Возникновение и преодоление одиночества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:18, реферат

Описание работы

. Среди средств борьбы с одиночеством – социально-психологические: личностная диагностика и выявление индивидов с повышенным риском одиночества, коммуникативные тренинги для воспитания навыков общения, психотерапия и психокоррекция для устранения болезненных эффектов одиночества и т.д.; организационные: создание клубов и групп общения, формирование у клиентов новых социальных связей и пропаганда новых интересов взамен утраченных, например в результате развода или овдовения, и т.д.; социально-медицицинские: воспитание навыков самосохраняющего поведения и преподавание основ здорового образа жизни. Помогая одиноким людям, социальный работник хорошо должен представлять себе комплектность проблемы и мультифакторность ее возможного решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 2
Глава 1. Что такое одиночество?…………………………………….. 3
1.1 Одиночество – психическое заболевание……………….. 7
1.2 Одиночество – отсутствие общения……………………… 8
Глава 2. Пути преодоления одиночества……………………………. 12
2.1. Измерение степени одиночества…………………………. 12
2.2. Как жить в одиночестве?………………………………….. 13
2.3. Преодоление одиночества путем тренинга……………… 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….. 20

Работа содержит 1 файл

реферат на тему возникновение и преодоление одиночества.docx

— 58.95 Кб (Скачать)

 

Бесспорно, мотивационно-смысловые  характеристики личности влияют на обращение  участников общения друг с другом. Слабее исследовано влияние когнитивных  особенностей восприятия на эмоционально-аффективную  оценку объекта восприятия.

 

Как и всякое действие, коммуникативной акт включает в  себя прежде всего анализ ситуации общения, построение адекватного представления о партнере. Эффективность этой части коммуникативного акта определяет и эффективность действия в целом.

 

Одним из проявлений неэффективности  ориентировочной части коммуникации является субъективное ощущение непонимания  партнера, невозможность создать  его целостный образ и, значит, правильно строить свои действия.

 

В состав инструментальных аспектов общения входит и умение адекватно выражать свои мысли, выбирать способ коммуникации в соответствии с особенностями партнера и обстановка в общения, а это, в частности, должно опираться на понимание партнера и ситуации в целом.

 

Являясь следствием инструментальных трудностей, непонимание партнера отражается на смысловом уровне в формировании определенного отношения к нему. Факты свидетельствуют о том, что люди, общение с которыми затруднено на инструментальном уровне, воспринимаются негативно.

 

Трудности в общении  могут возникать также из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. Следствием этого является несходство их жизненного опыта, что накладывает отпечаток не только на имеющийся у них образа мира – природу, общество, человека, отношение к ним, но и на конкретное поведение в основных жизненных ситуациях. Несходство жизненного опыта представителей разных возрастных групп применительно к общению выражается в неодинаковом уровне развития и проявления познавательных процессов при контактах с другим человеком, неодинаковом запасе и характере переживаний, неодинаковом богатстве поведенческих форм.

Все это по-разному  будет сопряжено с мотивационно-потребностной сферой, которая в каждой группе отличается своей спецификой.

 

В.А. Лабунской исследовались типы структур психологниских трудностей общения. Были выявлены их «поля», возникающие как по инициативе партнера, так и приписываемых себе, и прослежены их различия. Используя в качестве основного принципа наименования структуры трудностей общения статистически значимое преобладание степени оценки того или иного фактора в общей структуре трудностей, ученая выявила следующие типы структур: «социально- перцептивный - условия общения»; «экспрессивно-речевой - социально- перцептивный»; «формы обращения - условия общения»; «социально-перцептивный

- отношения-обращение» и др.

 

Выделенные типы структур психологических трудностей общения  свидетельствуют о существовании  определенных типов личностей как  субъектов общения.

 

В.А. Лабунская фактически показала, что общение по-разному деформируется личностными особенностями его участников. К этим личностным особенностям относится и эгоцентризм. Из-за крайне сильной центрированности на себе - своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, переживаниях - индивид оказывается неспособным изменить исходную познавательную перспективу по отношению к другому субъекту, его мнению и представлению.

