Восприятие и понимание человека человеком в процессе общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 05:48, курсовая работа

Описание работы

Взаимодействие человека с другими людьми - непременное условие его жизнедеятельности, иногда это взаимодействие дает желаемый результат, иногда вызывает сложности, и необходимый элемент этого процесса - межличностное познание. В любом виде общения каждый его участник одновременно выступает в двух ипостасях: как объект и как субъект познания. И от того, что представляют собой люди как объекты и как субъекты познания друг для друга, в очень большой степени зависит, какие поступки они совершают по отношению к партнерам по общению и какие решения принимают.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Теоретические исследования проблемы межличностного восприятия и понимания человека человеком в общении………………………………………………. 5
1. 1. Общение как восприятие людьми друг друга……………………… 5
1. 2. Понятие межличностного восприятия …………………………….. 11
1. 3. Процесс межличностного восприятия в структуре общения…….. 15
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследования восприятия и понимания человека человеком в процессе общения…………………………………………………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...…. 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………… 28
Приложение ………………………………….……………

Работа содержит 1 файл

Карасев. Восприятие и понимание человека человеком в процессе общения.doc

— 733.00 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ

          ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 3
         ГЛАВА 1. Теоретические  исследования проблемы  межличностного восприятия  и понимания человека  человеком в общении………………………………………………. 5
1. 1. Общение как восприятие людьми  друг друга……………………… 5
1. 2. Понятие межличностного восприятия  …………………………….. 11
1. 3. Процесс межличностного восприятия  в структуре общения…….. 15
         ГЛАВА 2. Экспериментальное  исследования восприятия  и понимания человека  человеком в процессе  общения…………………………………………………… 22
          ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...…. 27
          БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………… 28
          Приложение ………………………………….……………………… 29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Взаимодействие  человека с другими людьми - непременное  условие его жизнедеятельности, иногда это взаимодействие дает желаемый результат, иногда вызывает сложности, и необходимый элемент этого процесса - межличностное познание. В любом виде общения каждый его участник одновременно выступает в двух ипостасях: как объект и как субъект познания. И от того, что представляют собой люди как объекты и как субъекты познания друг для друга, в очень большой степени зависит, какие поступки они совершают по отношению к партнерам по общению и какие решения принимают.

     При этом были выделены основные направления исследований: психологическая характеристика человека как специфического объекта познания (А.А. Бодалев, К. Роджерс, и др.); зависимость результатов познания от индивидуальных, возрастных, половых, профессиональных, национально этнических и других особенностей субъекта познания (А.А. Бодалев, В.Н. Куницина, Р.А. Максимова, М. М. Кук,  и др.); роль в межличностном познании социальных представлений, эталонов, стереотипов, имплицитных теорий личности и каузальных представлений и других внутренних средств (А.А. Бодалев, В. Н. Куницына и др.); психологические особенности и механизмы первого впечатления (А.А. Бодалев, Г.В. Дьяконов, В. Н. Панферов, М.Кук и др.); развитие межличностного познания (А.А. Бодалев, В.А. Р.А. Максимова, В.Н, Панферов и др.); связь межличностного познания и совместной деятельности (Г.М. Андреева, Р.Б; Гительмахер, А.И. Донцов, С.В. Кондратьева, Н.Ф. Федотова и др.).

     В прикладном плане эффективность  формирования межличностных отношений  и оказание психологического воздействия на партнера по общению может быть затруднено, если межличностное восприятие не было успешным. Изложенное обусловливает логику рассмотрения названных проблем в социальной психологии.

     Цель  исследования – изучить особенности  восприятия и понимания человека человеком в процессе общения.

     Объект  исследования – процесс общения.

     Предмет исследования – социальное восприятие и понимание

     Задачи  исследования:

     1. Рассмотреть общение как восприятие  людьми друг друга.

     2. Рассмотреть понятие межличностного  восприятия

     3. Изучить процесс восприятия и  понимания человека человеком  в процессе общения

     4. Провести практическое исследование  восприятия и пони мания человека  человеком.

     Метод исследования – теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

     Структура работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Теоретические исследования проблемы межличностного восприятия и понимания человека человеком в общении

     1. 1. Общение как восприятие людьми друг друга

     Общение - необходимое условие формирования каждой личности. Без общения не возникло и не могло бы существовать человеческое общество. В современной науке об общении существует столь огромное количество несовпадающих определений, что вопрос о дефиниции этого понятия становится, по словам А.А.Леонтьева, самостоятельной научной проблемой [11].

     Вполне  обоснован тот факт, что изучению проблем общения уделяется значительное внимание в исследовании отечественных  и зарубежных ученых, представляющих различные направления человекознания. (Г.М.Андреева, Г.С.Батищев, А.А.Бодалев, М.Бубер, Л.П.Буева, Л.С.Выготский, М.С.Каган,  Я.Л.Коломенский, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов, В.И.Мясищев, Т.Парсонс, А.В.Петровский, В.А.Петровский, и др.) И как закономерный результат - отсутствие единства в толковании природы происхождения, сущности и структуры процесса общения.

