Вопросы и ответы по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Как психологи собирают информацию?
Каким образом мы узнаем о работе головного мозга?
Можно ли управлять памятью?
Какие недостатки имеет детектор лжи в обнаружении обмана?
В чём заключается волевая регуляция поведения?
Что такое характер?
Что такое общение?
Какие методы обучения и воспитания наиболее известны?

Работа содержит 1 файл

психология .doc

— 130.50 Кб (Скачать)

· устрашение неизбежностью, то есть создание у испытуемого убеждения, что благодаря детектору ложь непременно будет обнаружена, даже несмотря на возможные погрешности процедуры.

   В целом, получение определенного результата испытания на полиграфе зависит от многих факторов, и возможность неопределенного итога проверки, т.е. когда нельзя сделать однозначное суждение о причастности или непричастности конкретного человека к устанавливаемому событию, весьма невелика: по зарубежным экспертным оценкам, она составляет менее 5 %.

Испытания на детекторе, как и опора на поведенческие  признаки, весьма уязвимы. Невинные люди могут испытывать очень сильное  эмоциональное возбуждение, узнав, что их подозревают во лжи. Тем  более если их подозревают в совершении преступления. Возбуждение может стать особенно сильным, если подозреваемый имеет основания думать, что оператор детектора и полиция уже сговорились против него. К тому же страх не единственная эмоция, которую может испытывать лжец: он может чувствовать еще и вину, и восторг надувательства. А любая из этих эмоций вызывает усиление деятельности ВНС и отмечается детектором. И также любую эмоцию может испытывать не только лжец, но и человек абсолютно невиновный. 

Вопрос 36: В чём заключается волевая  регуляция поведения? 

       Волевая регуляция поведения человека её наиболее развитом виде – это сознательное управление собственными мыслями, чувствами. Желаниями и поведением. Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении. Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.                                                                                          

   Волевого  человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе (развитии) несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными. Есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями.    

    Это  — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту. По мнению В.А. И Ванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях. Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие.     

   Волевой  акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо  осознать, осмыслить суть возникшей  проблемы.  Включение воли в  состав деятельности начинается  с постановки человеком перед собой вопроса: “Что случилось?” Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении со знания в процесс осуществления деятельности.                                                         

    Волевая  регуляция необходима для того, чтобы в течение дли тельного  времени удерживать в поле  сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает при обретение человеком волевого контроля над ними. Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научения чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением. Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.          

    Волевая  регуляция может включиться в  деятельность на любом из этапов  ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов  ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели в начале. При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: “Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаяся от них, осознать самого себя… как субъекта… который … возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними.”. 

Вопрос 44: Что такое характер? 

  Характер – это набор психологических свойств, которые определяют поведение человека или животного. Характер является относительно постоянным явлением. Наличие характера является признаком наличия личности.

Устойчивое, структурированное  функционирование индивида. В восприятии наблюдателя характер представляет собой привычный способ мышления индивида, его чувствования и поведения. В характере можно выделить ряд  подсистем и свойств (черт).выражающих различное  отношение личности к отдельным сторонам  действительности, например:

1)Проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т.д.).

2)  проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т.е. в общении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-чёрствость и т.д.).

3)  проявляются в отношении к самому себе (самокритичность-завышенное самомнение, скромность-наглость и т.д.).

4)  совокупность отношений человека к вещам (аккуратность-безалаберность, щедрость-скупость и т.д.).

Типология характеров

В мировой психологической науке  нет единой типологии характеров,но подавляющее большинство психологов исходили из следующих общих идей:

  • 1) довольно рано формировавшись, характер человека проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование;
  • 2) входящие в характер сочетания черт не являются случайными. Они в совокупности представляют системы, четко различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;
  • 3) в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определённые группы.

Наиболее известны следующие типы : педантичные, садо-мазохистский, мыслительный и т.д.

Формирование характера.

 Первые признаки  возникновения и стабилизации  характера  происходят в начале  жизни человека. Возраст от 2-3 до 9-10 лет является сензитивным периодом  для становления характера. В  этом период человеку присуща  возрастная сензитивность,  оптимальное сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, безразличие к людям, черствость.       Начало их формирования во многом связано с первыми месяцами жизни и стилем общения матери с ребёнком. Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера – в ранней юности. К окончанию школы характер фактически сформирован.

  Характер  влияет практически на все  иные свойства личности, на её  познавательные , волевые, эмоциональные  процессы и состояния. 

 Вопрос 52:  Назовите причины того, почему группа обычно принимает более рискованные решения, чем отдельные индивидуумы. 

   Группа -  коллектив, образованный двумя или большим числом людей, взаимодействующих друг с другом и влияющих друг на друга.

 Причины, по которым возникают группы, могут  быть самыми разными: это и потребность  принадлежать к какому-либо сообществу, и потребности в информации, в признании, в достижении определенных целей.

   Одной из основных проблем, связанных с  групповыми решениями, является проблема уровня риска принимаемых решений. Как показывает большинство исследований, уровень риска, допускаемый группой, выше среднего риска, допускаемого индивидом. Группа принимает решение с большим уровнем риска. Явление повышение уровня риска в групповых решениях называется сдвигом риска. Как отмечает Ю. Козелецкий, открытие феномена сдвига риска было весьма неожиданным. Обыденные наблюдения, наоборот, вроде бы свидетельствуют о том, что групповые решения более осторожны. Однако многочисленные данные и, прежде всего данные психологии, говорят о том, что человек, действующий в группе, готов принять решение с большим уровнем риска, чем человек, действующий в одиночку. Существует несколько гипотез, объясняющих сдвиг риска в группе: разделение ответственности за исход рискованных действий между членами группы; стремление следовать в своем выборе за лидером; нежелание оказаться более осторожным, чем другие и т. д.

   Очень важным моментом при принятии групповых  решений является возможность существенных отклонений этих решений от оптимальных. Даже обычные наблюдения показывают, что часто группа, состоящая из весьма образованных и компетентных личностей, принимает такое решение, которое не принял бы ни один здравомыслящий человек-неспециалист.

   В практической деятельности нередко  встречаются ситуации, когда все  члены группы так или иначе  принимают участие в выработке и принятии решений. С точки зрения здравого смысла, совместный подход к принятию решений может казаться более эффективным, чем единоличное решение. Вспомним поговорку: «Ум хорошо, а два лучше». Действительно, то, чего не знает один член группы, может знать другой. В тех случаях, когда решение подразумевает один-единственный определенный ответ, разумно предположение, что чем больше людей в группе, тем больше вероятность того, что, по крайней мере, один из них найдет этот ответ. Однако нередко специалисты в разных областях высказывают скептическое отношение к групповым решениям, приводя другую, более современную поговорку: «Верблюд — это лошадь, спроектированная комиссией». 
Психологи в течение последних десятилетий заняты сопоставлением эффективности индивидуальных и групповых решений. Процесс группового принятия решений по сути сходен с процессом индивидуального принятия решений. В том и другом случаях присутствуют одни и те же стадии — уяснение проблемы, сбор информации, выдвижение и оценка альтернатив и выбор одной из них. Однако процесс группового принятия решений является более сложным в социально-психологическом плане, так как каждая из этих стадий сопровождается взаимодействием между членами группы и соответственно столкновением различных взглядов.
 

Информация о работе Вопросы и ответы по психологии