Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 05:48, курсовая работа
Взаимодействие человека с другими людьми - непременное условие его жизнедеятельности, иногда это взаимодействие дает желаемый результат, иногда вызывает сложности, и необходимый элемент этого процесса - межличностное познание. В любом виде общения каждый его участник одновременно выступает в двух ипостасях: как объект и как субъект познания. И от того, что представляют собой люди как объекты и как субъекты познания друг для друга, в очень большой степени зависит, какие поступки они совершают по отношению к партнерам по общению и какие решения принимают.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Теоретические исследования проблемы межличностного восприятия и понимания человека человеком в общении………………………………………………. 5
1. 1. Общение как восприятие людьми друг друга……………………… 5
1. 2. Понятие межличностного восприятия …………………………….. 11
1. 3. Процесс межличностного восприятия в структуре общения…….. 15
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследования восприятия и понимания человека человеком в процессе общения…………………………………………………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...…. 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………… 28
Приложение ………………………………….……………
Рефлексия
– исследование самим человеком
своей аффективно-
Существует
достаточно строгий порядок
В психологической литературе механизмы, влияющие на адекватность формирования представления о воспринимаемом человеке, называются по-разному: эффекты восприятия, процессы познания, механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого. Особенностью их функционирования является то, что они в разной степени ограничивают возможность объективного познания людей. К данным механизмам относятся: функционирование имплицитной структуры личности, влияние первого впечатления, проекция, стереотипизация, упрощение, идеализация и этноцентризм [1, 16].
1.
Механизм функционирования
2.
Механизм первичности или
3. Механизм проекции - перенос на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия. Осуществляется приписывание как положительных, так и отрицательных черт, свойств, которых в действительности у объекта нет. У людей, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность, механизм проекции выражен более сильно [14].
4. Механизм стереотипизации (категоризации) предполагает отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей. У воспринимающего в прошлом, как правило, формируются обобщенные представления о познаваемых им людях (возрастные, этнические, профессиональные и прочие стереотипы).
Механизм
стереотипизации играет двойную
роль. С одной стороны, он облегчает
познание воспринимаемых людей, заимствуя
психологические особенности
5. Механизм упрощения. Суть данного механизма- неосознаваемое стремление иметь четкие, непротиворечивые, упорядоченные представления о воспринимаемых лицах. Это приводит к «сглаживанию» реально существующих противоречивых психологических характеристик личности. Тенденция к преувеличению однородности воспринимаемой личности позволяет уменьшить фиксацию проявлений полярных черт, качеств и других особенностей, что в конечном итоге искажает объективность формирования образа объекта познания.
6. Механизм идеализации. Данный механизм называют по-разному: «гало-эффект» и «эффект ореола». Его смысл заключается в наделении познаваемого объекта исключительно положительными качествами. При этом механизм проявляется не только в завышении положительных черт, качеств, но и в преуменьшении негативных психологических особенностей. Механизм идеализации тесно связан с установкой, которая является как бы пусковым моментом для запуска механизма идеализации. Механизм же, как правило, проявляется при первоначальной ограниченной информации о воспринимаемом [1].
7. Механизм этноцентризма. Этническая принадлежность приводит в действие так называемый фильтрующий механизм личности, через который пропускается вся информация о воспринимаемом объекте. Суть данного механизма - это пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни. В случае принадлежности объекта и субъекта к одной и той же национальности происходит, как правило, завышение положительных особенностей воспринимаемого, а в случае принадлежности к другому этносу - занижение или объективная оценка.
8. Механизм снисхождения. Он заключается в том, что окружающие люди оценивают объекты восприятия, как правило, положительно. Его отличие от механизма идеализации заключается в том, что рассматриваемый эффект уменьшает (смягчает) отрицательные качества воспринимаемых людей, но не наделяет их положительными характеристиками.
В ходе межличностного восприятия субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению.