     Так, можно проследить принципиальные расхождения  в вопросе о происхождении  общения. Философы С.М.Каган, Дж.Мид, Т.Парсонс, К.Чери, К.Ясперс и психологи Б.Г.Ананьев, Я.Л.Коломинский, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов, Е.Мелибруда, А.В.Петровский, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др. стоят на позиции социокультурного общения. С точки зрения данных авторов, общение выступает непременным условием существования любых форм социальной и индивидуальной жизни человека. Потребность в общении является первичной социальной потребностью человека в онтогенезе. В процессе разнопланового общения индивид развивается как личность, приобщаясь к культурным нормам и нравственным законам своего общества. В общении же он реализуется как активный, самобытный и творческий субъект. Отдельный человек как нечто обособленное, не заключает в себе человеческой сущности. Она проявляется только в общении, единстве человека с человеком [7].

     Общение «не как индивидуальный, а как  социальный феномен» предлагает рассматривать  А.А.Леонтьев, считая его условием любой  деятельности человека [11].

     Это не означает, что общение во всех случаях выступает как самостоятельная  деятельность. Важно, что оно может быть таковой, хотя может выступать и как компонент, составная часть (и одновременно условие) другой, некоммуникативной деятельности. Аксиомой, по мнению А.А.Леонтьева, являются, «во-первых, его интенциональность (наличие специфической цели, самостоятельной или подчиненной другим целям; наличие специфического мотива); во-вторых, его результативность - мера совпадения достигнутого результата с намеченной целью; в-третьих, нормативность, выражающаяся, прежде всего, в факте обязательного социального контроля за протеканием и результатами акта общения» [11, с.27].

     Известны  различные подходы к проблеме структуры общения: через выделение  уровней анализа этого явления, через анализ структурных элементов  общения в ситуациях непосредственного взаимодействия или через перечень его основных функций.

     Относительно  уровней анализа, то вспомним классификацию  Б. Ломова, который предложил три  уровня:

     Макроуровень: общение представляет собой сложную  сеть взаимосвязей индивида с другими  людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);

     Мезауровень: общение рассматривается как  совокупность целенаправленных, логически  завершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и  в которых оказываются люди в  процессе жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения - «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапы общения);

     Микроуровень: внимание сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одного партнера и противодействие другого, например «вопрос - ответ», «сообщение информации - отношение к ней» и т.п.).

     Г. Андреева определяет структуру общения, как выделение в ней трех взаимосвязанных  факторов: коммуникативного (предусматривает  обмен информацией между индивидами); интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен  не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания) [2].

     Б. Парыгин рассматривает структуру  общения как взаимосвязь двух аспектов - содержательной и формальной, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием и формой [5].

     А. Бодалев в структуре общения  выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) и практичный (деятельный) компоненты [5].

     Логическим  основанием для моделирования структуры общения как процесса (передача информации, взаимовлияния, познания друг друга, обмен результатами деятельности и т.п.) может быть характеристика его относительно автономных компонентов, таких как: цель, содержание, средства общения; участники процесса, тип связи, устанавливается между ними; мотивы, потребности, ценностные ориентации участников общения; коммуникативный потенциал субъектов общения; виды и формы общения; социокультурная и этнопсихологическая специфика общения; этико-психологические и тендерные особенности общения; стиль, стратегии и тактики общения; результат общения.

     В этом контексте важно подчеркнуть  роль среды, в которой реализуется  взаимодействие. Речь идет о социальной ситуации общения, прежде всего о  присутствии других людей во время общения, которые изменяют этот процесс. В частности люди коммуникабельные быстро ориентируются в любой ситуации, получают удовольствие и чувствуют подъем от «работы на публику», а те, которые имеют трудности в налаживании контактов, теряются, действуют импульсивно, теряют контроль над своим поведением и тем, что говорят.

     В характеристике непосредственного  общения следует различать: инструментальную направленность (на выполнение социально-значимого  задачи, на дело, результат) и личностную направленность (на удовлетворение личных потребностей и желаний.

     Процесс общения можно считать полноценным, если в нем гармонично сочетаются два взаимосвязанных фактора: внешний (поведенческий, операционно-технический) и внутренний (ценностные особенности  индивида.

     Внешний - проявляется в коммуникативных  действиях участников процесса, в  выборе стиля, формы, стратегии общения, в языковой активности, интенсивности  действий, адекватности поведения и  т.д. Внутренний - воспроизводит субъективное восприятие ситуации взаимодействия, которое выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов.

     В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, то есть выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, то есть безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного «построения» системы его связей, а этот процесс и может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто не мыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По- видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека» [1].

     Каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений- процесс, более изученный в социальной психологии. Иногда существует тенденция отождествлять общение и межличностные отношения. Но, хотя эти два процесса и связаны между собой, вряд ли можно согласиться с идеей их отождествления. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, то есть дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно осуществляется в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены.

Информация о работе Восприятие и понимание человека человеком в процессе общения