Восприятие и понимание человека человеком в процессе общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 05:48, курсовая работа

Описание работы

Взаимодействие человека с другими людьми - непременное условие его жизнедеятельности, иногда это взаимодействие дает желаемый результат, иногда вызывает сложности, и необходимый элемент этого процесса - межличностное познание. В любом виде общения каждый его участник одновременно выступает в двух ипостасях: как объект и как субъект познания. И от того, что представляют собой люди как объекты и как субъекты познания друг для друга, в очень большой степени зависит, какие поступки они совершают по отношению к партнерам по общению и какие решения принимают.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Теоретические исследования проблемы межличностного восприятия и понимания человека человеком в общении………………………………………………. 5
1. 1. Общение как восприятие людьми друг друга……………………… 5
1. 2. Понятие межличностного восприятия …………………………….. 11
1. 3. Процесс межличностного восприятия в структуре общения…….. 15
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследования восприятия и понимания человека человеком в процессе общения…………………………………………………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...…. 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………… 28
Приложение ………………………………….……………

Работа содержит 1 файл

Карасев. Восприятие и понимание человека человеком в процессе общения.doc

— 733.00 Кб (Скачать)

      50% сотрудников страховой компании  имеют высокие оценки по субтесту (25% - высокий уровень и 254% - выше среднего) и обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений.

      Такие сотрудники способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют ролевую пластичность), что также является необходимыми способностями в профессиональной деятельности.

      Сотрудники  с низкими оценками по субтесту,  плохо распознающие различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения в исследовании не выявлены.

      Более низкие оценки получены по субтесту № 4 «Истории с дополнением»

      Большинство сотрудников имеют средний уровень  развитяи способности распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. (56,3%).  Они умеют анализировать некоторые. не слишком слдожные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения.

      18,7% сотрудников с низкими оценками по субтесту испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми.

      Таким образом, в процессе исследования нами были получены следующие результаты  о развитии социального интеллекта у страховых агентов «Ингосстрах».

18,7% сотрудников исмеют высокий уровень развития социального интеллекта, у 25% сотрудников социальный интеллект развит на уровне выше среднего.

 Данная  группа сотрудников способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.

Являются  успешными коммуникаторами. Им свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении.

      У большинства же сотрудников – 50% уровень социального интеллекта соответствует среднему уровню.

      6,3% сотрудников с низким социальным интеллектом испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации.

      Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о развитии социального восприятия и понимания в процессе общения страховых агентов компании «Ингосстрах» на среднем уровне.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Межличностное познание можно рассматривать как  систему познавательных действий субъекта, направленных на субъективное воссоздание личностной реальности другого человека.

     Межличностное восприятие является процессом актуализации психологического содержания личности, которое закрепляется за признаками внешности, поведения и деятельности человека в общественно-трудовой практике и требует раскрытия особенностей личности как индивидуальности. Повышению степени адекватности межличностного понимания в интерпретации психологических качеств личности способствует анализ контекста конкретных межличностных ситуаций общения. На адекватность межличностного понимания существенное влияние оказывают выработанные обществом установки, эталоны и стереотипы.

     Основными проблемами исследования при восприятии и понимании человека являются:

     - механизмы межличностного познания людей: интерпретации; идентификации; каузальной атрибуции; рефлексии другого человека.

     - механизмы, искажающие формирование адекватного образа воспринимаемого человека: механизм функционирования имплицитной (внутренней) структуры личности первичности или новизны; проекции;  стереотипизации (категоризации); упрощения; идеализации; этноцентризма; снисхождения;

     - психологические особенности субъекта восприятия, влияющие на глубину и объективность познания других людей; критерии точности межличностного познания и др.

     Исследования по проблемам психологии восприятия людьми друг в процессе общения друга проникает во многие области психологического знания (социальную психологию, психологию труда и управления, возрастную и педагогическую психологию и т. д.), а, следовательно, охватывает этими исследованиями все новые сфер социальной практики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

     1. Андреева Г.М. Психология социального  познания. - М.: Аспект Пресс, 1997. -240 с. 

     2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. - 160с.

     3. Бодалев А.А. Психология общения. - М.: МПСИ, 2002. - 320с.

     4. Бодалев А.А, Васина Н. Познание человека человеком. – М.: Речь, 2005.- 324 с.

     5. Волкова А. И. Психология общения. – М.: Феникс, 2007. - 448 с.

     6. Выготский Л. С. Психология. – М.: Эксмо-пресс, 2003. – 1008 с.

     7. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб: Питер, 2009. - 576 с.

     8. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1998. - с. 58--59.

     9. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение.- СПб.: «ПИТЕР», 2001. – 544 с.