Обратная связь предполагает постоянное слежение за объектом межличностного познания в различных пространственно-временных и социальных условиях и коррекцию процесса формирования образа воспринимаемого. В отдельных случаях обратная связь выполняет не только осведомительную функцию об объекте восприятия, но и корригирующую, которая информирует субъекта о необходимости изменить свое поведение для адекватного взаимодействия с ним.
Наиболее сложными и недостаточно разработанными в проблеме обратной связи являются критерии (признаки, эмпирические показатели, сигналы), отражающие, насколько адекватно субъект познает психические особенности своего партнера по общению.
Условия
восприятия человека человеком включают
ситуацию, время и место общения.
Ситуация восприятия может быть нормальной,
затрудненной и экстремальной (как
отдельно для субъекта или объекта, так
и вместе для них). Психологические характеристики
воспринимаемых в разных ситуациях могут
совпадать и не совпадать. Время суток,
когда происходит восприятие человека
человеком, в разной степени влияет на
самочувствие общающихся и может вносить
информационный шум в межличностное познание.
Сокращение времени при восприятии объекта
снижает возможность воспринимающего
получить достаточную информацию о нем.
Адекватное понимание воспринимаемого
формируется в непродолжительный по времени
и узнаванию период знакомства. При длительном
и тесном контакте у оценивающих друг
друга лиц могут проявляться снисходительность
и фаворитизм (как к знакомым и друзьям)
[4].
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследования восприятия и понимания человека человеком в процессе общения
В исследовании принимали участие 16 сотрудников страховой компании «Ингосстрах» в возрасте 22-27 лет.
Для исследования использовался тест Гилфорда. «Социальный интеллект.»
Социальный интеллект – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям. Социальный интеллект – это, также, проявление дальновидности в межличностных отношениях.
Согласно концепции Гилфорда, СИ включает в себя 6 факторов, связанных с познанием поведения:
1)
познание элементов поведения
— способность выделять из
контекста вербальную и
2) познание классов поведения — способность распознать общие свойства в потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;
3)
познание отношений поведения
— способность понимать
4) Познание систем поведения — способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях;
5)
Познание преобразования
6) Познание результатов поведения — способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации
В
результате проведенного исследования
нами получены результаты, представленные
в таблице 1:
Таблица 1
Способности к познанию поведения и межличностного восприятия
Способности | Субтест 1 | Субтест 2 | Субтест 3 | Субтест 4 | Композит-ная оценка |
высокий | - | 18,7% | 25% | - | 18,7% |
выше среднего | 50% | 25% | 25% | 25% | 25% |
средний | 43,8% | 56,2% | 50% | 56,3% | 50% |
ниже среднего | 6,3% | - | - | 18,7% | 6,3% |
низкий | - | - | - | - | - |
Рассмотрим основные результаты по субтесту № 1 – «Истории с завершением»
Не выявлены сотрудники с высокими оценками по субтесту, которые могут предвидеть последствия поведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации.
Большинство сотрудников имеют показатель по данному субтесту выше среднего и средний уровень (50% и 43,8% соответственно) Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание нормо-ролевых моделей и правил, регулирующих поведение людей.
6,3% сотрудников имеют оценки по субтесту ниже среднего, окторые затрудняются в понимании связи между поведением и его последствиями. Такие люди могут совершать ошибки (в том числе и противоправные действия), попадать в конфликтные, а возможно, и в опасные ситуации потому, что неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других.
Анализ результатов по субтесту №2 «Группы экспрессии» позволило получить следующие результаты:
Лица с высокими оценками по субтесту (43,7% сотрудников, имеющих высокий уровень и выше среднего) способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других. Способность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с вербальными.
Большинство сотрудников успешно выполнили задание - 56,2% сотрудников, у которых способности правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальному поведению развиты на среднем уровне.
Не выявлены сотрудники с низкими оценками по субтесту плохо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов, который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает больше доверия, чем вербальный язык), что является спецификой профессиональной деятельности страховых агентов.
По субтесту № 3 – «Вербальная экспрессия» были получены следующие результаты:
Информация о работе Восприятие и понимание человека человеком в процессе общения