Восприятие и понимание человека человеком в процессе общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 05:48, курсовая работа

Описание работы

Взаимодействие человека с другими людьми - непременное условие его жизнедеятельности, иногда это взаимодействие дает желаемый результат, иногда вызывает сложности, и необходимый элемент этого процесса - межличностное познание. В любом виде общения каждый его участник одновременно выступает в двух ипостасях: как объект и как субъект познания. И от того, что представляют собой люди как объекты и как субъекты познания друг для друга, в очень большой степени зависит, какие поступки они совершают по отношению к партнерам по общению и какие решения принимают.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Теоретические исследования проблемы межличностного восприятия и понимания человека человеком в общении………………………………………………. 5
1. 1. Общение как восприятие людьми друг друга……………………… 5
1. 2. Понятие межличностного восприятия …………………………….. 11
1. 3. Процесс межличностного восприятия в структуре общения…….. 15
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследования восприятия и понимания человека человеком в процессе общения…………………………………………………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...…. 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………… 28
Приложение ………………………………….……………

Работа содержит 1 файл

Карасев. Восприятие и понимание человека человеком в процессе общения.doc

— 733.00 Кб (Скачать)

     То  же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антогонистичны.

       Необходимость такого двойственного  понимания общения - в широком и узком смысле слова- вытекает из самой логики понимания связей между межличностными и общественными отношениями.

     В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по- разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. В любом случае большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Понятие межличностного восприятия

     В настоящее время для обозначения  процесса познания человека человеком, различные авторы используют несколько  терминов, которые, по существу, являются синонимами. Однако, анализ данного феномена показывает, что характеристики процесса формирования образа другого человека не укладываются полностью в традиционное понимание процессов восприятия или познания.

     Следует разграничить понятия социальное восприятие (социальная перцепция), межличностное познание и социальное познание.

     Социальной  перцепцией называют процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Восприятие человека человеком также относится к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. Применительно к этому классу ситуаций Г.М. Андреева предлагает говорить не о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии [1].

     В отечественной литературе в качестве синонима «восприятие другого человека» часто употребляется выражение «познание другого человека». Это более широкое понимание термина обусловлено специфическими чертами восприятия другого человека (в отличие от восприятия неодушевленных объектов), к которым относится восприятие не только физических, но и поведенческих характеристик объекта, формирование представления о его намерениях, мыслях, эмоциях, способностях и т.д.

     Содержание  межличностного восприятия зависит  от характеристик, как субъекта, так  и объекта восприятия потому, что  они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: собственно восприятие и оценивание друг друга; изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия.

     В первом случае каждый из участников стремится  построить определенную систему  интерпретации поведения другого. В условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу причины поведения или какие-то более общие характеристики. Особая отрасль социальной психологии, изучающая именно эти процессы, получила название каузальной атрибуции. В рамках этого направления  изучаются попытки    «человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что выступает составной частью межличностного восприятия.

     Большая область исследований социальной перцепции связана с выделением различных «эффектов» и «эвристик», возникающих пи восприятии людьми друг друга: эффект ореола, эффект новизны и первичности, эффект стереотипизации, и т. п.

     В более широком плане все эти  эффекты можно рассмотреть как  проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Являясь средством категоризации другого человека, социальный стереотип может выступать и эталоном, меркой самосознания.

     Г.М. Андреева считает, что понять, в чем заключается разница между процессами социального восприятия и процессами социального познания, означает «сопоставить перцептивный и мыслительный процессы, выявить различия между тем, как мы воспринимаем мир, и тем, как мы думаем о нем» [1, с. 51].

     По  мнению Г.М. Андреевой, когда мы «читаем» другого человека, «мы тем самым выходим за пределы строго перцептивного процесса, как минимум включаем в него и процессы мышления. Поэтому достаточно давно именно в области изучения социального восприятия был предложен термин «социальное познание» [1, с. 38].

     Позже, с развитием науки он распространился  на познание субъектом и других объектов - человеческих групп, идей, социально- политических событий и т.п. При  этом термин «познание» призван подчеркнуть, что уделяется внимание взаимосвязанному функционированию самых различных процессов - восприятию, мышлению, вниманию, памяти, и более интегральным феноменам - пониманию и интерпретации. Межличностное познание, остается важнейшей частью социального познания.

     В психологической литературе  условно  выделяют два методологических подхода: пассивно-созерцательный и активно-деятельностный.

     В контексте пассивно-созерцательного  подхода межличностное познание рассматривается следующим образом: объект познания (человек) предстает перед познающим субъектом в форме некоторых чувственных признаков и поведенческих актов, в которых заключена его внутренняя психологическая сущность; субъект познания расшифровывается («читает») эту внешнюю сторону другого человека, проникая тем самым в его внутреннее психологическое содержание. Эта схема интерпретирует картину, которая открывается внешнему «наивному» наблюдателю, созерцающему процесс познания человека человеком. В западной психологии наиболее близки к данной схеме когнитивные и каузальные модели межличностного познания.