Эгоцентрическая направленность личности, как показала Т.И. Пашукова, проявляется не только в познавательном, но и в эмоциональном и поведенческих планах.

 

В познавательном плане  эгоцентризм связан с приверженностью  к известному способу решения  проблем, к своему приему рассуждений  и доказательств, а это приводит к неспособности человека изменить познавательную перспективу, взглянуть  иными глазами на других людей.

 

В эмоциональном плане  он вызывается обращенностью к своим  чувствам и нечувствительностью  к переживаниям других людей. Диагностировать  его можно по низкой степени эмпатии и неадекватности эмоционального тона во взаимодействии.

 

В поведенческом плане  эгоцентризм проявляется в виде нескоординированности действий с партнером.

 

Т.Н. Пашукова с помощью эгоцентрического проективного теста Т.

Сцустровой выявила два типа эгоцентрической направленности: эгоцентризм как стремление рассуждать со своей точки зрения эгоизм как тенденция говорить о себе.

 

Т.В. Ивановой установлено, что в характерах людей, испытывающих трудности в общении, обнаруживается комплекс лабильных, сензитивных, астеноневротических черт, что свидетельствует о присущей им чрезмерной впечатлительности. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее в следствии своей исключительной робости и застенчивости.

Вначале они производят впечатление крайне сдержанных, холодных, скованных, что также затрудняет их контакты с окружающими. На личностном уровне анализа у этой группы обследуемых Т.В. Ивановой были обнаружены: повышенный уровень тревоги, эмоциональная неустойчивость высокий самоконтроль поведения, экстернальность.

Третий уровень анализа  составил особенности образа «Я»  и самооценки у этой категории  лиц. У них был отмечен высокий  уровень самоотрицания, самоунижения. При опросах они говорили о  своей замкнутости, интервертированности, застенчивости, зависимости, конформности.

 

Образ «Я» лиц этой группы включал такие параметры, как заниженная индивидуальная и  социальная самооценка. Свой образ  представлялся им пассисным, простым. Вместе с низким уровнем активности и способности «Я» к изменениям такое строение образа «Я» приводит к тому, что субъект становится закрытым для воспитания нового опыта, который мог бы изменить стиль его поведения и общения, и продолжает продуцировать низкоэффективные формы коммуникативной деятельности.

 

В.Н. Петровский (Ростов-на-Дону) психологически тонко раскрыл специфические трудности общения с лицами, у которых ярко выражена тревожность. Он показал, что тревожность, возникшая вследствие

«нецелостности», «безобразности», «слабости» «Я» или диерархизации мотивационной системы индивида, может приводить к ослаблению «внутреннего контура» контроля его коммуникативной активности.

 

«Не находя себя в себе», «тревожный» пытается «найти себя вовне», в частности в оценках и  мнениях окружающих о нем, становясь  к ним более чувствительным, а  где и инициируя их проявление.

 

Специфика активности «тревожного» состоит в предпочтении или инициации  им форм деятельности и общения, обеспечивающих обратную связь с высокой вероятность  содержания оценок, мнений о нем. При  этом общение такого человека может  оказаться насыщенным противоречивыми  выразительными формами и характеристиками его активности, в своей совокупности

«транслирующими тревожность  на собеседника», «размывающими» внешнее  выразительное поведение «тревожного», а в конечном счете затрудняющими общение с ним. Это, в частности:

- инициирование «тревожным»  оценок и одобрения окружающих  посредством подчеркивания своей  «вины» (в шутливо-иронической форме), «достоинств» на фоне неуверенности  в себе;

- вызывающая, бравирующая  искусственность внешнего выразительного  поведения, призванного демонстрировать  уверенность «тревожного» в себе, но, по существу, скрывающего нужду  в положительной оценке его  окружающими, и нередко воспринимаемая  ими как претенциозность, амбиция;

- снижение интереса  к общению, если оно не содержит  оценок активности

«тревожного» или  не позволяет ему такие оценки инициировать у окружающих, к которым  он может одновременно проявлять  рефлексивное внимание, принимающее  иногда грубые формы лести.