     10. Лабунская В.А, Экспрессия человека: общение и межличностное познание Ростов-на-Дону Феникс, 1999. - 608с.

     11. Леонтьев А.Н. Психология общения. – М.: Смысл, 2008. – 368с.

     12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2001.–384с.

     13. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. — М.: Институт практической психологии, МОДЭК, 1996. - 384 с.

     14. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997. - 682 с

     15. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: Академия, 1998. – 251с.

     16. Социальная психология./ под ред. А.Л.Журавлева. – М.: «ФОРУМ», 2008. – 413 с.

     17. Творогова Н.Д. Общение: диагностика и управление. - М.: Смысл, 2002. - 246 с.

     Приложение

    Социальный  интеллект. Тест Гилфорда. 

     Социальный  интеллект – это способность  понимать намерения, чувства и эмоциональные  состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям. Социальный интеллект – это, также,  проявление дальновидности в межличностных  отношениях. Социальный интеллект связывают со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление.

     Автор методики Дж. Гилфорд рассматривал СИ как систему интеллектуальных способностей, не зависимых от фактора  общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой  информации.

     Согласно  концепции Гилфорда, СИ включает в себя 6 факторов, связанных с познанием поведения:

     1) познание элементов поведения  — способность выделять из  контекста вербальную и невербальную  экспрессию поведения;

     2) познание классов поведения —  способность распознать общие  свойства в потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;

     3) познание отношений поведения  — способность понимать отношения;

     4) Познание систем поведения —  способность понимать логику  развития целостных ситуаций  взаимодействия людей, смысл их  поведения в этих ситуациях;

     5) Познание преобразования поведения  — способность понимать изменение  значения сходного поведения  (вербального и невербального)  в разных ситуационных контекстах;

     6) Познание результатов поведения  — способность предвидеть последствия  поведения, исходя из имеющейся информации.

     Социальный  интеллект является профессионально  важным качеством для менеджеров по продажам и позволяет прогнозировать успешность их деятельности.

Тестовая  тетрадь

СУБТЕСТ N 1 "ИСТОРИИ С ЗАВЕРШЕНИЕМ" 

В этом субтесте Вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены житейские ситуации, происходящие с персонажем Барни. Барни - это лысый мужчина, по профессии - официант. В ситуациях также принимают участие жена, маленький сын и друзья Барни, с которыми он встречается дома или в кафе.

     В каждом задании слева расположен рисунок, изображающий определенную ситуацию. Определите чувства и намерения  действующих в ней персонажей и выберите среди трех рисунков справа тот, который показывает наиболее правдоподобный вариант продолжения (завершения) данной ситуации.

     Рассмотрим  пример:  

     

     На  рисунке слева Барни, зацепившийся за край крыши, испуган и просит помощи у своего маленького сына. Мальчик  взволнован тем, что видит отца в таком трудном положении.

     Выбор рисунка N 1 является правильным ответом  в данном случае. Поэтому на Бланке ответов цифра 1 обведена кружком. Рисунок N 1 наиболее логично и правдоподобно  продолжает заданную ситуацию: жена и  сын Барни приставляют к стене лестницу, для того чтобы помочь ему спуститься.

Выбор рисунков N 2 и N 3 является менее корректным. Что  касается рисунка N 2, то маловероятно, что, вися в воздухе в таком  испуганном и беспомощном состоянии, Барни сможет залезть на крышу самостоятельно. Поскольку положение Барни опасно, жена и сын вряд ли стали бы насмехаться над ним, как это изображено на рисунке N 3.

Итак, в  каждом задании Вы должны предсказать, что произойдет после ситуации, изображенной на левом рисунке, основываясь на чувствах и намерениях действующих в ней персонажей.

     Не  выбирайте рисунок для ответа только потому, что он показался  Вам наиболее забавным продолжением. Предлагайте наиболее типичное и  логичное продолжение заданной ситуации. Номер выбранного рисунка (обозначенный в правом нижнем углу рисунка) обходится кружком на Бланке ответов. В самих тестовых тетрадях никаких пометок делать нельзя.

     На  выполнение субтеста отводится 6 минут. За минуту до окончания работы Вы будете предупреждены. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.  

     Если  у Вас есть вопросы, задайте их сейчас.

     Не  переворачивайте  страницу, пока не получите команду «НАЧАЛИ!» 
 
 

 

 

 

 
 

 

 
 
 
 

 
 

 

 

 
 

 

 
 

 

СУБТЕСТ N 2 "ГРУППЫ ЭКСПРЕССИИ" 

     В этом субтесте Вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены позы, жесты, мимика, то есть выразительные  движения, отражающие состояние человека.

Информация о работе Восприятие и понимание человека человеком в процессе общения