     В данном подходе межличностное понимание представляется созерцательно. Активность субъекта выражается лишь в «чтении» и интерпретации внешне наблюдаемых чувственных характеристик познаваемого человека. По существу речь идет о некоторой внутренней активности субъекта.

     В отечественной психологии изучение межличностного понимания в связи  с деятельностью людей было начато А.А. Бодалевым и его сотрудниками [4, 16].

     Деятельность  человека рассматривалась как одна из форм проявления его внутренней психологической сущности. В последующем интерес к данной проблеме обострился в социальной психологии.

     В качестве методологической основы конкретно-эмпирических исследований был выдвинут принцип  деятельностного опосредствования межличностного познания. Деятельность стала рассматриваться в качестве основной детерминанты межличностного познания [1].

     В рамках активно-деятельностного подхода  межличностное познание можно рассматривать  как систему познавательных действий субъекта, направленных на субъективное воссоздание личностной реальности познаваемого человека в форме образов или понятий. Последние выполняют регулятивную функцию в соответствующих ситуациях межличностного взаимодействия. Познавательные действия могут быть не только внутренними, но и внешними. В качестве внутренних средств межличностного познания («психологических орудий») могут выступать нравственно-психологические понятия, социальные эталоны, имплицитные теории личности и др. [16].

     В контексте активно-деятельностной схемы анализа межличностного познания и субъект, и объект рассматриваются как равноправно активные. Именно в этом заключается ее специфика по отношению к аналогичной теоретической схеме анализа предметной деятельности и предметного познания, где предмет не активен, а реактивен. Его активность выражается лишь в том, что он оказывает сопротивление действиям субъекта, подчиняя их себе и делая предметными. В предлагаемой же схеме объект, — другой человек — внутренне активен. Однако его активность не абсолютна, как это представляется с позиций пассивно-созерцательной модели, а относительна (ответна). Она определяется активностью субъекта, каждое воздействие которого задает соответствующий контекст для построения действия другого человека. Но в этих заданных ситуациях он активен, т. е. является субъектом. 

     1.3. Процесс межличностного восприятия в структуре общения

     При восприятии человека и его понимании  субъект неосознанно выбирает различные  механизмы межличностного познания. Это зависит от подготовленности субъекта к общению с людьми. К механизмам межличностного познания откосятся интерпретация воспринимающим своего опыта общения, идентификация, атрибуция и рефлексия других людей. Данные механизмы базируются на когнитивных и эмоциональных процессах. Успешность их работы зависит от чувствительности человека к собственному и чужому внутреннему миру [16].

     1. Механизм интерпретации (соотнесения, отождествления) личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. В основе данного механизма лежит фундаментальное свойство человека сравнивать себя (свою личность, поведение и состояние) с другими людьми. Механизму интерпретации принадлежит ведущее место в процессе межличностного познания, функционирующему как осознанно, гак и бессознательно. При возникновении трудностей понимания воспринимаемого (отклонение от норм поведения, ограниченность информации о нем и пр.) механизм интерпретации личностного опыта становится осознанным. Чем больше сходства между воспринимающим и воспринимаемым, тем легче и быстрее данный механизм срабатывает.

     2. Механизм идентификации. Идентификация в психологии определяется как эмоционально-когнитивный процесс «отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом». В качестве объектов идентификации могут выступать как индивиды, так и группы. Идентификация приводит к поведенческим последствиям – подражанию действиям и переживаниям объекта, интернализации его ценностей и установок.

     Имеющиеся подходы к феномену идентификации  можно условно разбить на три  основные группы. В первой характеризовать лицо, выступающее в роли объекта идентификации термином «модель», нередко употребляя термины «идентификация» и «моделирование» как тождественные. Идентификация есть процесс копирования субъектом мыслей, чувств, действий другого лица-модели, процесс усвоения ценностей, норм, идеалов, ролей и нравственных качеств значимого другого – модели, сочетающейся с проявлениям к нему симпатии и согласием на контроль с его стороны.

     Другая  группа исследователей рассматривает  идентификацию как процесс уподобления значимому другому, сопровождающийся усвоением ценностей последнего, его взглядов, установок, специфических форм поведения.

     Наконец, ряд авторов понимают под идентификацией процесс отождествления субъекта с  другим лицом. При этом либо подчеркивается необходимость наличия эмоциональных связей между взаимодействующими индивидами, либо сам феномен идентификации описывается преимущественно как эмоциональный. Данные взгляды не противоречат, а дополняют друг друга, раскрывая отдельные процессы механизма идентификации

     3. Механизм каузальной атрибуции. Субъект использует механизм каузальной атрибуции в случае, когда у него недостаточно информации для понимания истинных причин поведения объекта. Данный механизм предполагает приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности [14].

     4. Механизм рефлексии другого человека. Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнёра по взаимодействию. Важнейшей особенностью рефлексий является их способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности.

     Характерная черта личностной рефлексии –  исследование человеком своего внутреннего  мира и поведения в связи с  переживаниями других людей. В результате такого исследовательского процесса человек  предстает перед собой в новом  свете, это способствует более правильной оценке своего поведения.

Информация о работе Восприятие и понимание человека человеком в процессе общения