследующем пункте. Обведите кружком балл для каждого пункта:
|№ |Состояние |Никогда |Редко |Иногда |Часто |
|п/п | | | | | |
|1. |Я чувствую, что нахожусь в ладу с |1 |2 |3 |4 |
| |окружающими меня людьми. | | | | |
|2. |Я испытываю недостаток в дружеском |1 |2 |3 |4 |
| |общении. | | | | |
|3. |Нет никого, к кому бы я мог |1 |2 |3 |4 |
| |обратиться. | | | | |
|4. |Я не чувствую себя одиноким. |1 |2 |3 |4 |
|5. |Я ощущаю себя частью группы друзей. |1 |2 |3 |4 |
|6. |У меня много общего с окружающими |1 |2 |3 |4 |
| |людьми. | | | | |
|7. |Я замкнут в себе. |1 |2 |3 |4 |
|8. |Никто из окружающих не разделяет |1 |2 |3 |4 |
| |моих интересов и мыслей. | | | | |
|9. |Я – человек, легко приближающийся к |1 |2 |3 |4 |
| |людям. | | | | |
|10. |Есть люди, к которым я испытываю |1 |2 |3 |4 |
| |глубокие чувства. | | | | |
|11. |Я чувствую себя покинутым. |1 |2 |3 |4 |
|12. |Мои социальные связи неглубоки. |1 |2 |3 |4 |
|13. |Никто не знает меня по-настоящему. |1 |2 |3 |4 |
|14. |Я чувствую себя изолированным от |1 |2 |3 |4 |
| |других людей. | | | | |
|15. |Я могу найти друзей, как только |1 |2 |3 |4 |
|16. |Есть люди, которые по-настоящему |1 |2 |3 |4 |
| |понимают меня. | | | | |
|17. |Я несчастен от того, что так отдален|1 |2 |3 |4 |
| |от людей. | | | | |
|18. |Люди вокруг меня, но не со мной. |1 |2 |3 |4 |
|19. |Есть люди, с которыми я могу |1 |2 |3 |4 |
| |поговорить. | | | | |
|20. |Есть люди, к которым я могу |1 |2 |3 |4 |
| |обратиться. | | | | |
Подсчитайте сумму баллов на вопросы 2, 3, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17,
18. В ответах на
вопросы 1, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 19, 20 произведите
перестановку в обратном
Те, кто набрал меньше 22 баллов, могут считать себя людьми с очень низкой степенью одиночества. От 22 до 32 – низкая степень. От 32 до 52 – средняя степень одиночества. От 52 до 62 – высокая степень одиночества, а те, кто набрал более 62 баллов, считаются людьми с очень высокой степенью одиночества.
2.2. Как жить в одиночестве?
Эмоциональные состояния одинокого человека – отчаяние (паника, ранимость, беспомощность, изолированность, жалость к себе), скука
(нетерпение, желание
все изменить, скованность,
Эриксона): возврат к детскому уровню поведения и желание как можно дольше отсрочить приобретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что что-то случится, эмоционально воздействовать и жизнь резко изменится; страх перед интимным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ролей; презрение ко всему национальному и нереальная переоценка всего иностранного