Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 05:48, курсовая работа
Взаимодействие человека с другими людьми - непременное условие его жизнедеятельности, иногда это взаимодействие дает желаемый результат, иногда вызывает сложности, и необходимый элемент этого процесса - межличностное познание. В любом виде общения каждый его участник одновременно выступает в двух ипостасях: как объект и как субъект познания. И от того, что представляют собой люди как объекты и как субъекты познания друг для друга, в очень большой степени зависит, какие поступки они совершают по отношению к партнерам по общению и какие решения принимают.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Теоретические исследования проблемы межличностного восприятия и понимания человека человеком в общении………………………………………………. 5
1. 1. Общение как восприятие людьми друг друга……………………… 5
1. 2. Понятие межличностного восприятия …………………………….. 11
1. 3. Процесс межличностного восприятия в структуре общения…….. 15
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследования восприятия и понимания человека человеком в процессе общения…………………………………………………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...…. 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………… 28
Приложение ………………………………….……………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. Теоретические
исследования проблемы
межличностного восприятия
и понимания человека
человеком в общении…………………………… |
5 |
1. 1. Общение как восприятие людьми друг друга……………………… | 5 |
1.
2. Понятие межличностного |
11 |
1.
3. Процесс межличностного |
15 |
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследования восприятия и понимания человека человеком в процессе общения…………………………………………………… | 22 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………… |
27 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………… |
28 |
Приложение ………………………………….……………………… | 29 |
ВВЕДЕНИЕ
Взаимодействие человека с другими людьми - непременное условие его жизнедеятельности, иногда это взаимодействие дает желаемый результат, иногда вызывает сложности, и необходимый элемент этого процесса - межличностное познание. В любом виде общения каждый его участник одновременно выступает в двух ипостасях: как объект и как субъект познания. И от того, что представляют собой люди как объекты и как субъекты познания друг для друга, в очень большой степени зависит, какие поступки они совершают по отношению к партнерам по общению и какие решения принимают.
При этом были выделены основные направления исследований: психологическая характеристика человека как специфического объекта познания (А.А. Бодалев, К. Роджерс, и др.); зависимость результатов познания от индивидуальных, возрастных, половых, профессиональных, национально этнических и других особенностей субъекта познания (А.А. Бодалев, В.Н. Куницина, Р.А. Максимова, М. М. Кук, и др.); роль в межличностном познании социальных представлений, эталонов, стереотипов, имплицитных теорий личности и каузальных представлений и других внутренних средств (А.А. Бодалев, В. Н. Куницына и др.); психологические особенности и механизмы первого впечатления (А.А. Бодалев, Г.В. Дьяконов, В. Н. Панферов, М.Кук и др.); развитие межличностного познания (А.А. Бодалев, В.А. Р.А. Максимова, В.Н, Панферов и др.); связь межличностного познания и совместной деятельности (Г.М. Андреева, Р.Б; Гительмахер, А.И. Донцов, С.В. Кондратьева, Н.Ф. Федотова и др.).
В прикладном плане эффективность формирования межличностных отношений и оказание психологического воздействия на партнера по общению может быть затруднено, если межличностное восприятие не было успешным. Изложенное обусловливает логику рассмотрения названных проблем в социальной психологии.
Цель исследования – изучить особенности восприятия и понимания человека человеком в процессе общения.
Объект исследования – процесс общения.
Предмет исследования – социальное восприятие и понимание
Задачи исследования:
1.
Рассмотреть общение как
2.
Рассмотреть понятие
3. Изучить процесс восприятия и понимания человека человеком в процессе общения
4.
Провести практическое
Метод исследования – теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
Структура
работы – курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические исследования проблемы межличностного восприятия и понимания человека человеком в общении
1. 1. Общение как восприятие людьми друг друга
Общение - необходимое условие формирования каждой личности. Без общения не возникло и не могло бы существовать человеческое общество. В современной науке об общении существует столь огромное количество несовпадающих определений, что вопрос о дефиниции этого понятия становится, по словам А.А.Леонтьева, самостоятельной научной проблемой [11].
