Вопросы и ответы по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Как психологи собирают информацию?
Каким образом мы узнаем о работе головного мозга?
Можно ли управлять памятью?
Какие недостатки имеет детектор лжи в обнаружении обмана?
В чём заключается волевая регуляция поведения?
Что такое характер?
Что такое общение?
Какие методы обучения и воспитания наиболее известны?

Работа содержит 1 файл

психология .doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Вопрос 60: Что такое общение? 

   ОБЩЕНИЕ - сложный, многоплановый процесс  установления и развития контактов  между людьми, порождаемый потребностями  в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку  единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

   Реализуемое  знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное  потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение  в состоянии, поведении и личностно-смысловых  образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.

   Общение обусловлено реализацией особой потребности в контакте с другими  субъектами, об удовлетворении коей свидетельствует  появление радости общения. Нарушения  общения вызывают изменения личности  .

   Общение - одна из основных психологических  категорий. Человек становится личностью  в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.

   В самом  общем виде общение выступает  как форма жизнедеятельности. Его  социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством  передачи форм культуры и общественного  опыта.

   Специфика общения определяется тем, что в  его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности.

   Подлинно  человеческое общение невозможно без  участия сознания и разума. Наряду с содержанием общения выделяются его средства, коими являются язык и речь.

   Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникаций. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам: адресант - субъект общения, адресат - кому направлено сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код - средства передачи сообщения, канал связи, и результат - что достигнуто в итоге общения.

   В отечественной  психологии существует несколько подходов к пониманию общения. Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и  деятельности, а не сводить общение  к одной из его сторон - либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции (-> восприятие межличностное) .

   Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций  его функций. Чаще всего в них  описываются коммуникативные аспекты  общения, причем допускается ошибочное  отождествление понятий коммуникация и общения.

   В самых  обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:

   1) коммуникативная;

   2) интерактивная;

   3) перцептивная.

   Близкая к этой классификация выделяет стороны:

   1) информационно-коммуникативную,  охватывающую процессы приема-передачи информации;

   2) регуляционно-коммуникативную,  связанную со взаимной корректировкой  действий при осуществлении деятельности  совместной;

   3) аффективно-коммуникативную,  относящуюся к сфере эмоциональной  и отвечающую потребностям в  изменении своего эмоционального состояния.

   Другая  классификация выделяет:

   1) как  основную рабочую - инструментальную  функцию общения, надобную для  обмена информацией в процессе  управления и совместного труда;

   2) синдикативную  функцию, выражаемую в сплочении  групп малых и больших;

   3) трансляционную  функцию, надобную для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;

   4) функцию  самовыражения, ориентированную  на поиск и достижение взаимного  понимания (особенно характерную  для творческих личностей).

   По  критерию цели общения выделяется восемь функций общения:

   1) контактная, цель которой - установление контакта  как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

   2) информационная, цель которой - обмен сообщениями  (прием-передача сведений в ответ  на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;

   3) побудительная,  цель - стимуляция активности партнера  для направления его на выполнение  определенных действий;

   4) координационная,  цель которой - взаимное ориентирование  и согласование действий при  организации деятельности совместной;

   5) функция понимания, цель которой - не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний и пр.;

   6) амотивная,  цель которой - возбуждение в  партнере нужных эмоциональных  переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

   7) функция  установления отношений, цель  которой - осознание и фиксация  своего места в системе ролевых,  статусных, деловых, межличностных  и прочих связей сообщества, в  коем действует индивид;

   8) функция  оказания влияния, цель которой  - изменение состояния, поведения,  личностно-смысловых образований  партнера, в том числе его намерений,  установок, мнений, решений, представлений,  потребностей, действий, активности  и пр.

   Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, коими обмениваются люди. Средствами процесса коммуникативного являются различные системы знаковые:

   1) прежде  всего - речь;

   2) оптико-кинетическая  система знаков - жесты, мимика, пантомимика;

   3) системы  паралингвистическая и экстралингвистическая - интонация, неречевые вкрапления в речь (например паузы);

   4) система  организации пространства и времени  коммуникации;

   5) наконец,  система "контакта глазами".

