Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 21:13, контрольная работа
Как психологи собирают информацию?
Каким образом мы узнаем о работе головного мозга?
Можно ли управлять памятью?
Какие недостатки имеет детектор лжи в обнаружении обмана?
В чём заключается волевая регуляция поведения?
Что такое характер?
Что такое общение?
Какие методы обучения и воспитания наиболее известны?
Вопрос
60: Что такое общение?
ОБЩЕНИЕ - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
Реализуемое
знаковыми средствами взаимодействие
двух или более субъектов, вызванное
потребностями деятельности совместной
и направленное на значимое изменение
в состоянии, поведении и личностно-
Общение обусловлено реализацией особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении коей свидетельствует появление радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности .
Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.
В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности.
Подлинно
человеческое общение невозможно без
участия сознания и разума. Наряду
с содержанием общения
Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникаций. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам: адресант - субъект общения, адресат - кому направлено сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код - средства передачи сообщения, канал связи, и результат - что достигнуто в итоге общения.
В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения. Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон - либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции (-> восприятие межличностное) .
Общение
полифункционально, что отражается
во множестве существующих классификаций
его функций. Чаще всего в них
описываются коммуникативные
В самых обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:
1) коммуникативная;
2) интерактивная;
3) перцептивная.
Близкая к этой классификация выделяет стороны:
1) информационно-коммуникативную,
2) регуляционно-коммуникативную,
связанную со взаимной
3) аффективно-коммуникативную,
относящуюся к сфере
Другая классификация выделяет:
1) как
основную рабочую - инструментальную
функцию общения, надобную для
обмена информацией в процессе
управления и совместного
2) синдикативную
функцию, выражаемую в
3) трансляционную
функцию, надобную для
4) функцию
самовыражения,
По критерию цели общения выделяется восемь функций общения:
1) контактная, цель которой - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
2) информационная,
цель которой - обмен сообщениями
(прием-передача сведений в
3) побудительная,
цель - стимуляция активности
4) координационная,
цель которой - взаимное ориентирование
и согласование действий при
организации деятельности
5) функция понимания, цель которой - не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний и пр.;
6) амотивная, цель которой - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
7) функция
установления отношений, цель
которой - осознание и фиксация
своего места в системе
8) функция
оказания влияния, цель
Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, коими обмениваются люди. Средствами процесса коммуникативного являются различные системы знаковые:
1) прежде всего - речь;
2) оптико-кинетическая система знаков - жесты, мимика, пантомимика;
3) системы паралингвистическая и экстралингвистическая - интонация, неречевые вкрапления в речь (например паузы);
4) система
организации пространства и
5) наконец, система "контакта глазами".
Важная характеристика процесса коммуникативного - намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию); необходимые условия для этого -> не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.
Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различается ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего - кооперация и конкуренция. Но абстрактная оценка этих типов как просто согласия или конфликта приводит к формальному описанию взаимодействий. Хотя на этом пути достигнуты определенные результаты, например, расчет и прогноз стратегий поведения партнера с применением элементов математической теории игр, формальный характер описания исследуемых стратегий и то обстоятельство, что анализируется взаимодействие только двоих, препятствуют применению полученных данных при анализе взаимодействия людей в реальной жизни. Для психологии социальной должно быть нормативно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия, что вытекает из понимания его как определенного способа объединения индивидуальных усилий в конкретных формах деятельности совместной.
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека - идентификация (уподобление) и рефлексия.
В ходе восприятия и познания межличностного возникает ряд "эффектов" - эффекты первичности, не давности (новизны) и ореола. Большую роль играют и явления стереотипизации и атрибуции каузальной. Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении. Связь общения с определенным характером взаимоотношений проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности - в явлении аттракции (тяготения).
Рассмотрение
трех сторон общения в единстве -
важное условие оптимизации
Общение
межличностное значительно
Вопрос
68: Какие методы обучения и воспитания
наиболее известны?
Методы обучения.
Методы
обучения являются одним из
важнейших компонентов
определенного содержания учебного материала.
Методы обучения
- это способы организации
педагога и обучаемых в целях формирования знаний, навыков, умений,
профессиональных, политических и нравственных качеств, необходимых для
успешного выполнения производственных задач.
Педагогическая наука, точнее часть ее - дидактика, выделяет три группы
методов обучения:
-
организации учебно-
-
стимулирования учебно-
-
контроля за эффективностью
Первая группа вбирает в себя словесные, наглядные и практические методы
обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного
материала, упражнения, выполнение практических заданий и т. д. Во вторую
группу (методов стимулирования) включают: деловые игры, дискуссии, “мозговые атаки” и другие активизирующие процесс познания методы, а также поощрения, создание ситуаций психологического комфорта или дискомфорта в результате нравственных переживаний и эмоциональных волнений. Вместе с тем и первая группа должна использовать методы активного обучения: лекции-дискуссии, чтение лекций двумя преподавателями и др. К третьей группе (методов контроля) относят устную либо письменную проверку усвоенных знаний, приобретенных навыков и умений.
Общение между людьми осуществляется в следующих 4-х структурах:
- опосредованное общение /в основном через письменную речь;
- общение в паре;
- групповое общение;
-
общение в парах сменного
Применение этих четырех структур общения в учебном процессе дает четыре формы
организации процесса обучения:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
- коллективная.
Эти четыре формы организации лежат в основе любого обучения. Поэтому мы их называем основными или базисными. Они - формы существования процесса обучения. Содержание обучения становится достоянием сознания и
деятельностью учащихся любого возраста благодаря применению этих форм.