Вполне
обоснован тот факт, что изучению
проблем общения уделяется
Так, можно проследить принципиальные расхождения в вопросе о происхождении общения. Философы С.М.Каган, Дж.Мид, Т.Парсонс, К.Чери, К.Ясперс и психологи Б.Г.Ананьев, Я.Л.Коломинский, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов, Е.Мелибруда, А.В.Петровский, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др. стоят на позиции социокультурного общения. С точки зрения данных авторов, общение выступает непременным условием существования любых форм социальной и индивидуальной жизни человека. Потребность в общении является первичной социальной потребностью человека в онтогенезе. В процессе разнопланового общения индивид развивается как личность, приобщаясь к культурным нормам и нравственным законам своего общества. В общении же он реализуется как активный, самобытный и творческий субъект. Отдельный человек как нечто обособленное, не заключает в себе человеческой сущности. Она проявляется только в общении, единстве человека с человеком [7].
Общение «не как индивидуальный, а как социальный феномен» предлагает рассматривать А.А.Леонтьев, считая его условием любой деятельности человека [11].
Это
не означает, что общение во всех
случаях выступает как
Известны
различные подходы к проблеме
структуры общения: через выделение
уровней анализа этого явления,
через анализ структурных элементов
общения в ситуациях
Относительно уровней анализа, то вспомним классификацию Б. Ломова, который предложил три уровня:
Макроуровень: общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);
Мезауровень:
общение рассматривается как
совокупность целенаправленных, логически
завершенных контактов или
Микроуровень: внимание сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одного партнера и противодействие другого, например «вопрос - ответ», «сообщение информации - отношение к ней» и т.п.).
Г.
Андреева определяет структуру общения,
как выделение в ней трех взаимосвязанных
факторов: коммуникативного (предусматривает
обмен информацией между
Б.
Парыгин рассматривает
А. Бодалев в структуре общения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) и практичный (деятельный) компоненты [5].
Логическим основанием для моделирования структуры общения как процесса (передача информации, взаимовлияния, познания друг друга, обмен результатами деятельности и т.п.) может быть характеристика его относительно автономных компонентов, таких как: цель, содержание, средства общения; участники процесса, тип связи, устанавливается между ними; мотивы, потребности, ценностные ориентации участников общения; коммуникативный потенциал субъектов общения; виды и формы общения; социокультурная и этнопсихологическая специфика общения; этико-психологические и тендерные особенности общения; стиль, стратегии и тактики общения; результат общения.
В этом контексте важно подчеркнуть роль среды, в которой реализуется взаимодействие. Речь идет о социальной ситуации общения, прежде всего о присутствии других людей во время общения, которые изменяют этот процесс. В частности люди коммуникабельные быстро ориентируются в любой ситуации, получают удовольствие и чувствуют подъем от «работы на публику», а те, которые имеют трудности в налаживании контактов, теряются, действуют импульсивно, теряют контроль над своим поведением и тем, что говорят.
В характеристике непосредственного общения следует различать: инструментальную направленность (на выполнение социально-значимого задачи, на дело, результат) и личностную направленность (на удовлетворение личных потребностей и желаний.
Процесс
общения можно считать
Внешний - проявляется в коммуникативных действиях участников процесса, в выборе стиля, формы, стратегии общения, в языковой активности, интенсивности действий, адекватности поведения и т.д. Внутренний - воспроизводит субъективное восприятие ситуации взаимодействия, которое выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов.
В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, то есть выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, то есть безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного «построения» системы его связей, а этот процесс и может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто не мыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По- видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека» [1].
Каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений- процесс, более изученный в социальной психологии. Иногда существует тенденция отождествлять общение и межличностные отношения. Но, хотя эти два процесса и связаны между собой, вряд ли можно согласиться с идеей их отождествления. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, то есть дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно осуществляется в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены.
Информация о работе Восприятие и понимание человека человеком в процессе общения