   Важная  характеристика процесса коммуникативного - намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию); необходимые условия для этого -> не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.

   Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различается ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего - кооперация и конкуренция. Но абстрактная оценка этих типов как просто согласия или конфликта приводит к формальному описанию взаимодействий. Хотя на этом пути достигнуты определенные результаты, например, расчет и прогноз стратегий поведения партнера с применением элементов математической теории игр, формальный характер описания исследуемых стратегий и то обстоятельство, что анализируется взаимодействие только двоих, препятствуют применению полученных данных при анализе взаимодействия людей в реальной жизни. Для психологии социальной должно быть нормативно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия, что вытекает из понимания его как определенного способа объединения индивидуальных усилий в конкретных формах деятельности совместной.

   Перцептивная  сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого  человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека - идентификация (уподобление) и рефлексия.

   В ходе восприятия и познания межличностного возникает ряд "эффектов" - эффекты первичности, не давности (новизны) и ореола. Большую роль играют и явления стереотипизации и атрибуции каузальной. Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении. Связь общения с определенным характером взаимоотношений проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности - в явлении аттракции (тяготения).

   Рассмотрение  трех сторон общения в единстве - важное условие оптимизации деятельности совместной и взаимоотношений. Одна из задач психологии социальной - разработка средств корректировки и оптимизации общения, средств развития способностей и навыков общения, особенно нужных тем, кто профессионально связан с процессами общения: руководителям, педагогам, врачам и пр. Среди различных форм обучения искусству общения значительное место занимает тренинг социально-психологический  - овладение разными формами общения с помощью специальных систем заданий (программ).

   Общение межличностное значительно изменилось с развитием радио и телевидения, хотя замена личных контактов на опосредованные не была столь же заметна при появлении письма и книг, граммофона и радио. Телевидение представляет на экране как бы картину естественного общения; такое общение оказало значительное влияние на культуру общества и  людей - в частности; через учебное телевидение и видеофильмы. Новая область общения открывается и в связи с компьютеризацией. 

Вопрос 68: Какие методы обучения и воспитания наиболее известны? 

Методы обучения.

   Методы  обучения являются одним из  важнейших компонентов учебного  процесса. Без соответствующих методов  деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми

определенного содержания учебного материала.

Методы обучения - это способы организации взаимосвязанной  деятельности

педагога и  обучаемых в целях формирования знаний, навыков, умений,

профессиональных, политических и нравственных качеств, необходимых для

успешного выполнения производственных задач.

Педагогическая  наука, точнее часть ее - дидактика, выделяет три группы

методов обучения:

-         организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;

-         стимулирования учебно-познавательных  процессов;

-         контроля за эффективностью этих  процессов и в целом всей  деятельности.

Первая группа вбирает в себя словесные, наглядные  и практические методы

обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного

материала, упражнения, выполнение практических заданий и  т. д. Во вторую

группу (методов  стимулирования) включают: деловые  игры, дискуссии, “мозговые атаки” и другие активизирующие процесс  познания методы, а также поощрения, создание ситуаций психологического комфорта или дискомфорта в результате нравственных переживаний и эмоциональных волнений. Вместе с тем и первая группа должна использовать методы активного обучения: лекции-дискуссии, чтение лекций двумя преподавателями и др. К третьей группе (методов контроля) относят устную либо письменную проверку усвоенных знаний, приобретенных навыков и умений.

Общение между  людьми осуществляется в следующих 4-х структурах:

-         опосредованное общение /в основном через письменную речь;

-         общение в паре;

-         групповое общение;

-         общение в парах сменного состава.

Применение этих четырех структур общения в учебном  процессе дает четыре формы

организации процесса обучения:

-         индивидуальная;

-         парная;

-         групповая;

-         коллективная.

Эти четыре формы  организации лежат в основе любого обучения. Поэтому мы их называем основными  или базисными. Они - формы существования  процесса обучения. Содержание обучения становится достоянием сознания и

деятельностью учащихся любого возраста благодаря  применению этих форм.

Информация о работе Вопросы и ответы по психологии