 

Еще одну трудность, относящуюся  к рассматриваемому виду, анализирует

В.Н.Куницина - это застенчивость, которая представляет собой личностное свойство, возникающее в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющееся в состоянии нервно-психического напряжения и психологического напряженья и психологического дискомфорта.

 

При этом застенчивые по своим личностным и коммуникативным свойствам не являются однородной группой. Среди них выделены неадаптированные (особо застенчивые и шизоидные личности) и адаптированные (застенчивые).

 

К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся, кроме  застенчивости, аутистичность, отчужденность, одиночество, чрезмерная сензитивность, истероидность, невротизация. Невротизированные люди и лица с низкой саморегуляцией объединяются в группу самых неуспешных и плохо адаптирующихся.

 

Природа и содержание трудностей общения, испытываемых застенчивыми, аутистичными, глубоко невротизированными и неадаптированными лицами, утверждает далее Куницина, имеет некоторые общие черты, что позволяет говорить о синдроме трудностей.

 

Освещая индивидуально-психологические  различия между людьми по параметру  испытываемых ими трудностей в общении, можно предложить типологию, конечно, очень условную и нуждающуюся  в дальнейшем развитии и доработке: 1) глобальны или парциальны для  личности трудности в общении; 2) по отношению к какому контингенту  в окружении личности оно испытываются; 3) при обсуждении проблематики какого содержания они выступают наиболее сильно; 4) вид нарушения; 5) их ситуативность или устойчивость; 6) глубина нарушений; 7) источники и причины, вызывающие у личности трудности в общении.

 

Трудности общения могут  быть рассмотрены с позиций медицинской  психологии. Так, еще В.Н. Мясищев, опираясь на свой богатейший клинический опыт, говорил, что в основе развития невроза  лежит непродуктивное разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов, которые проявляются в психологических трудностях общения.

 

Ряд исследователей с  помощью личностных методик рассмотрели  особенности мотивации деятельности и поведения, которые могут затруднять общение у больных неврозами. У последних было обнаружено наличие  противоположно направленных тенденций  и мотивов поведения: сильные  симбиотические тенденции могут  сопровождаться трудностями при  реализации, например, в контактах  со значимыми людьми из-за страха, что  они не получатся, замкнутости, дистанцирования. Выявлено, с одной стороны, ожидание внимания, с другой боязнь холодности со стороны значимых других; с одной - стремление к общению, с другой - чрезмерно высокие требования к партнеру («не отвечает идеалу»). Этим же исследованием подтверждено, что если при психостении трудности общения осознаются и переживаются пациентом, то при истерии явная неадекватность общения не осознается, игнорируется и субъективно может не переживаться. Клинический рисунок общения пациентов, страдающих этими двумя формами неврозов, оценивается как противоположный, а психологический анализ вскрывает общность противоречивых мотивов.

 

Особую форму трудностей при общении с окружающими  испытывают лица, страдающие легоневрозами. в нашей лаборатории их с успехом исследует и снимает Ю.Б. Некрасова. Своей многолетней работой с пациентами она убедительно показала, что у каждого их них свой комплекс неполноценности, который, начинаясь с глубокой неудовлетворенности притязаний в сфере коммуникаций, деформирует отношение личности легоневротика к другим сторонам его бытия. Возвращая с помощью уникальной методики нормальную речь, Ю.Б. Некрасова выводит на новый высокий уровень развития личность бывшего легоневротика, и у него капитально реконструируется отношение к самому себе, изменяется на положительное и отношение к другим людям, а общение с ними начинает проходить, как правило, на фоне стенических чувств.

 

Глава 2. Психологические трудности  общения и пути их преодоления.

 

2.1. Измерение степени одиночества.

 

Воспользуемся методикой  Д. Рассела.

 

Укажите, как часто  вы испытываете состояние, описанное  в каждом нижеследующем пункте. Обведите кружком балл для каждого пункта:

|№ |Состояние |Никогда |Редко |Иногда |Часто |

|п/п | | | | | |

|1. |Я чувствую, что  нахожусь в ладу с |1 |2 |3 |4 |

| |окружающими меня  людьми. | | | | |

|2. |Я испытываю недостаток  в дружеском |1 |2 |3 |4 |

| |общении. | | | | |

|3. |Нет никого, к кому  бы я мог |1 |2 |3 |4 |

| |обратиться. | | | | |

|4. |Я не чувствую  себя одиноким. |1 |2 |3 |4 |

|5. |Я ощущаю себя  частью группы друзей. |1 |2 |3 |4 |

|6. |У меня много  общего с окружающими |1 |2 |3 |4 |

| |людьми. | | | | |

|7. |Я замкнут в себе. |1 |2 |3 |4 |

|8. |Никто из окружающих  не разделяет |1 |2 |3 |4 |

| |моих интересов и  мыслей. | | | | |

|9. |Я – человек,  легко приближающийся к |1 |2 |3 |4 |

| |людям. | | | | |

|10. |Есть люди, к которым  я испытываю |1 |2 |3 |4 |

| |глубокие чувства. | | | | |

|11. |Я чувствую себя  покинутым. |1 |2 |3 |4 |

|12. |Мои социальные  связи неглубоки. |1 |2 |3 |4 |

|13. |Никто не знает  меня по-настоящему. |1 |2 |3 |4 |

|14. |Я чувствую себя  изолированным от |1 |2 |3 |4 |

| |других людей. | | | | |

|15. |Я могу найти  друзей, как только |1 |2 |3 |4 |

|16. |Есть люди, которые  по-настоящему |1 |2 |3 |4 |

| |понимают меня. | | | | |

|17. |Я несчастен от  того, что так отдален|1 |2 |3 |4 |

| |от людей. | | | | |

|18. |Люди вокруг меня, но не со мной. |1 |2 |3 |4 |

|19. |Есть люди, с которыми  я могу |1 |2 |3 |4 |

| |поговорить. | | | | |

|20. |Есть люди, к которым  я могу |1 |2 |3 |4 |

| |обратиться. | | | | |

 

Подсчитайте сумму баллов на вопросы 2, 3, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17,

18. В ответах на  вопросы 1, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 19, 20 произведите  перестановку в обратном порядке  (1-4, 2-3, 3-2, 4-1).

 

Те, кто набрал меньше 22 баллов, могут считать себя людьми с очень низкой степенью одиночества. От 22 до 32 – низкая степень. От 32 до 52 – средняя степень одиночества. От 52 до 62 – высокая степень одиночества, а те, кто набрал более 62 баллов, считаются  людьми с очень высокой степенью одиночества.

 

2.2. Как жить в одиночестве?

 

Эмоциональные состояния  одинокого человека – отчаяние (паника, ранимость, беспомощность, изолированность, жалость к себе), скука

(нетерпение, желание  все изменить, скованность, раздражительность), самоуничижение (ощущение собственной  непривлекательности, глупости, никчемности,  застенчивость). Одинокий человек как бы гласит: «Я беспомощен и несчастен, полюбите меня, приласкайте меня». На фоне сильного желания такого общения возникает явление «психического моратория» (термин Э.

Эриксона): возврат к  детскому уровню поведения и желание  как можно дольше отсрочить приобретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что  что-то случится, эмоционально воздействовать и жизнь резко изменится; страх  перед интимным общением и неспособность  эмоционально воздействовать на лиц  другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ролей; презрение ко всему национальному и нереальная переоценка всего иностранного

Информация о работе Возникновение и преодоление одиночества